[<10>] ====== Толкования на Лк. 14:11 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится** См. Толкование на [[new:lk:14:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 14:7]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется** Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее [[new:lk:18:09|(Лк. 18:9-]][[new:lk:18:14|14)]]. В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, – что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же – высочайшая добродетель. «И в житейских отношениях, замечает при сем еписк. Михаил, в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном, духовном царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним и необходимая принадлежность таковой любви – смирение.» Самая лучшая //жертва Богу дух сокрушен//, сказано царепророком Давидом [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет нас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения», учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник. Нет порока, который был бы так противен Богу, как //гордость//, сказано премудрым Сирахом [[old:prsir:10:07|(Сир. 10:7)]]. От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.) //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится** (См. [[new:mf:23:12|Мф.23:12]]). Опять несомненно, что этот общий закон высказан здесь Христом с отношением к надежде фарисеев на участие в Царстве Божием. [<10>]