[<10>] ====== Толкования на Лк. 14:21 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 21-24 **И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных** Званными Евангелие называет иудеев как предварительно приглашенных посредством закона и пророков к христианству; бесприютные бедняки и калеки, бродящие по улицам и переулкам, странники, трудящиеся в дороге или остановившиеся на перекрестке для избрания пути, знаменуют язычников, пребывающих вне дома, вне Церкви, вне богопознания; исчисленные телесные недостатки их надо принимать по отношению к душе. Званые иудеи отказались решительно; вслед за ними призванные язычники едва убедились прийти на вечерю. Званными посреди христианства должны быть признаны славные, богатые, ученые, благополучные в мире сем: Богом дарованные им преимущества пред другими, сопряженное с этими преимуществами удобство к Богопознанию и Богослужению, выражают, без сомнения, призвание Божие к спасению и высшему блаженству... Увы! зрелище, достойное плача! Званные пребывают, как камни, невнимательными к Призывающему. Кажется, только пораженные бедствиями, болезнями, нищетою, лишениями, – только увечные и нищие в гражданском смысле способны послушать Бога: оказывают повиновение Богу, по выражению апостола, невежи по разуму мира, немощные, худородные, уничиженные в мире [[new:1kor:01:27|(1Кор. 1.27-28)]]. Очень верно изображает притча, что нищих, слепых, хромых и калек чудный Раб должен был уговорить и убедить, чтоб они пришли на вечерю. Нам сроднилось и полюбилось наше падение: тяжело разлучаться с ним. Грозным приговором заключил Господь притчу. Он, прозревая всевидящим оком настоящее и будущее невнимание к Нему человеков, сказал: **«мнози суть звани, мало же избранных»**. Всех призывает милосердый Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званных по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включаются в число избранных, потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-24 **И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных** Начальники иудейские были отвергнуты, и никто из них не уверовал во Христа, как и сами они хвалились своей злобой. Когда, – говорили они, – //"уверовал ли в Него кто из начальников"// [[new:in:07:48|(Ин. 7, 48)]]? Итак, эти законники и книжники, как сказал пророк, объюродевше отпадоша благодати, а простодушные из иудеев, которые уподобляются хромым и слепым, и увечным, //"незнатное мира и уничиженное"// [[new:1kor:01:27|(1 Кор. 1, 27-28)]], были призваны. Ибо народ дивился словам благодати, исходившим из уст Иисусовых [[new:lk:04:22|(Лк. 4, 22)]], и радовался о учении Его. Но после того как вошли израильтяне, то есть избранные из них, которых Бог предназначил к славе Своей [[new:rim:08:29|(Рим. 8, 29-30)]], каковы были: Петр, сыны Зеведеевы и прочее множество уверовавших, – после того благодать Божия излилась и на язычников. Ибо в находящихся на "**дорогах**" и "**переулках**" можно разуметь язычников. Израильтяне были внутри города, так как они приняли законоположение и наследовали городской образ жизни. А язычники, будучи чужды заветов и отчуждены законоположения Христова, и не будучи согражданами святых [[new:kol:01:21|(Кол. 1, 21. 12;]] [[new:ef:02:12|Еф. 2, 12,]] [[new:ef:02:03|[[3)]]]], проводили жизнь не на одной дороге, но на многих "**дорогах**" беззакония и невежества, и в "**изгородях**", то есть в грехах; ибо грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога [[old:is:59:02|(Ис. 59, 2)]]. Словом "**на дорогах**" намекается на скотоподобную и разделенную на многие мнения жизнь язычников, а словом "**в переулках**" указывается на жизнь их во грехах. – Не просто повелевает позвать сих (находящихся по дорогам и по изгородям), но понудить, хотя вера есть дело произвола каждого. Для того сказал он: понуди, чтобы мы познали, что уверование язычников, находившихся в глубоком неведении, есть знамение великой силы Божией. Ибо если бы немного было силы у Проповедуемого и невелика была истина учения, то как люди, служащие идолам и совершающие постыдные дела, могли бы убедиться, вдруг познать истинного Бога и совершать духовную жизнь? Желая указать на чудность сего обращения, и назвал оное понуждением. Как бы кто сказал: язычники и не желали оставить идолов и чувственных наслаждений, однако ж, истиной проповеди принуждены были оставить их. Или иначе: сила знамений составляла великое побуждение обратиться к вере во Христа. – Вечеря сия приготовляется ежедневно, и все мы призываемся в Царство, которое Бог уготовал людям еще прежде создания мира [[new:mf:25:34|(Мф. 25, 34)]]. Но мы не удостаиваемся оного, одни по любопытству мудрости, другие по любви к вещественному, иные по любви к плоти. А человеколюбие Божие дарует сие Царство другим грешникам, которые слепы разумными очами, не понимают, что есть воля Божия, или и понимают, но хромы и неподвижны к исполнению оной, и нищи, как лишившиеся небесной славы, и увечные, как не обнаруживающие в себе непорочной жизни. К сим-то грешникам, блуждающим по широким и пространным путям греха, Отец Небесный посылает с приглашением на вечерю Сына Своего, который стал рабом по плоти, пришел позвать не праведников, но грешников [[new:mf:09:13|(Мф. 9, 13),]] и обильно угощает их вместо тех разумных и богатых, и угождающих плоти. На многих Он посылает болезни и бедствия, и через то невольно заставляет отказаться от такой жизни, по судьбам, по каким Сам знает, и приводит их на Свою вечерю, обращая в побуждение для них наведение бедствий. Примеров сему много. – В более простом смысле, притча научает нас подавать лучше нищим и увечным, чем богатым. К чему Господь убеждал несколько выше, к тому самому, кажется, сказал и притчу сию, уверяя оною еще более, что угощать должно нищих. Научаемся (сей притчей) еще и другому, именно: что мы должны быть так усердны и щедры на принятие братьев (меньших), что должны убеждать их к участию в наших благах и тогда, когда они не желают. В этом для учителей сильное внушение, чтобы они наставляли учеников своих должному и тогда, когда сии не желают. ===== Еп. Вениамин (Милов) ===== **И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых** Под **нищими** разумеются люди, обнищавшие от страстей и не стремящиеся к земным удовольствиям. **Слепые** — это люди, не идущие за ложными учениями света, они слепы для этого, но лучше быть слепым здесь, на земле, да зрячим на небе. **Хромые** — те, у которых хромают колени, когда им нужно пойти на зрелище, но которые приобретают крепость, когда они посещают храм Божий и совершают добрые дела. Наконец, в Царство Божие войдут **увечные**. Это люди, живущие среди неверующих и не разделяющие их взглядов. Они должны "изувечить" себя, порвать духовное общение с людьми неверующими, хотя бы живя под одной с ними кровлей, ибо лучше остаться с одним оком, вырвать соблазняющие члены, чем лишиться Царствия Божия. Это и есть те духовно изувеченные люди, которые насладятся на Трапезе Христа. И кто не будет стараться о земных приобретениях, кто будет бороться со своими страстями и порвет духовное общение с людьми неверующими, тот будет призван к небесной Трапезе, где будет воздавать хвалу единому Богу. **//Проповеди.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И пришед раб той поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищыя и бедныя и слепыя и хромыя введи семо** **Изыди на распутия и стогны града** (пойди по улицам и переулкам города) и пр. Это значит, что когда руководители еврейского народа отказались от участия в царстве Мессии, т. е. не слушали Его учения, Христос Спаситель обращается к простому народу. Народ представлен в притче под образом **нищих, увечных, хромых и слепых** и блуждающих **по улицам и переулкам города**; это указывает с одной стороны, на низшее положение и бедное состояние народа сравнительно с представителями его, а с другой, на такое же его нравственное состояние: слепота означает его неученость, невежество в учении веры и закона, хромота и увечье указывает на служение его и Богу и вместе миру и греху, бедность – на скудость добрыми делами. Бывшие на распутиях и стогнах означают тех, кои ходили по пространному пути разврата, жили без учения и постановлений. И проповедь среди простого еврейского народа, не то, что среди начальствующих, ученых и богатых: сопровождалась успехами. Так напр, от проповеди ап. Петра после сошествия Св. Духа сразу уверовали около трех тысяч, а затем при исцелении хромого 5000 человек. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых** См. Толкование на [[new:lk:14:16#lopuxin_ap|Лк. 14:16]] [<10>]