[<10>] ====== Толкования на Лк. 14:34 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее** См. Толкование на [[new:lk:14:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 14:31]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 34-35 **Добро есть соль: аще же соль обуяет, чим осолится? Ни в землю, ни в гной потребна есть: вон изсыплют ю. Имеяй ушы слышати, да слышит** Приточное Христово изречение о соли есть и у еванг. Матфея [[new:mf:05:13|(Мф. 5:13)]] и Марка [[new:mk:09:50|(Мк. 9:50)]]. Соль имеет свойство предохранять от порчи съедомые предметы и делать пищу здоровою и приятною; но она может и испортиться – потерять свою полезную силу, и тогда делается совершенно негодною ни к чему, – даже и для земли и для навоза не принесет пользы, и ее в таком случае бросают, как ни к чему негодную (**ни в землю, ни в гной** – навоз – **потребна есть; вон изсыплют ю** – (выбрасывают ее). Что соль для пищи, то самоотвержение для христианина: без самоотвержения христианин не может быть истинным последователем Христовым. И здесь смысл притчи о соли тот же, что выше о строителе башни и о царе. У еванг. Матфея Господь говорит, обращаясь к Своим ученикам: //вы – соль земли//; это значит: вы своею жизнию и делами – своим примером должны предохранять мир от нравственной порчи, т. е. от заблуждений и пороков, противодействовать распространению растлевающих мудрований и обычаев – и содействовать его нравственному здоровью, т. е. развивать и укреплять в нем добрые понятия, и возбуждать к доброй деятельности. **Аще соль обуяет** (потеряет силу) и пр. Это значит: если бы случилось так, что вы – Мои ученики и нравственный пример во вселенной – потеряли бы нравственную силу и влияние на мир, то кто же тогда может иметь эту силу и влияние? Что будет и с вами самими в таком случае? Вы тогда и сами погибнете, как соль, которая, потеряв силу, была бы выброшена. Епископ Феофан так поучает по поводу изречения Господня о соли: «Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа; а коль скоро оно отступает от этого направления, и, вместо уроков Господних, усвояет себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостию заблуждения и лжи и начинает действовать уже не целительно, а заразительно. История подтвердила и подтверждает это повседневными опытами» (сбор. Барс.). **Имеяй уши слышати** и пр. Это – изречение, которое Господь употреблял нередко, когда нужно было обратить особенное внимание на какое-либо Его учение (см. [[new:lk:08:08|Лк. 8:8]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 34-35 **Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит** Смысл этого приточного изречения такой: как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно, способность на самопожертвование. Чем будет возможно возжечь в учениках решимость на самопожертвование, если они утратят ее? Нечем, подобно тому, как нечем вернуть соли ее утраченную соленость. //«Но если соль...»// Точнее: но если даже и соль (ἐὰν δὲ τὸ ἅλας) потеряет силу, а этого – такова мысль приведенного выражения, – однако, нельзя ожидать в силу самой ее природы (ср.[[new:mf:05:13| Мф.5:13]]; [[new:mk:09:50|Мк.9:50]]). [<10>]