[<10>] ====== Толкования на Лк. 15:7 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии** Кто там радуется таким образом? Радуется Бог Отец, видя яко //"сын Его сей//, то есть грешник, //иже мертв бе... и изгибл»//, теперь, через покаяние, //«оживе... и обретеся»// – для Его, то есть любви и наследия благ вечных [[new:lk:15:24|(Лк. 15:24)]]. Радуется Сын Божий, Спаситель наш, видя, что кровь Его, пролиянная Им на кресте во искупление всех грешников, не осталась туне, а послужила во спасение покаявшегося грешника. Радуются все Ангелы Божии, ибо провидят в покаявшемся грешнике своего будущего собрата, коего спасению они служили доселе бесплодно. И приметьте, братие, силу выражения Спасителя: **"радость бывает на небеси о единем грешнице кающемся»**. Много значило бы для грешника, когда бы обращение и покаяние его были токмо благосклонно приняты на небе (ибо что удивительного, если бы и отвергли их); еще более важно и отрадно было бы для грешника, когда бы покаяние его доставляло утешение, хотя малое, небожителям, тем паче если и радость; но вот, оно, по свидетельству Господа, производит гораздо более, производит то, чего и ожидать было нельзя, – радость особенную, великую, род некоего блаженства: **"радость бывает велия на небеси!"** То есть, на небе бывает в это время именно то, что мы на земле обыкли называть великим торжеством и празднеством. И кто же творит собою этот праздник целому небу?.. Бедный, но кающийся грешник! Чем? Одним своим покаянием! Кто бы мог поверить сему, если бы не свидетельствовал о том Сам Сын Божий? Но поелику свидетельствует Он, то нет места недоумению; остается только удивляться, благодарить, славить милосердие Господа и – каяться! **//Слово в день храмового праздника поклонения честных вериг святого и всехвального апостола Петра.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== Как, по сказанному Господом, «**радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся**»; так великая печаль и плач бывают на небеси об одной душе, отпадающей от вечной жизни. И как на земле, когда умирает какой-нибудь богатый человек, с пением, со слезами и сетованием, сопровождают его из сей жизни братья его, родные, друзья, знакомые: так и о душе той со слезами и пением творят плач все Святые. Ибо и в другом месте дает это разуметь Писание, говоря: «//рыдай кипарис, ибо упал кедр//» [[old:zah:11:02|(Зах. 11, 2)]]. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 15.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии** См. Толкование на [[new:lk:15:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 15:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния** Так дорого для Господа спасение каждой души кающегося грешника! Если радуются на земле по случаю отыскания бессловесной твари, то не наипаче ли радуются по случаю обретения и спасения заблудшего разумного существа? Радуется о нем Пастырь душ, Господь, а с ним – друзья и соседи, т. е. небожители, присно близ Него живущие на небесах. – Некоторые толкователи под праведниками, **иже не требуют покаяния** (не имеющими нужды в покаянии) разумеют мнимых праведников – фарисеев: так как безгрешных нет между людьми и нет ни одного истинного праведника, который бы сознавал себя чуждым греха и не чувствовал нужды в покаянии. В гордом сознании своей праведности они не чувствуют нужды в покаянии и не каются, и далеки от спасения, и потому и девяносто девять их возбуждает на небе не радость, а скорбь, тогда как и **один кающийся грешник** возбуждает там **радость**. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии** См. Толкование на [[new:lk:15:03#lopuxin_ap|Лк. 15:3]] ===== Архиеп. Аверкий (Таушев) ===== **кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее** Под 99 праведниками, не имеющими нужды в покаянии, толкователи Евангелия понимают обычно Ангелов Божиих, или праведников, уже отошедших в вечность и сподобившихся блаженства. В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже. **//Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.//** [<10>]