[<10>] ====== Толкования на Лк. 15:12 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** **«Приступив же, юнейший рече отцу»** – действительно **«юнейший»** (т.е. несерьезный, незрелый), потому что он представил требование юношеское (несерьезное) и полное безрассудства; так и грех, замышляемый кем-либо, рождая отступление (от Бога), является более новым по происхождению и более поздним рождением злого нашего произволения; а добродетель – первородна, от вечности сущая в Боге, вложенная же в наши души от начала от Бога, как следствие благодати. И приступив, говорится, младший сын сказал отцу: **«Даждь ми достойную часть имения»**. Вот какое безрассудство: не припал коленопреклоненно, не попросил, но просто **«сказал»**, и не только это, но как бы долг требует от Того, Который всем туне дает. «Дай мне полагающуюся мне часть имения, по закону и по справедливости принадлежащую мне мою долю». И какой это закон и как может быть справедливым, чтобы отцы были должниками детей?! Напротив, конечно, сама природа явила, что дети должники отцам, как приявшие от них жизнь. Но и это его поведение показывает незрелость его мышления. Что же сделал Посылающий дождь на праведных и неправедных и Заповедующий солнцу светить на дурных и добрых? – Он разделил им, говорится, средства к жизни. Видишь ли, что ни в чем не испытывает недостатка Сей Человек и Отец? – Ибо иной не разделил бы только на двоих и не только на две части, но третью часть средств к жизни сохранил бы и для себя. Но Он, как Бог, как и говорит Пророк Давид, не нуждающийся в наших благах [[old:ps:015:02|(Пс.15:2)]], только этим двум сыновьям, говорится, разделил имущество, т.е. весь мир: ибо как одно естество разделяется различной настроенностью, так и единый мир – различным использованием. Так, один говорит Богу: //«Весь день воздех к Тебе руце мои»// [[old:ps:087:10|(Пс.87:10)]]; и – //«Седмерицею днем хвалих Тя»// [[old:ps:118:164|(Пс.118:164)]]; и – //«Полунощи востах исповедатися Тебе»// [[old:ps:118:062|(Пс.118:62)]]; и – //«Воззвах внегда скорбети ми»// [[old:ps:119:01|(Пс.119:1)]]; и – //«Уповах на словеса Твоя»// [[old:ps:118:042|(Пс.118:42)]]; и – //«Во утрия избивах вся грешныя земли»// [[old:ps:100:08|(Пс.100:8)]], – отсекал все стремления плоти, движимые к услаждению. А другой проводит день в пьянстве и ищет где будет выпивка, и проводит ночь в недостойных и беззаконных делах, и спешит к устроению скрытых западней или же явного злого умысла и на похищение денег и на дурные замыслы. Итак, разве не разделили эти (два вышеприведенных типа людей) одну ночь и одно солнце, а прежде сего собственное естество, пользуясь одним и тем же совершенно по-разному. Бог же равно разделил всем всю тварь, предложив в употребление по воле каждого. **//Омилия 3. На притчу Господню о спасенном блудном сыне.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов, может быть образом и всего падшего человеческого рода и каждого человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну - дары Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие из Божиих даров - ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божиих. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** Кого изображает притча в лице и действиях младшаго сына? – Человека грешника. В каких бы ни был летах возраста, не зрел духовным возрастом, неоснователен, легкомыслен тот сын, который не понимает счастия быть близ сердца добраго отца, под мирным кровом дома его, и хочет удалиться без нужды, для того только, чтобы жить по своей воле. Подобно сему всегда незрел духовным возрастом, неоснователен, легкомыслен грешник, который не хочет признать блаженства быть с Богом посредством веры, молитвы, любви, жить в помощи Вышняго, //в крове Бога небеснаго// [[old:ps:090:01|(Псал. XC. 1)]], и удаляется от воли Божией чистой, святой блаженнотворной, в свою волю плотскую, нечистую, и посему самому уже несчастную. Чтo значит в притче взятие и присвоение младшим сыном своей части отеческаго имения? – Сим изображено начало греховнаго состояния, когда человек, на то, чтo имеет от Отца Небеснаго, и от Его Провидения, перестает взирать, как на дары Божии, а начинает смотреть, как на свою собственность, и с самоуслаждением думает: это моя способность, мое знание, мое искусство, мой подвиг, моя заслуга, мое достоинство, мое богатство; а за сим естественно последует то, что данныя ему блага он и употреблять будет только для себя, а не для Бога. Остановись, чадо, и остерегись! Отсюда начинается путь, который может довести до расточения полученнаго достояния, до нищеты, до голода, до состяния пасущих свиния. **//Беседа в неделю о блудном сыне и на память свт. Алексия. 1856 г.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** См. Толкование на [[new:lk:15:11#svt_feofan_zatvornik|Лк. 15:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** См. Толкование на [[new:lk:15:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 15:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.12-13 **и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно** **Юнейший ею** (младший из них), как более легкомысленный и неопытный. **Достойную** – следующую по закону Моисееву [[old:vtor:21:17|(Втор. 21:17)]] – **часть имения**. Под имением разумеются дары Божии, получаемые человеком, – естественные, как-то: ум, воля, здоровье и т. п. и духовные, благодатные, получаемые в таинствах, – напр, в крещении очищение грехов, в миропомазании помощь к христианской жизни, в причащении освящение. Удаление сына от отца, который не мог дать ему свободы жить так, как хочется, означает удаление человека от Бога, или оставление пути спасения, который кажется ему тяжел, своеволие и забвение своих нравственных обязанностей. «Удаляемся мы от Бога, пишет Златоуст, не местом, но делами: ибо первое невозможно. Но грехи наши отлучают нас от Бога». Жизнь блудная (распутная) в дальней стране и расточение имения частию буквально изображают жизнь и состояние грешников в удалении от Бога. Вообще же этим означается то, что грешники, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и прилепляясь к ним мыслями, чувствами, желаниями и делами, чрез это прелюбодействуют от любви Божией; и сластолюбивый расточает сокровище здоровья, имение, гордый – злато душевных сил даже до лишения ума (Филар.), теряют свою чистоту и силы Духа Святого, а с этим и надежду на небесное блаженство. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение** По еврейскому наследственному праву, младший сын после смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего[[old:vtor:21:17| (Втор.21:17)]]. Отец мог и не давать сыну заранее его часть, но все-таки, по своему соображению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына и заранее разделил имение между обоими сыновьями, причем остался владельцем доли, предназначенной старшему, который по-прежнему оставался у отца в подчинении (стихи 29–31). [<10>]