[<10>] ====== Толкования на Лк. 15:17 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода** Придя в себя и поняв в какое бедственное положение он попал, этот отколовшийся от своего Отца сын оплакал себя, говоря: **«Колико наемником Отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю»**. Кто эти **наемники**? – Это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают как бы некую плату – спасение. Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям; как и говорит Господь: //«Кто любит Мя, Слово Мое соблюдет»// [[new:in:14:23|(Ин.14:23)]]. **//Омилия 3. На притчу Господню о спасенном блудном сыне.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 17-20 **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его** Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, **еще далече ему сущу**, видит Бог: видит и уже поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею благодатию. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода** Изобразив крайнее бедствие грешника, притча показывает далее, как может он возникнуть от диавольския сети, и освободиться от порабощения греху. Заблуждший сын пришел в себя. Это начало обращения грешника к Богу. Прежде блуждал он мыслями и желаниями вне себя, по предметам своих страстей и похотей, и, когда скучал от их неудовлетворительности, в них же искал для себя новых обаяний. Счастливо для него крайнее бедствие вне, которое обращает его внутрь. Вошед в себя, он яснее сознает, чего требует душа его, и как многаго ей недостает; воспоминает Отца небеснаго, и блага, которых лишился чрез удаление от Него; и решается возвратиться к Нему, то-есть, оставить жизнь греховную, и жить по заповедям Божиим. – Берегись разсеяния, желающий спасения; входи в себя; внимай себе и Отцу небесному. **//Беседа в неделю о блудном сыне и на память свт. Алексия. 1856 г.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода** См. Толкование на [[new:lk:15:11#svt_feofan_zatvornik|Лк. 15:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-21 **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим** Со временем распутный пришел в себя. Ибо доколе он жил развратно, он был вне себя. Говорится, что он расточил имение, и справедливо: поэтому он вне себя. Ибо кто не управляется разумом, но живет как неразумный и других доводит до неразумия, тот вне себя, и не останется при своем имении, то есть при разуме. Когда же кто сообразит, в какое он впал бедствие, тогда он приходит в себя чрез размышление и обращение от блуждания вовне к покаянию. Под "//наемниками//", вероятно, разумеет оглашенных, которые, как еще непросвещенные, не успели еще сделаться сынами. А оглашенные, без сомнения, удовольствуются духовным хлебом с избытком каждодневно слушая чтения. И чтобы тебе знать различие между наемником и сыном, слушай. Три разряда спасающихся. Одни, как рабы, делают добро из страха суда. На это намекает Давид, когда говорит: //"Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь"// [[old:ps:118:120|(Пс. 118, 120)]]. Другие - наемники; это, кажется, те, кои стараются благоугождать Богу из желания получить благо, как тот же Давид говорит: //"Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца"// [[old:ps:118:112|(Пс. 118, 112)]]. А третьи - сыны, то есть те, кои соблюдают заповеди Божии из любви к Богу, о чем опять тот же Давид свидетельствует: //"Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем//"[[old:ps:118:097| (Пс. 118, 97)]]. И опять: //"руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил"// [[old:ps:118:048|(Пс. 118, 48)]], а не //"которых убоялся"//. И еще: //"Дивны откровения Твои"//, и поскольку дивны, //"потому хранит их душа моя"// [[old:ps:118:129|(Пс. 118, 129)]]. Итак, когда тот, кто находился в разряде сынов, но потом чрез грех лишился сыновства, увидит, что другие наслаждаются Божественными дарованиями, причащаются Божественных Тайн и Божественного хлеба (а под названием наемников можно разуметь не только оглашенных, но и вообще членов церкви, находящихся не в первом чине); тогда он должен сказать сам себе сии слова сожаления: //"сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода"//. Но "//встану//", то есть от падения греховного,// "пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! я согрешил против неба и пред тобою"//. Оставив небесное, я согрешил против оного, предпочтя ему презренное удовольствие, и вместо неба, своего отечества, выбрав лучше страну голодную. Ибо как тот, можно сказать, грешит против золота, кто предпочитает ему свинец, так тот грешит против неба, кто предпочитает ему земное. Ибо он, без сомнения, удаляется от пути, ведущего на небо. И заметь, что когда он грешил, тогда делал грех как бы не пред Богом, а когда раскаивается, тогда чувствует себя согрешившим пред Богом. //"Встал и пошел к отцу своему"//. Ибо нам должно не только желать того, что угодно Богу, но и самым делом исполнять. - Ты видел теперь теплое покаяние, посмотри же и на милосердие отца, Он не дожидается, пока сын дойдет до него, но сам спешит навстречу и обнимает его. Ибо, будучи по природе Отцом, Бог есть Отец и по благости. Он весь всего обнимает сына, чтобы со всех сторон соединить его с Собой, как сказано: //"и слава Господня будет сопровождать тебя"// [[old:is:58:08|(Ис. 58, 8)]]. Прежде, когда сын сам удалялся, время было и отцу удалиться от объятия. А когда сын приблизился чрез молитву и обращение, тогда благовременно стало и обнять его. Отец //"пал на шею"// сыну, показывая, что она, непокорная прежде, стала ныне покорной, и "//целовал//" его, обозначая примирение и освящая уста прежде осквернившегося, как бы некое преддверие, и чрез них ниспосылая освящение и вовнутрь. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю** **В себе пришед**. Оборот речи весьма выразительный. Так говорят о человеке, когда, после тяжкой болезни, сопровождавшейся потерею сознания, у этого больного является сознание. Не так же ли, до потери сознания, бывает болен духовно человек грешник, когда не сознает требований воли Божией, забывает Бога и совесть, и честь? Наконец, тяжкие следствия греха и внешние бедствия, как Божии вразумления, приводят грешника в себя, и он как бы (просыпается, и начинает познавать предметы в их истинном виде (Мих.). Вошед в себя, он яснее сознает, чего требует душа его, и как многого ей недостает; воспоминает Отца небесного и блага, которых лишился чрез удаление от Него; и – решается возвратиться к Нему, т. е. оставить жизнь греховную и жить по заповедям Божиим. Все это самым разительным образом видно на блудном сыне в притче. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих** //«Придя же в себя»//. Нужда заставила блудного сына одуматься и прежде всего вспомнить об отцовском доме, о котором он совсем забыл и который теперь представился ему во всем своем контрасте с его настоящим положением. Там даже наемники имеют много хлеба, а он, сын хозяина этого дома, здесь умирает с голоду! Поэтому он решается пойти к своему отцу и покаяться перед ним в том, что оставил его. //«Против неба»//. Небо представляется здесь как местопребывание Божества и чистых духов – оно, можно сказать, олицетворяется. Высший небесный мир представляется оскорбленным грехами блудного сына. //«И пред тобою»//. Так как грешим мы в собственном смысле только против Бога [[old:ps:050:06|(Пс.50:6)]], то если сын здесь называет себя согрешившим пред лицом отца (ἐνώπιόν σου), то понимает в этом случае отца как представителя Бога. Или же это выражение можно расширить так: «и вот я как грешник стою пред тобою». **//Толковая Библия.//** [<10>]