[<10>] ====== Толкования на Лк. 16:22 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** С премирными почестями, как ратоборец, препровождается нищий для получения венцов. Господь же, выставив богача не спасающегося, тотчас указывает нам и спасенного богача; а таков Авраам. Но не называет его богатым, потому что имел нечто лучшее богатства, добродетель, так как всем оказывал любовь отеческую и благорасположенность. Посему и именуется от того лучшего, что имел, то есть от добродетели; потому что слово Авраам в переводе значит «отец множества». А тот богач не обладал ничем лучшим кроме земного и преходящего богатства; потому и назван по нему. Но не из-за богатства не достиг спасения, а из-за любви к наслаждениям и бессердечия. Потому что и Авраам был богат; но чрез боголюбие, милосердие и странноприимство не только сам получил спасение, но сделался и местом спасаемых. Посему и Лазарь умерший препровожден был ангелами (ибо они, по выражению ап.Павла [[new:evr:01:14|(Евр.1:14)]], посылаются на служение для имеющих наследовать спасение), – препровожден же был ими на лоно Авраамово. А лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ. **«Умер и богач, и похоронили его»**. Может быть Лазарь по смерти и не был похоронен прилично, так как и не имел кто бы позаботился о том. Посему в речи о нем нисколько не упомянул о погребении, а здесь присовокупляется, что умерший богач и похоронен был, – а вместе и для того упомянуто об этом, чтобы указать на блеск и роскошь при самом погребении богачей. **//Омилия 44. На 22-е воскресное Евангелие.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** Евангелие не упоминает ни о какой добродетели нищего Лазаря; говорит только о его страдальческой жизни и о том, что ангелы отнесли душу его в отделение рая, именуемое лоном Авраамовым. Святые отцы даже замечают, что Лазарь имел грехи, за которые попущены ему были Богом болезнь и нищета. К такому заключению приводят слова, сказанные о нем, что он //восприял злая// [[new:lk:16:25|(Лк. 16. 25)]]. Подобное выражение употреблено и о богаче для означения, что имущество было предоставлено богачу Богом, отнюдь не было его собственностью, как ошибочно думают многие о своем имении. В чем должно искать причину спасения и блаженства в вечности, дарованных Лазарю? Какая добродетель была его добродетелью? Причиною его спасения, его добродетелью было покаяние. Очевидно, что он, подобно разбойнику, распятому одесную Господа, сознавал себя достойным наказания, благодарил и славословил Бога за наказание во времени, молил о помиловании в вечности. Справедливо замечают отцы, что об этой добродетели Лазаря, хотя и умолчано, но она явствует из последствий, иначе ангелы не предстали бы ему и не поместили бы его в вечной обители святых, угодивших Богу. **Погребоша его!** только. Не чем иным оканчивается поприще всякого великого земли, приносившего жизнь в жертву для земли. Какое холодное изречение! **Погребоша его**: - это сказано не столько о погребении тела в неглубокой могиле, сколько о погребении души в могиле глубочайшей, в адской бездне. Загробная участь богача поведана в противоположность загробной участи нищего. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** Умирают богатые, так же, как умирают бедные. Никто не рождается на этот свет, чтобы жить в нем вечно, ибо этот свет и сам смертен и ждет своего конца. Богачи умирают, вздыхая об этом свете, а бедняки – вздыхая о том. Оставив этот мир, богач оставил блеск, роскошь и наслаждения; а Лазарь, оставив этот мир, оставил голод, струпья и псов. Но взгляните теперь на жатву Божию! Когда умер бедняк, ангелы взяли душу его и отнесли в рай; а когда умер богач, ангелы вернулись от его смертного одра с пустыми руками. На одном, снаружи гнилом, дереве ангелы нашли и собрали дивные и спелые плоды; а на другом, снаружи густолиственном и зеленом, не нашли никаких плодов. А //«всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»// [[new:lk:03:09|(Лк. 3:9)]]. Эти пророческие слова буквально сбылись на немилосердном богаче. И тело его, и душа были срублены; тело брошено в могилу – гореть в земле, а душа в ад – гореть в пекле. Ангелы даже не приближались к его смертному одру, ибо знали, что для них там ничего нет; к нему приблизились бесы и люди. И те, и другие желали его похоронить: и бесы похоронили его душу в аду, а люди – тело в земле. Конечно, люди и к мертвым телам богача и Лазаря относились различно, как различно относились к ним живым. Весть о смерти богача разнеслась во все концы, и весь город взволновался и пришел на его похороны. Холодное тело (которое, должно быть, после смерти впервые, с тех пор как родилось, выглядело серьезно) было снова одето в новую порфиру и новый виссон, помещено в гроб, сделанный из редкого дерева и редкого металла, и провезено по городу в позлащенной колеснице конями, покрытыми черными попонами, – такими утомленными, словно и они облеклись в траур по тому, кто своей жизнью проиграл милость Неба. За колесницей шли толпы друзей, родственников и слуг в траурных одеяниях. По кому же был этот траур? По тому, кто не хотел даже объедков со своего стола дать голодному нищему. Весь город собрался у его могилы, чтобы послушать речи о его достоинствах и заслугах перед городом, народом и человечеством – красивые, как порфира, и гладкие, как виссон на теле мертвеца, которому уже не были нужны даже крошки с трапезы этой жизни; речи лживые, как и вся жизнь этого человека; речи пустые, как и душа его была пуста от добрых дел. Наконец тело с порфирой и виссоном положено в землю – чтобы его не лизали псы, но ели черви. На могилу водрузили венки из зелени и цветов – тому, кто потерял венец небесной славы. И воздвигли ему выше человеческого роста дорогой памятник с золотом написанным именем, которое не оказалось в Книге Жизни. Но ни одному из тысяч, собравшихся на этот бесполезный парад, не приходило в голову, что в это самое время душа богача была в аду. А как похоронили бедняка Лазаря? Как найденную на улице дохлую собаку. Кто-нибудь, вероятно, сообщил городским властям, что на улице лежит труп какого-то нищего. Так что властям пришлось потрудиться похоронить его, по многим причинам, но прежде всего по двум: первая – чтобы его псы не разорвали и не растащили по городу; а вторая – чтобы он, разлагаясь, не распространял в городе заразу. Кроме того, нужно его как можно скорее вытащить из города и закопать еще и потому, что мертвое тело, скорченное, покрытое струпьями и одетое в лохмотья, оскорбляет взоры прохожих. Итак, ни одна из причин не была ради Лазаря, а все ради самих горожан. Он, бедняк, досаждал людям своей жизнью, Досадил и смертью. Власти, должно быть, морщились, услышав эту неприятную новость, и искали людей, которые бы выполнили эту неприятную работу, и беспокоились, как оплатить этим людям их работу! И из уст в уста передавали: какой-то нищий умер! Кто будет хоронить нищего? Где, и за чей счет? «Кто этот нищий?» – может быть, спрашивали любознательные дети. Смешной вопрос. Кто же станет узнавать и помнить имена нищих! Вот какая огромная разница была между этими двумя людьми в оценивающих глазах человеческих! Но на небесах не слишком полагаются на человеческие оценки: ни на их похвалы, ни на плевки, ни на ордена, ни на осуждения. Человеческие оценки простираются лишь до могилы, а затем Небо принимает души умерших и дает оценки Само. И по небесной оценке облаченный в виссон богач сошел в ад, а покрытый струпьями Лазарь поднялся в рай. //**Беседы на Евангелие.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** См. Толкование на [[new:lk:16:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 16:19]] =====Митр. Иерофей Влахос===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** Притча сообщает о том, что в жизни человека есть смерть. Богач и Лазарь умерли. Смерть – это разлука души с телом. Это состояние еще называется сном, потому что смерть была упразднена Воскресением Христовым. Христос Своими страданиями, Крестом и Воскресением онтологически уничтожил смерть и дал человеку, живущему в Его Церкви, возможность превзойти ее. То, что смерть является сном, временным состоянием, видно из того, как умирают святые. Все они имеют надежду на Христа, что видно по их нетленным и чудотворным мощам. Бог не создавал смерти. Смерть вторглась в природу, потому что она – плод человеческого греха и удаления от Бога. Существует телесная и душевная смерть. Душевная смерть есть отъятие у души благодати Божией. Телесная – разлучение души с телом. Все люди вкушают страшное таинство смерти, потому что все наследуют тленность и смертность, потому что мы рождаемся для того, чтобы умереть. Смерть – это самое несомненное и неизбежное событие нашей жизни. Даже современные философы-экзистенциалисты говорят, что самым истинным событием является «бытие к смерти». Хотя смерть и является самым вероятным событием, но неизвестны день и час смерти. Никто не знает, когда он умрет. Вопрос в том, чтобы жить правильно, дабы качество смерти определяло к вечной жизни. В тексте притчи говорится: **умер нищий**, а также **умер и богач, и похоронили его**. Смерть, таким образом, является величайшим демократом, потому что не делает никаких исключений. Душа Лазаря по выходе своем из тела была принята Ангелами и приведена на лоно Авраама. Это означает, что существуют Ангелы и, конечно, Ангел Хранитель каждого человека, его личный защитник, которые принимают души праведных людей и приводят их к Богу. Напротив, в другой притче говорится, что души нераскаявшихся грешников принимают демоны. Безумный богач услышал глас от Бога: //Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?// [[new:lk:12:20:|(Лк. 12:20)]]. Глагол "возьмут" (дословно с греч.: «истяжут» (слав.), «потребуют») намекает на демонов, которые требуют душу грешного человека, чтобы держать ее вечно. Следовательно, в страшный час смерти, когда насильно нарушается гармония души и тела, происходят страшные вещи. Души святых принимают Ангелы, а души грешников – демоны. В учении отцов Церкви говорится о так называемых мытарствах, демонах, воздушных духах, которые стремятся к тому, чтобы вечно удерживать при себе души всех людей. Естественно, души святых, соединившихся со Христом и имеющих печать Всесвятого Духа, не могут подпасть власти демонов. Под мытарствами отцы Церкви понимают ненависть и агрессивную ярость демонов, а также существование страстей, требующих удовлетворения и не находящих его по причине отсутствия тела. Именно это состояние душит человеческую душу, ощущающую страшное недовольство. Это мучение души похоже на то, как один человек находился бы в тюрьме в полном уединении, не имея возможности спать, есть, встретиться с человеком и так далее. Тогда действительно страсти свирепеют. Тот факт, что души людей принимаются как Ангелами, так и демонами, связан с состоянием самих людей. Как говорят отцы, Ангелы и души в сравнении с вещественными телами являются умными духами, но в сравнении с Богом суть нечто вещественное. Поэтому Ангелы называются эфирными существами, они не являются совсем невещественными. Иными словами, душа тварна, создана Богом. Она бессмертна по благодати, потому что бессмертие – дар Божий ей. Все сотворенное имеет начало и конец. Душа, будучи тварной, имеет некое определенное начало, но не имеет конца, потому что так восхотел Бог. **//Жизнь после смерти. Герменевтический анализ притчи о богаче и Лазаре.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его** **Несену быти** (отнесен был) **Ангелы на лоно Авраамле** (Авраамово), т. е. в царство небесное. Образ взят от возлежания на вечерях, при чем возлежать на персях было знаком особенной близости между собою возлежащих таким образом (Мих.); так во время Тайной вечери возлежал на персях Иисуса Христа любимый ученик Его Иоанн Богослов [[new:in:13:23|(Ин. 13:23)]]. Лазарь возлежал на лоне Авраамовом, это значит, что он удостоился вместе с ним блаженства в царстве небесном [[new:mf:08:11|(Мф. 8:11)]]. Авраам, это – первый и главный патриарх еврейского народа. Он среди всеобщего идолопоклонства и нечестия сохранил и благочестие и веру в истинного Бога и передал то своему потомству, почему и удостоился райского блаженства на небе. Лазарь был отнесен в рай Ангелами, потому что Ангелы, как говорит Апостол, //суть служебные духи, на служение посылаемые// Богом //для тех, которые имеют наследовать спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]. По Божию повелению, Ангелы, служа хранителями верующих в течении их жизни на земле, конечно, не оставляют их в самые важные минуты и по смерти. Так учит св. Церковь наша. О богатом говорится, что **его погребоша** (похоронили). Это значит, что похороны его, как богатого, были великолепны, – не то, что похороны бедного Лазаря, потому о похоронах Лазаря ничего и не говорится. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его** //«Отнесен был Ангелами».// Конечно, отнесена была душа нищего Ангелами, которые, по иудейскому представлению, относят в рай души праведных. «//Лоно Авраамово//». Так у евреев обозначалось райское блаженство праведных. Праведники пребывают после смерти в теснейшем общении с патриархом Авраамом, покоясь головой на груди его. Однако лоно Авраамово не то же, что рай, – это, так сказать, избранное и лучшее положение, какое в раю занял нищий Лазарь, нашедший здесь себе тихое убежище в объятиях своего предка (образ здесь взят не от вечери или трапезы, о которой, например, упоминается у[[new:mf:08:11| Мф.8:11]] и [[new:lk:13:29|Лк.13:29–30]], а от обычая родителей согревать в своих объятиях детей; ср. [[new:in:01:18|Ин.1:18]]). Конечно, рай здесь берется не в смысле царства славы (как в [[new:2kor:12:02|2Кор.12:2]] и сл.), а только как обозначение беспечального состояния праведников, отшедших из земной жизни. Это состояние – временное, в нем праведники будут находиться до второго пришествия Христова. [<10>]