[<10>] ====== Толкования на Лк. 16:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** См. Толкование на [[old:is:13:04#svt_ioann_zlatoust|Ис. 13:4]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** Видите, что и сам Авраам, хотя бы и хотел, не может помочь тамошним осужденным? Ибо, говорит, совсем непроходима находящаяся среди нас пропасть, так что хотящие перейти не могут. **«И оттуда»**, говорит, **«к нам не переходят»**. Кажется, иные из мучимых находятся еще в более глубоком месте пламени, о коих Авраам говорит, что они **«оттуда»**; но вместе и сильнейший мучительный огонь испытывают, так что вовсе не могут говорить. Должно быть эти люди скупого нрава и в нынешнем веке богатеющие грабежом, в чем теперешний богач не обвиняется. Потому что осуждается не как хищник и обидчик, а только как немилосердный и сластолюбивый. Ему говорит Авраам: так как ты усладительную, распущенную и рассеянную жизнь предпочел воздержанной, то по справедливости ныне постигли тебя горе, скорбь и теснота [[new:rim:02:09|(Рим.2:9)]]; а так как и с бедными не имел никакой общительности посредством подаяния [[new:evr:13:16|(Евр.13:16)]], и //«не приобрел друзей богатством неправедным»// [[new:lk:16:09|(Лк.16:9)]], и не //«дал своего избытка в восполнение их недостатка»// [[new:2kor:08:14|(2Кор.8:14)]], но совершенно пребыл необщительным со святыми [[new:rim:15:26|(Рим.15:26)]], отделяясь от них как злоба отделяется от добродетели, то посему теперь между нами, прожившими добродетельно, и вами, проводившими жизнь во зле, утверждена великая и непроходимая пропасть, так что никогда невозможно переходить одним к другим. Доказывает же чрез сие нескончаемость и неизменяемость как мучения грешников, так и блаженства праведников. **//Омилия 44. На 22-е воскресное Евангелие.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** Говорит Авраам о неизменяемости загробных состояний, не присовокупляя никакого объяснения: это — установление Божие, не подлежащее суду человеческому, принимаемое верою, вполне ясное для единого Бога. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** См. Толкование на [[new:lk:16:25#svt_nikolaj_serbskij|Лк. 16:25]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** Авраам отвечал, что великая пропасть утвердилась между ним и страждущим в муках богачом, показывая различие между праведными и грешными. Ибо Авраам был страннолюбив и нищелюбив, принимал приходящих издалека, а богач немилосердно отвращался от лежащего в язвах при вратах его. Посему, как расположения противоположны, так и места переселения раздельны одним - покой, другим - мучение. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** См. Толкование на [[new:lk:16:23#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 16:23]] =====Митр. Иерофей Влахос===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** В притче говорится, что между тем местом, где находился Авраам, и адом, где был богач, была **великая пропасть**, и было невозможно перейти из одного места в другое. Конечно, речь здесь не об особом месте, как мы уже говорили ранее, а об особом образе жизни. Очевидна разница между раем и геенной как между различными образами жизни. Рай и геенна существуют не с точки зрения Бога, а с точки зрения человека. Бог посылает Свою благодать всем людям, потому что //Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных// [[new:mf:05:45|(Мф. 5:45)]]. Если Бог заповедует нам любить всех людей, даже своих врагов, то Он так же поступает и Сам. Невозможно, чтобы Он не любил грешников. Но каждый человек ощущает любовь Божию по-разному, в зависимости от своего духовного состояния. Свет обладает двумя свойствами: просвещающим и дожигающим. Если у человека хорошее зрение, то он радуется просвещающему свойству солнца, его Свету, и радуется всему Творению. Но если у него нет глаз, если не обладает зрением, тогда ощущает дожигающее свойство света. Так будет и в будущей жизни, как и в жизни души после ее выхода из тела. Бог будет любить и тех, кто в геенне, но они не смогут ощутить эту любовь как Свет. Она будет для них огнем, потому что они не будут обладать духовным оком и духовным зрением. Нечто подобное бывает и в отношении божественного Причащения. Все могут причащаться. Но если для приготовивших себя оно становится Светом и жизнью, то для недостойно приступающих – судом и осуждением. Это Церковь и изображает на иконе Второго пришествия. На ней мы видим, что от Престола Божия исходит Свет, в котором находятся святые. От того же Престола исходит и огненная река, в которой находятся нераскаянные грешники. Поэтому в Православной Церкви мы уделяем огромное внимание лечению человека. Церковь – это духовная лечебница, больница, которая лечит духовное око, которым является ум. Он болен, он и должен быть исцелен. В этом и заключается все дело Церкви. **//Жизнь после смерти. Герменевтический анализ притчи о богаче и Лазаре.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят** Здесь разумеется и то, что место мучения грешников отделено от места блаженства праведников, а особенно разумеется нравственная пропасть, т. е. нравственное состояние тех и других, по коему утвердившиеся во зле не могут сделаться праведниками и наоборот (Феоф.). Но это конечно нужно понимать в том смысле, что сами собою, напр., своим раскаянием, молитвою, грешники не могут очиститься от грехов: так как после смерти нет покаяния и не приемлется молитва [[old:ps:006:06|(Пс. 6:6)]]. Господь же, по Своему милосердию, дал средство помощи им чрез других – поминовение: совершение молитвы, особенно за литургиею, и дела благотворения, в память их. Конечно эта милость Божия не простирается на нераскаянных грешников и умерших в неверии. И в житиях святых есть множество примеров пользы умершим от поминовения. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят** См. Толкование на [[new:lk:16:24#lopuxin_ap|Лк. 16:24]] [<10>]