[<10>] ====== Толкования на Лк. 17:12 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали** Прекрасно Евангелист отмечает, говоря не: «когда Он вошел», но – **«когда Он входил в город»**, Его встретили прокаженные: потому что, как «нечистые», они были изгнаны из городов и селений, и жили в их окрестностях. Но и **«остановились вдали»** говорится: потому что им, сущим и вне селений, не было допущено смешиваться со здоровыми. **//Омилия 63. На 12-е воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали** Христос Спаситель даровал здравие десяти больным проказою. Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым, и подвергался обрядам очищения. Может быть, сей закон постановлен был, как средство против заразы: а может быть, он указывал и на происхождение проказы от нравственной нечистоты. В самом деле, мы видим в священных повествованиях, что Мариам за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени Пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность, мгновенно поражены были проказою. Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, **входящу Иисусови в некую весь, и не смея приближиться, сташа издалеча**. Вот каким людям не отказал Он в благотворении! Взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия. **//Слово в неделю двадцать девятую по Пятидесятнице. 1849 г.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали** См. Толкование на [[new:lk:17:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 17:11]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 12-13 **Входящу же Ему в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча: и тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны** **Прокаженных**. Проказа, это была страшная болезнь на востоке. Она встречается и доселе, и не на одном востоке, но напр., и у нас в России и в других странах. Проказа сначала обозначается: пятнами на теле в роде лишаев; затем все тело покрывается струпьями и язвами, лице распухает, глаза делаются слезоточивыми, голос сипнет, волосы выпадают, десны напухают и изо рта течет зловонная слюна. Иногда у прокаженного постепенно отпадают ногти, пальцы и суставы рук и ног. С болезнью проказы живут 10–20 лет и более. Она заразительна, и потому больных ею удаляют от общества других. Таков был закон и у евреев [[old:lev:13:46|(Лев. 13:46)]]. Прокаженные их жили вне городов и селений, по б. ч. в пещерах. Св. Григорий Богослов вот как описывает бедствие прокаженных: «Они, лишаясь членов телесных, лишаются вместе и способов трудиться и помогать себе в своих нуждах. Многие не хотят к ним подойти, не хотят посмотреть на них, гнушаются ими, как чем-то омерзительным. Эти люди – живые мертвецы, их нельзя почти узнать, кто они были прежде и откуда. Это – люди обездоленные, у которых нет ни имущества, ни родства, ни друзей; люди, которых и жалеют, и ненавидят. Для них, отверженных, заперто и родительское сердце. И отец собственного своего сына, хотя оплакивает, но гонит от себя, и мать рыдает над живым своим сыном как над мертвецом. Прокаженных гонят из городов, из домов, с площади, с дорог, из бесед, из народных собраний.» Таких прокаженных предстало пред Господом **десять**: может быть соединило их общее бедствие, как замечает св. Григорий Богослов, и они всегда были вместе, чтобы облегчать взаимно страдания друг друга; а может быть они собрались из разных мест для того, чтобы печальным видом своих разнообразных страданий тронуть сердце Иисуса Христа и общей мольбою испросить себе у Него исцеление. **Сташа издалеча** (остановились вдали). Так как проказа была заразительна, то закон и не позволял больным ею не только подходить близко к здоровым, но и входить в селение. **Помилуй нас**, т. е. сжалься над нами, исцели нас от тяжкой и мучительной болезни. «Этими словами, пишет один из духов. витий (о. Ключарев), как бы так говорили прокаженные: «Воззри и на нас, Милосердый Учитель и Всемогущий Врач! К Тебе здоровые ведут и несут больных, мы все – больные, и ведем к Тебе друг друга, за нас некому просить; наши язвы и страдания умоляют Тебя за нас. Умилосердись над нами!» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-19 **И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя** При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см. [[new:mf:08:02|Мф.8:2]]). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних [[old:lev:13:46|(Лев.13:46)]], и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими [[old:lev:14:03|(Лев.14:3–4).]] Куда, к какому священнику пошел самарянин, не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него – Бога за полученное исцеление. Но только один из исцеленных скоро, повидимому, и не дойдя до священника, вернулся, и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность исцеленных иудеев, обращается к иноплеменнику (ἀλλογενής, ср. [[new:mf:10:05|Мф.10:5)]] с успокоительными словами, указывая ему, что собственно спасло его. Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства. [<10>]