[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:8 ====== ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** Когда Господь окончил притчу обетованием **«сотворить отмщение вскоре»**, тому, кто молитвенно будет //«вопиять к Нему день и ночь»//, тогда Он сказал: **«обаче Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?»**. К чему сказаны эти слова? Они сказаны, по истолкованию Отцов, по следующей причине. Господь, исчислив признаки, которые будут предшествовать Его второму пришествию, произнес учение о молитве, особенно необходимой в эти тяжкие и бедственные времена, как и в другой раз по тому же поводу Он сказал: //«бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим»// [[new:lk:21:36|(Лк.21:36)]]. **«Обаче Сын человеческий егда приидет, обрящет ли веру на земли?»** Это значит: обрящет ли Он истинно верующих, доказывающих веру делами, особливо же истинною и действительною молитвою, подвиг которой и основывается на вере и совершается, постоянно опираясь на веру? Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние. А тогда-то это преуспеяние и нужно в особенности! //«Кончина приближися,// – говорит святой апостол Петр, – //уцеломудритеся убо и трезвитеся в молитвах»// [[new:1pet:04:07|(1Пет.4:7)]]. Ни преуспеяния в молитве, ни истинного делания молитвы не будет: все человеки займутся вещественным развитием, займутся тем, чтоб обратить обреченную на сожжение землю в свой рай; сочтут в самообольщении временную жизнь вечною, заботы о приготовлении себя к вечности отвергнут и осмеют. Для тех, которых мысли всецело устремлены к земле и заняты землею, нет Бога. Возносящийся к Богу чистою и частою молитвою стяжавает живую веру в Бога, ею видит Его и пролетает, как крылатый, чрез все превратности и бедствия земной жизни. Он узрит //«отмщение свое от соперника своего»//, и возрадуется не только о прощении грехов своих, но и об очищении своем от греховных страстей. Это состояние святые Отцы называют святостью, блаженным бесстрастием, христианским совершенством. В этом состоянии он сподобится //«убежати всех бедствий, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим»//, когда будет востребован пред него и смертью и тою трубою, которая соберет живых и мертвых на суд пред Сына Божия. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Лука Крымский ===== **сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** См Толкование на [[new:lk:18:07#svt_luka_krymskij|Лк. 18:7]] ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** Душа, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним //«во вратех»//. Только до самого исхода своего да не скучает он день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ее вскоре, по неложному Божественному обетованию Своему, которое изрек Он в притче о неправедном судье: **«ей, глаголю вам, сотворит отмщение вскоре»** [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]], – и в настоящей жизни и по исходе ее из тела. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** См. Толкование на [[new:lk:18:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 18:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре. Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли** **Обаче** (но) **Сын Человеческий**, т. е. Он, Христос (чит. о сем [[new:lk:05:24|Лк.5:24]]) **пришед** вообще и в особенности при разрушении Иерусалима и конце мира, так как это разрушение служит прообразом конца мира. **Обаче** и пр. Эти слова значат следующее: несмотря на несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Можно скорее опасаться за то, что христиане ослабеют в своей вере, чем за то, что Бог не окажет помощи своим верным. Но в этих словах **обрящет ли веру на земле** не разумеется совершенное оскудение веры на земле пред вторым пришествием Спасителя: так как слово вера в Священ. писании имеет смысл и более широкий и ограниченный – означает и вообще религию, и твердость, постоянство (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле** См. Толкование на [[new:lk:18:06#lopuxin_ap|Лк. 18:6]] [<10>]