[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:10 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь** Желая ясно представить пользу, проистекавшую от смирения, а также и вред, проистекающий от гордости, Он разделил на две категории всех в храм приходящих, лучше же сказать – восходящих (ориг. ανεβησαν «взошли, поднялись») в него. Ибо таковыми являются те, которые приходят в храм Божий ради молитвы, а таково именно – свойство молитвы: она возвышает человека от земли на небо и восходя выше всего наднебесного, всякого имени и высоты и достоинства, представляет его Самому, сущему над всем, Богу. Был же и оный древний храм лежащим на холме, на возвышенности города, на вершине, где некогда во время мора в Иерусалиме, Давид, видя смертоносного Ангела, извлекшего меч на город, возшедши, учредил на том месте жертвенник Господу и принес на нем жертву Богу, и остановил мор: и это было в знак спасительного и духовного восшествия, вследствие молитвы, и благодаря ей – умилостивления; если же пожелаешь, то также и в образ сей нашей священной Церкви, воистину покоящейся на высоте, сущей неким ангельским и сверхмирным местом, где приносится бескровная и великая и воистину благоприятная Богу Жертва за умилостивление о всем мире и за уничтожение смерти и преизбыток бессмертной жизни. Посему-то Он не сказал: «человека два пришли в церковь», но сказал: – **«взошли в церковь»**. Фарисей же и Мытарь взошли в церковь, потому что у обоих у них была одна цель: помолиться, хотя Фарисей, после того, как взошел, однако свел себя вниз по той причине, что извратил направление свое; итак, цель восхождения у обоих была тождественна, но направление (в молитвенном устроении) было взаимно-противоположное. Ибо один взошел сокрушенным и смирившимся, научившись у Псалмопевца-Пророка, что //сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит//: поскольку и сам о себе, конечно, по опыту зная, Пророк говорит: //«Смирихся, и спасе мя Господь»// [[old:ps:114:05|(Пс.114:5)]]. И что говорю – пророк, – когда Бог Пророков, ради нас ставший тем, что – мы, смирил Себя, почему Бог Его и превознес, как говорит Апостол [[new:fil:02:08|(Фил.2:8)]]! А фарисей взошел весьма надмеваясь и кичась и выставляя себя праведником, и то – пред лицом Бога, перед Которым вся наша праведность не больше драных рубищ; так поступал Фарисей, ибо он не послушал, говорящего: //«Нечист пред Богом всяк высокосердый»// [[old:pr:16:05|(Притч.16:5)]]; и – //«Господь гордым противится»// [[old:pr:03:34|(Притч.3:34)]]; и – //«Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни»// [[old:is:05:21|(Ис.5:21)]]. Не только же нрав и направление, будучи различными, разделяли их, но – и самая форма молитвы: ибо и она также была двояка. Потому что молитва есть дело не только прошения, но и благодарения: так, один молящийся входит в церковь Божию, славя и благодаря Бога за те блага, который восприял от Него; а другой – вымаливает себе то, что еще не получил и в чем у него особенно недостаток в данное время; к этому же относится и прошение об отпущении грехов. **//Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь** См. Толкование на [[new:lk:18:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 18:9]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь** **Вошли в храм**: т. е. в один из дворов или притворов, окружавших храм (см. прим. к [[new:mf:21:12|Мф. 21:12]]); может быть разумеется двор Израильтян, или двор священников, где приносились жертвы. — **Помолиться**: это цель их прибытия в храм — молитва, как сущность и средоточие всего и всякого общественного богослужения (ср. [[old:is:56:07|Ис. 56:7]]). — **Фарисей**: с прим. к [[new:mf:03:07|Мф. 3:7]]. — **Мытарь**: см. прим. к [[new:mf:05:46|Мф. 5:46]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 10-12 **человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь. Фарисей же став, сице в себе моляшеся: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь: пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу** **Внидоста в церковь** (вошли во храм). О храме чит. в объяснении [[new:lk:01:09|Лк. 1:9]]. О фарисеях и мытарях чит. в объяснении [[new:lk:03:12|Лк. 3:12]]. **Став**. Можно понимать это так: занял отдельное от других место и, быть может, по самомнению, чтобы не оскверниться чрез прикосновение к ним, по горделивому фарисейскому мнению, нечистым людям, впереди их, поближе к святилищу. **В себе моляшеся** (молился сам в себе), т. е. в своем уме, в своей душе (Сл. 20, о. [[new:mk:11:31|Мк. 11:31]] и др.). В молитве фарисея прямо выражается его самовозношение и унижение, даже порицание других, хотя он и начинает ее благодарением Бога. Он ставит себя выше не только многих, но и всех прочих: **я не таков, как прочие люди или как сей мытарь**. В самохвалении он перечисляет главнейшие свои добродетели, которыми, по его мнению, он превосходит других, даже и праведников: **пощуся двакраты в субботу, десятину даю** и пр. **Пощусь два раза в неделю** (двакраты в субботу), т. е. кроме обыкновенных, всеобщих постов, я еще пощусь, – значит, делаю в этом отношении больше, чем другие: так как поститься два дня в неделю закон ветхозаветной Церкви не предписывал; это – пост, введенный преданием и добровольно принятый фарисеями. **Даю десятую часть** (десятину). У евреев был закон давать Господу, т.е. в храм, на содержание его и служителей в нем: священников и левитов, и на нищих десятую часть из полевых плодов и скота [[old:lev:27:30|(Лев. 27:30;]] [[old:chis:18:21|Чис. 18:21)]]; фарисей же **давал десятую часть из всего, что** приобретал, т. е. от годового дохода, следовательно, также делал больше, чем сколько требовалось законом. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь** «//Вошли//» – точнее: «поднялись» (ἀνέβησαν). Храм стоял на горе. «//Фарисей//» (см. комментарии к [[new:mf:03:07|Мф.3:7]]). «//Мытарь//» (см. комментарии к [[new:mf:05:46|Мф.5:46]]). [<10>]