[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:14 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится** Чем же закончилось дело? – **«Сниде сей оправдан»**, говорит Господь, **«паче онаго. Яко всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется»**. Как диавол есть воплощенная гордыня, и гордость является его злой стихией, – почему, примешиваясь, она и одерживает верх и сводит на нет всякую человеческую добродетель, – так и (напротив) смирение пред Богом есть добродетель добрых Ангелов, и она одерживает верх над всякой человеческой греховностью, приключившейся споткнувшемуся: ибо смирение является колесницей восшествия к Богу, подобно оным облакам, которые имеют поднять вверх к Богу тех, кто будет пребывать с Богом в нескончаемые веки, как пророчествует Апостол: //«Яко восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе: и тако всегда с Господем будем»// [[new:1sol:04:17|(1Сол.4:17)]]. Ибо смирение, соединенное с покаянием, является подобным некоему облаку: оно и источники слез из очей изводит, и выделяет достойных от недостойных, и возвышает и Богу представляет туне оправданных в силу благорасположенности намерения. Итак, Мытарь, раньше злостно присваивавший себе чужое имущество, затем оставивший порок и не оправдывавший себя, был оправдан; а Фарисей, не удерживающий себе имущества, принадлежащего другим, но сам себя выставлявший праведником, был осужден. **//Омилия 2. В Неделю притчи Господни о мытаре и фарисее.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Глаголю вам: сниде сей оправдан паче оного: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется** Это значит: мытарь был оправдан, как прибегший к оправданию, дарованному Богом, а фарисей был осужден, как отвергший оправдание, даруемое Богом, и восхотевший пребыть при собственной человеческой падшей правде. //Смириться// значит сознать свое падение, свою греховность, по причине которых человек сделался существом отверженным, лишенным всякого достоинства; //возноситься// значит приписывать себе праведность, хотя бы это было и в некоторой степени, и другие достоинства. Достоинство наше, праведность наша, цена, которою оценен каждый человек и которая дана за каждого человека, есть Господь наш, Иисус Христос. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится** См. Толкование на [[new:lk:18:09#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 18:9]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится** **Пошел оправданным** и пр.: указывается на следствие молитвы мытаря и фарисея. Смиренная молитва мытаря была действеннее, чем гордая молитва фарисея; он ушел из храма в дом свой более оправданным, т. е. правым перед судом правды Божией, чем фарисей. — **Более, нежели тот**: сравнительная форма речи не показывает, что и фарисей пошел оправданным, только менее чем мытарь, но что он пошел вовсе неоправданным; его молитва не только не принесла ему пользы, но погубила его (подобный оборот речи [[new:mf:05:19|Мф. 5:19]]), как показывает следующее за тем выражение. «Бог услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что» (Григ. Б. 4, 293). — **Всякий возвышающий сам себя** и пр.: см. [[new:lk:14:11|Лк. 14:11]]. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Глаголю вам, яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется** Здесь указываются различные плоды молитвы фарисея и мытаря и причины этих плодов. Смиренная и искренняя молитва мытаря оказалась принятою Богом, а гордая молитва фарисея отверженною. **Сей оправдан паче оного** (более, нежели тот). Эти слова не значат того, что и фарисей был оправдан, только меньше, чем мытарь, но – что он вовсе не был оправдан: его молитва не только не принесла ему пользы, но и погубила его, как показывают дальнейшие слова Христовы: **всякий, возвышающий сам себя** и пр. Подобный оборот речи встречается в Священ. писании, напр, у еванг. Матфея в следующих словах: //кто нарушит одну из заповедей малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном//. Это не значит, чтобы нарушитель и развратитель остался в царстве небесном, хотя в последних степенях блаженства, а то, что он будет свержен в геенну; потому что возможно ли, чтобы тот, кто нарушит все законы и доведет других до сего, будет находиться в царствии? (Злат.) «Бог услышал обоих, пишет св. Григорий Богослов, и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что» (Сл. [[new:mf:05:19|Мф. 5:19]]). **Всяк возносяйся** (возвышающий сам себя) и пр. Это изречение повторено Господом (см. [[new:lk:14:11|Лк. 14:11]]. Там читай и объясн. его). «Молитва мытаря есть молитва покаяния и смирения, и, вместе, молитва веры и упования, поучает святит. Филарет (Моск.) по поводу притчи о мытаре и фарисее. С такою молитвою да входим и мы в церковь и пребываем в ней, да возглаголет милосердый Господь и нам, яко снидем оправданы в дом свой». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится** После такой молитвы мытарь «//пошел//» (точнее: «сошел», ср. стих 10) домой «//оправданным//», т. е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «//оправданный//», понимал его так, как его учитель, апостол Павел. //«Более, нежели тот».// Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным. //«Ибо всякий»// – мысль вполне подходящая в притче. Смысл изречения см. в комментариях к [[new:lk:14:11|Лк. 14:11]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]