[<10>] ====== Толкования на Лк. 18:22 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною** См. Толкование на [[new:lk:18:18#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 18:18]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 22-23 **Слышав же сия Иисус рече ему: еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед Мене. Он же слышав сие, прискорбен бысть: бе бо богат зело** У еванг. Матфея прибавлено здесь: //Если хочешь быть совершенным// [[new:mf:19:21|(Мф. 19:21)]], т. е. таким, который для получения вечной жизни не имеет уже ничего недоконченного, недостающего. Эти слова можно назвать равнозначащими словам св. Луки: **еще одного не достает тебе** (еще единого не докончал еси), т. е. ты исполнил 10 заповедей по-иудейски – только наружно, без полной любви к Богу и ближнему, как бы так говорил Иисус Христос, а нужно исполнять их по-христиански, – из всецелой любви к Богу и ближнему, нужно иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой земной привязанности, чтобы напр, из-за небесной награды (**и будешь иметь сокровище на небесах**) был готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за Иисусом Христом, (гряди в след Мене – **приходи и следуй за Мною**). Идти за Христом, значит сделаться Его учеником, вести такую жизнь, какую Он заповедует. Что именно так, по фарисейски, исполнил заповеди юноша, что он, напр, не желал ближнему своему довольства и обилия столько же, сколько самому себе, это и обнаружилось из того, что он не послушался Господа, пожалел богатства и соединенных с ним почета и власти и, по Евангелиям Матфея и Марка, с печалию и смущением //отошел// от Иисуса Христа [[new:mf:19:22|(Мф. 19:22;]] [[new:mk:10:22|Мк. 10:22)]]. С другой стороны, Своими словами юноше, по Матфею: //Аще хощеши// и пр. Иисус Христос призывал его к совершенной нестяжательности для получения высшего блаженства на небе: **и имети имаши** (будешь иметь) **сокровище на небеси**. Так поступили напр., Апостолы, оставив //все// [[new:mf:19:27|(Мф.19:27)]]; так поступали некоторые из святых, напр. Антоний Великий и другие. Обет совершенной нестяжательности есть один из иноческих обетов; но не иметь пристрастия и привязанности к богатству, которые мешают помогать, сколько возможно, нуждающемуся, есть непременная обязанность всякого христианина. «Христос Спаситель, учит святит. Филарет, указал нестяжание, как пособие к совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. //Буди совершен//, сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он **бе богат зело**, но к богатству не пристрастен, и следовательно, хранил нестяжение в душе, обладая стяжаниями в доме. Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, //иже и сам учися у Иисуса//. Но, наоборот, Иуда думал, что не слишком непозволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим; и не приметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания и под покровом нищелюбия воспитал свое корыстолюбие и злокорыстие: //тать бе//. Кто же не обязан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще псалмопевцем провозглашенного всем богатым: //богатство аще течет, не прилагайте сердца// [[old:ps:061:11|(Пс. 61:11)]]. Напоминай себе часто, что скоро-ли, долго-ли или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же ты не умеешь, с сохранением имения, сохранить твою душу; то подлинно, не лучше ли уже погубить богатство, нежели чтобы оно тебя погубило»? По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: //если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди// [[new:mf:19:17|(Мф. 19:17)]]. Это значит, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. «Не сказал Господь: исполни заповеди, замечает митр. Филарет, поелику ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: //соблюди заповеди//, т. е. не теряй их из вида, имей всегда их пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною** См. Толкование на [[new:lk:18:18#lopuxin_ap|Лк. 18:18]] [<10>]