[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:5 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме** Воипостасная Премудрость Безначального Отца, говорящий чрез Соломона: //«Аз любящия Мя люблю; любящии же Мене обрящут благодать»// [[old:pr:08:17|(Притч.8:17)]], //«Который и на стезях показуется им благоприятно»// [[old:prs:06:16|(Прем.6:16)]]? – Упреждает Закхея и видит первый его, и обращается к нему и возвещает ему, что придет в его дом. Потому что, **«яко прииде Иисус»**, говорит Евангелист, **«на место»** – (очевидно то место, где смоковница словно некий небесный плод носила на своих ветвях Закхея, по причине его богодухновенного желания), **«воззрев виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти»**. Мне кажется, что Иисуса, скромно шествующего и ничем не выделяющегося из множества (окружающих Его), не легко было и узнать среди толпы для тех, которые Его раньше никогда не видели; но даже и с возвышения трудно было увидеть Его в лицо, поскольку Он привлекал к Себе множество людей (толпившихся вокруг Него). Посему Видящий людские сердца и знающий сердечное желание Закхея, взирает на верх и обращается и по имени зовет его, того, которого Он раньше никогда не видел телесными глазами, – дабы человеколюбиво представить Себя его лицезрению и ласково дать Себя познать ему и явить, что он не только любящий, но и любимый (Им). Еще же велит ему поспешить идти домой, чтобы и исполнить и приять результаты своего боголюбия от Дарующего сверх-обильно то, что мы просим или имеем в уме. **//Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме** Вступить в дружеский разговор с разбогатевшим мытарем – человеком, как думали, без любви к отечеству, без веры, – самому вызваться на посещение его дома, не взять, по крайней мере, при вступлении в него, предосторожностей к сохранению законной чистоты, постоянно в подобном случае употребляемых фарисеями: все это в глазах безрассудных ревнителей преданий фарисейских казалось странным, предосудительным, нимало не достойным того мнения, какое им хотелось иметь о великом Пророке. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме** См. Толкование на [[new:lk:19:02?&#prp_maksim_ispovednik|Лк. 19:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме** См. Толкование на [[new:lk:19:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 19:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 5-6 **И яко прииде на место, воззрев Иисус виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти. И потщався слезе и прият Его радуяся** **Воззрев** (взглянув) **Иисус, виде** (увидел) **его** и. пр. «Какое кроткое Божественное лицо! восклицает один из пастырей (прот. Лебедев). Какие любвеобильные, говорящие прямо душе, взоры! Какая тихая, но проникающая в сердце, речь! И какое притом вышеестественное знание: Ему уже известны и имя, и дом, и все.» Господь, проходя мимо смоковницы, не мог не заметить Закхея, находившегося на дереве, но, как Всеведущий, Он видел его сердце – видел, что не любопытство влекло Закхея видеть Его, но Он видел духовное стремление его к Себе и готовность измениться нравственно, и потому высказал Свое желание быть в его доме. Господь назвал Закхея по имени: как Всеведущий, Он мог знать его имя, или и слышать оное произносимым в народе, видевшем Закхея в необычном положении – на дереве. **Днесь в дому твоем подобает Ми быти** (сегодня надобно Мне быть у тебя в доме). Несомненно, что Закхей не мог и думать, что великий Учитель и Чудотворец удостоит его такой чести, что посетит дом его: он только желал посмотреть на Него. **И потому потщався слезе** (поспешно слез с дерева) **и прият Его радуяся** (принял Господа с радостию). Св. Златоуст так поясняет слова **в дому твоем**, – не столько во внешнем, сколько во внутреннем или душевном его жилище. Желал видеть Господа царь Ирод Антипа [[new:lk:09:07|(Лк. 9:7,]] [[new:lk:09:09|9)]], но Господь не удостоил его этого; к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью** Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. //«Сегодня надобно Мне быть...»// Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι – «//быть//» с [[new:in:01:39|Ин.1:39]]). [<10>]