[<10>] ====== Толкования на Лк. 19:10 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Последние слова, очевидно, направлены против тех, которые соблазнялись милостью, оказанной старейшине мытарей; в них раскрывалась тайна общения Иисуса с грешниками, которое постоянно ставилось Ему в упрек фарисеями. Мечтая только о славе, богатствах и почестях, эти лицемеры забывали что нет величия выше того, которое состоит в благодеяниях, и особенно нравственных, – в научении и исправлении грешников, а потому нисколько не представляли себе и того, чтобы главной целью пришествия Мессии было – **«взыскать и спасти погибшее»**. Та же слепота открывалась и в суждении их о ближних. Привыкнув видеть в очах брата малый сучец и не замечать в своем глазе бревна, суесвяты не хотели и думать, чтобы из явных грешников, ими презираемых, многие были гораздо ближе их к Царствию Небесному, потому что ближе их были к сознанию своего недостоинства, к раскаянию во грехах. Но Иисус Христос взирал иначе – и в толпе язычников обретал иногда веру, которой напрасно искал в целом Израиле. Многократные опыты доказали, что милосердие Сына Человеческого, с которым Он обращался с грешниками, производило еще большие действия, нежели Его чудотворения. Многие из живых мертвецов, как бы одушевленные любвеобильным дыханием Человеколюбца, восставали из гробов – совершенно переменяли свою злую жизнь, имея то преимущество перед воскрешенными от смерти телесной, что последние снова подвергались смерти, а первые могли всегда наслаждаться жизнью духа. Доказательством этого служит, между прочим, тот самый Закхей: по свидетельству древнейшего предания, он сделался истинным последователем Иисуса Христа; был потом спутником апостола Петра в его апостольских путешествиях, и посвящен им в епископа Кесарии Палестинской. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Объясняя непостижимое и открывая необъятную силу искупления, Господь сказал: **"Прииде Сын Человеческий взыскати и спасти"** погибшаго. Бог, принявши на Себя человечество, не взысканный и не призванный человеками, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел **"взыскать и спасти"** род человеческий, **"погибший"** по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел **"взыскать и спасти"** каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога. Бог-Сын называет Себя **Сыном Человеческим**, потому что Он принял человечество и обращался между человеками, ничем не отличаясь от них по наружности. Это – следствие бесконечной божественной любви, неизреченного божественного смирения. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** См. Толкование на [[new:lk:19:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 19:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго** Этими словами, как равно и предшествующими: //ныне пришло спасение дому сему// [[new:lk:19:09|(Лк. 19:9)]] и пр. Господь обличает роптавших на Него за посещение Закхея. «Закхей вовсе не таков, каким его считают, как бы так говорил Господь народу. Притом же Я пришел на землю взыскать и спасти не праведников – их нечего взыскивать и спасать, – но погибающих грешников». Эти самые слова были сказаны Господом у еванг. Матфея в притче об овце заблудшей [[new:mf:18:11|(Мф. 18:11)]]. **Сын Человеческий** – Он, Христос (чит. в объясн. [[new:lk:05:24|Лк. 5:24]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее** Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м стихе. Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. [[new:mf:18:11|Мф.18:11]]). [<10>]