[<10>] ====== Толкования на Лк. 20:39 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 39-44 **... Некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня..? Итак Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? ...И множество народа слушало Его с услаждением** Во все века «книжники» ставили вопрос о Христе и разрешали его в духе иерусалимских книжников. Во все века маленькая мысль маленьких «книжников» всё добивалась «разумно», критически подойти ко Христу и раскрыть, разоблачить до конца «загадку» о Христе. Во все века человеческий умик изощрялся сделать новенькое карточное построение, которое бы в корень изничтожило почитание Христа. Каждая эпоха и всякий представитель ее из «книжников» подходил к задаче разрушения Христа, как Бога, со своей меркой. Это была условная, крайне ограниченная мерка данного отрезка времени: мерка господствующих взглядов и даже настроений, мерка направления науки, философии, и во всех случаях это была «кривая» мерка личного морального уровня «книжника». Христос же несокрушимо стоит у мира, вечно бессмертный Источник одной правды и света. Он стоит у мира как Источник всякой жизни, как зовущий и любящий Отец и вместе как нелицеприятный Судия. И доныне верно слово: «слушали Его с услаждением». Доныне и вечно чистые души будут тянуться к Нему... Они льнут к Нему в радости и горе, потому что земля не может вместить большей радости и утешить горя. А Он один дает успокоение душе и счастье... Христос стоит и будет стоять вечно – бессмертный, влекущий. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал** См. Толкование на [[new:lk:20:27#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 20:27]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал** Евангелист Марк упоминает, что книжник, спрашивающий Господа после этого, увидел, что Господь хорошо отвечал саддукеям [[new:mk:12:33|(Мк. 12:23)]], и после еще вслух выразил Ему свое одобрение [[new:mk:12:32|(Мк. 12:32)]]. – Может быть об этом самом книжник, вместе с другими единомысленными ему, и Лука говорит, что они, после ответа Господа саддукеям, сказали Ему: **Учитель, ты хорошо сказал**. Так премудро Господь из Писания доказал действительность воскресения мертвых, что сами враги Его отдали Ему честь в этом случае. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Отвещавше же нецый от книжник рекоша: Учителю, добре рекл еси** **Нецыи** (некоторые) **от книжник** и пр. Это значит, что, несмотря на то, что вместе с саддукеями, Господь посрамил и самих фарисеев, некоторые из сих последних, по своей ненависти к первым, вслух высказали свое удовольствие, что противная им секта потерпела посрамление (Сл. [[new:mf:22:34|Мф. 22:34]]). У еванг. Матфея тут прибавлено: //народ//, слышав, как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, //дивился учению Его// [[new:mf:22:33|(Мф. 22:33)]]. А саддукеи, верно, как и фарисеи, оставили Христа и ушли, не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, скажем опять, злоба и упорство! //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 39-47 **На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: как говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение** //«Некоторые из книжников»// (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди [[new:mk:12:32|(Мк.12:32]]). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше [[new:lk:10:25|(Лк.10:25]] и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или //«некоторых книжников»,// как он выразился. //«И уже не смели спрашивать Его ни о чем»// (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка [[new:mk:12:34|(Мк.12:34)]]. //«Как говорят...»// (стихи 41–44). (См. [[new:mk:12:35|Мк.12:35–37]]). //«И когда слушал весь народ...»// (стихи 45–47). (См. [[new:mk:12:38|Мк.12:38–40)]]. Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука). [<10>]