[<10>] ====== Толкования на Лк. 21:23 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей** См. Толкование на [[new:lk:21:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 21:20]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 23-24 **Горе же имущым во утробе и доящым в тыя дни: будет бо беда велия на земли и гнев на людех сих, и падут во острии меча, и пленени будут во вся языки: и Иерусалим будет попираемь языки, дондеже скончаются времена язык** Здесь говорится, что особенно будет худо беременным и кормящим грудью детей, женщинам во дни разрушения Иерусалима, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: первым потому, что они, отягощаемые беременностью, по немощи не могут удобно бежать; а последним потому, что они, связанные узами сострадания к детям, не могут спасти вместе с собою питающихся сосцами. (Злат.) **Будет беда велия** (великое бедствие) и пр. Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель Иосиф Флавий свидетельствует, что тогда погибло иудеев более миллиона. Такое, по-видимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим евреев до двух миллионов, кроме женщин и детей. Римские воины, ворвавшись в город, умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и беспощадно жгли дома с их жителями. А иные дома они находили уже полными трупов умерших от голода. От голода иудеи ели то, к чему отказывались прикасаться неразборчивые на пищу животные, ели даже трупы умерших людей. Город до такой степени наполнен был кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от нее. Множество иудеев было распято на крестах, так что недоставало места около Иерусалима для постановления крестов. Многие еще умирали от открывшейся в городе язвы. Затем иудеи, лишенные отечества, рассеяны были по всему свету. Так исполнилось высказанное иудеями заклятие: //кровь Его// (И. X.) //на нас и на детях наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]]. Так наказан был народ иудейский за отвержение Мессии! Так погиб их главный город Иерусалим с великолепным храмом в нем! Но что же теперь иудеи? Они доселе тщетно продолжают устремлять свой взор к Иерусалиму и ожидать обетованного Мессию. У еванг. Матфея и Марка тут сказано: //если бы не сократились те дни//, то //не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни// [[new:mf:24:22|(Мф. 24:22;]] [[new:mk:13:20|Мк. 13:20)]]. //Те дни//, т. е. дни бедствий при разрушении Иерусалима. //Не спаслась бы никакая плоть//, – все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. //Ради избранных//, т. е. христиан. Христиане называются избранными потому, что они избраны Богом из среды всех людей быть членами царства Христова ([[new:1pet:01:01|1 Пет. 1:1;]] [[new:rim:01:07|Рим. 1:7]] и т. п.). Нет сомнения, что в Иерусалиме и окрестностях его было немало иудеев, уверовавших во Христа; ради их-то, т. е. для того, чтобы сохранить христиан от бедствий и погибели, и были сокращены дни бедствий. И из истории разрушения Иерусалима известно, что осаждавший его, Тит, сначала имел намерение принудить иудеев к сдаче города голодом, для чего окружил его новою стеною. Но дела римской империи принудили его ускорить осаду и взять город приступом. **Иерусалим будет попираем языки** (язычниками). Это значит, что Иерусалимом завладеют язычники, и он будет у них в угнетенном, уничиженном состоянии. Образ. выражения взят от обычая древних восточных завоевателей – становиться на спину побежденных ими царей в знак их уничижения и покорности ([[old:nav:10:24|Нав. 10:24]]; [[old:2ts:22:40|2 Цар. 22:40]] и др.). Так и случилось: сначала завладели Иерусалимом римляне, потом сарацины, а затем турки, которые и доселе владеют им. **Дондеже скончаются времени язык** (доколе не окончатся времена язычников). Тут указывается время, доколе будет продолжаться уничижение священного города Иерусалима. Это место затруднительное для объяснения, и объясняется оно различно. Прямой смысл его может быть такой: Иерусалим будет во власти неверующих до тех пор, пока все народы не сделаются христианами; на таковый смысл некоторым образом указывают поставленные в связи с этим изречением у Матфея [[new:mf:24:14|(Мф. 24:14)]] и Марка [[new:mk:13:10|(Мк. 13:10)]] слова Христовы: //проповедано будет Евангелие по всей вселенной во всех народах//. (Мих.) «Но Евангелие тогда уже при Апостолах проповедано было по всей вселенной (см. объясн. [[new:mf:24:14|Мф. 24:14]]), пишет еписк. Михаил. О сем ли речь? По возвышенному созерцанию Ап. Павла, отвержение Богом Израиля было (и есть) не совершенное, не окончательное; со временем Бог опять примет к себе этот некогда возлюбленный народ Свой. Это будет тогда, когда войдет в царство Мессии полное число язычников ([[new:rim:11:25|Рим. 11:25]] и дал.). Не об этом ли времени язычников и говорит Господь в рассматриваемом месте? не тогда ли окончатся эти времена язычников, когда полное число их войдет в царство Христово? Когда это будет? ответа конечно нельзя дать и – только благоговейно следует повторить слова великого Апостола язычников, излившиеся из сердца его при сем величественном созерцании судеб царства Мессии: //о бездна богатства, премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень. Или кто был советником Ему// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33-]][[new:rim:11:34|34)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей** См. Толкование на [[new:lk:21:20#lopuxin_ap|Лк. 21:20]] [<10>]