[<10>] ====== Толкования на Лк. 21:34 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно** //Вопрос//. Какая **«печаль—житейская»**? //Ответ//. Всякая печаль, которая хотя, по-видимому, не заключает в себе ничего запрещенного, однако же не способствует и к богочестию, есть житейская. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно** Спаситель мира открыл нам в этих словах достойное особенного внимания последствие от излишнего употребления пищи и питья, последствие страшное, последствие душепагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается своей легкости и духовности; человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Священное Писание того несчастного человека, который пригвожден к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным. //Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во веки, зане суть плоть// [[old:gen:06:03|(Быт. 6:3)]], засвидетельствовал Бог. Плотской человек неспособен к богопочитанию. Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как бы самую способность знать Бога и служить Ему. //Яде Иаков,// - говорит Священное Писание, называя Иаковом истинного служителя Божия, - //и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолсте, разшире: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего// [[old:vtor:32:15|(Втор. 32:15)]]. В такое состояние приходит подвижник, когда исключит из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемые телу обилием и неразборчивостью в пище, мало-помалу сообщаются телом сердцу и сердцем уму. Тогда эти душевные очи, сердце и ум, притупляются; вечность скрывается от них; земная жизнь представляется для болезненного зрения бесконечною. Соответственно понятиям и чувствованиям направляется земное странствование, и злосчастный слепотствующий странник, вместе с отверженным змеем, //на чреве// ходит, //и землю// снедает //вся дни// земного //живота своего// [[old:gen:03:14|(Быт. 3:14)]]. Нарушение поста угрожает ученику Христову отпадением от Христа. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно** Писание, поведающее относительно рая, Адама и змия, внимай бесстрастно своему сердцу, и найдешь, что рай есть слово Божие; наслаждение в нем — причастие Святого Духа; змий же, убивающий преслушанием, есть пресмыкающееся сладострастие, чрез дружество приползающее и прельщающее нас вкусить от древа (запрещенного), то есть от попечения житейского; (ибо сказано): //«не пецытеся убо на утрей»// [[new:mf:06:34|(Мф. 6:34)]]. Так же оба (запрещения) совокупно сказал Один и Тот же Бог: //«в онъже аще день снесте от древа, смертию умрете»// [[old:gen:02:17|(Быт. 2:17)]], и: «**внемлите, да не отягчают сердца ваша объядением»**; потому что тьма, бывающая от объядения и попечения (житейского), умерщвляет душу, изгоняя ее из духовного слова и лишая Божественного действия. **//Нравственно-подвижнические слова. Слово седьмое.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно** Обремененная пищею утроба теряет благие свойства, какие нужно иметь человеку; она теряет чувство веры, любви, благости; она удаляется от Бога; недаром сказано: //уты, утолсте, разшире// [рус.: //утучнел, отолстел и разжирел//] [[old:vtor:32:15|(Втор. 32:15)]] и – отвержися. Поистине отсюда и важное значение поста в духовной нашей жизни. Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость или любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 34-36 **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого** Вы, - говорит, - слышали об ужасах и смятениях. Все они чувственны и предызображают те бедствия, кои постигнут грешников. Но против сих бед есть сильное и противодействующее средство - молитва и внимательность к себе. Ибо всегдашняя готовность и ожидание кончины может все это победить. А она будет у вас под тем условием, - говорит, - если вы будете бодрствовать и сердца ваши не будут отягчаемы объядением и пьянством, и заботами житейскими. Ибо день тот не придет с наблюдением, но неожиданно, тайно, как сеть, захватывающая невнимательных к себе. Иной, может быть, станет до тонкости исследовать выражение: //"живущих //(сидящих)// по всему лицу земному"//. День оный захватит сетью тех, кои ведут жизнь беззаботную и праздную. Ибо они именно суть сидящие, и они попадаются в сеть. Но кто деятелен и трудолюбив, бодр на совершение добра и всегда стремится к добру, не сидит и не успокаивается земными предметами, но возбуждает себя и говорит себе: //"Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя"// [[old:mih:02:10|(Мих. 2:10)]], и желает лучшего отечества, для того день оный не есть сеть и беда, но как бы праздник. Поэтому нужно бодрствовать и молиться Богу, чтобы нам можно было избежать всех будущих бедствий. Каких же? Быть может, во-первых, голода и мора, и прочих, которые избранных не так будут тяготить, как прочих, а напротив, избранных-то ради сократятся и для прочих; может быть, во-вторых, тех, кои навеки наступят для грешников, ибо мы не можем избежать оных иначе, как только бдением и молитвой. Поскольку же для великодушных недостаточно избежать озлобления, но им нужно еще получить благо какое-нибудь, то, сказав, чтобы вы могли избежать всех будущих бедствий, Господь присовокупил: //"и предстать пред Сына Человеческого"//, в чем и состоит наслаждение благами. Ибо христианину должно не только избегать зол, но и стараться получить славу. А то, чтоб стоять пред Сыном Человеческим и Богом нашим, есть ангельское достоинство. Ибо сказано: //"Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего"// [[new:mf:18:10|(Мф. 18.10)]]. ===== Еп. Михаил Лузин ===== **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно** Наставлением о духовном бодрствовании Господь оканчивает свою пророческую речь и по Евангелиям от Матфея и Марка; но в том виде, как излагает наставление это Лука, оно составляет особенность только его Евангелия. — **«Смотрите за собой»**: будьте внимательны к своему образу жизни и запомните, что Я говорил вам о признаках приближения дня суда Моего и над народом иудейским, и над всем миром. Не будьте беззаботны и не предавайтесь обычным удовольствиям жизни беззаботно, чтобы указанный день суда не застал вас внезапно, врасплох, не готовыми к нему. — **«Объядением и пьянством и заботами житейскими»**: образ взят от живших беспечно и предававшихся житейскими наслаждениями в дни Ноевы, когда «ели, пили, женились». **//Толкование на Евангелие от Луки.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той** Пророческую Свою речь о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Своем, по сказанию евангелиста Луки, как равно Матфея ([[new:mf:24:42|Мф. 24:42]] и дал.) и Марка ([[new:mk:13:33|Мк. 13:33]] и дал.), Господь заключает наставлением о духовном бодрствовании. Эта часть речи у еванг. Луки имеет некоторую особенность против первых двух. **Внемлите себе** (смотрите за собою), т. е. не будьте беспечны, а будьте внимательны в отношении к себе, к своему образу жизни, чтобы указанный день суда не застал вас неготовыми к нему. **Да не когда отягчают** (чтобы не отягчались) **сердца ваша объядением и пьянством** и пр. Здесь указывается на пример беспечности во дни Ноевы пред потопом. У еванг. Матфея это выражено яснее: //как во дни Ноя перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег. И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет и пришествие Сына Человеческого// [[new:mf:24:37|(Мф. 24:37-]][[new:mf:24:39|39)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 34-36 **Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого** Увещательный характер в заключение этой речи можно наблюдать и у Матфея, и у Марка, но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. [[new:mk:13:33|Мк. 13:33]] и сл.;[[new:mf:24:42| Мф. 24:42]]). «//Объядение//» – точнее: «похмелье», как результат вчерашнего опьянения (κραιπάλῃ) в отличие от пьянства (μέθῃ). //«День тот»//, т. е. день второго пришествия и суда. //«Не постиг вас»//. День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно. //«Как сеть»// – сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. [[old:is:24:17|Ис. 24:17)]]. //«На всякое время»//. Это выражение правильнее относить к слову «молитесь» (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше [[new:lk:18:01|(Лк. 18:1–7)]]. //«Да сподобитесь»// – это цель и вместе содержание молитвы. Согласно лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθῆτε). //«Избежать всех...»// Т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т. е. свое положение избранных Божиих (ср. стих 19 и [[new:lk:18:07|Лк. 18:7]]). //«Предстать пред Сына Человеческого»// (см. [[new:mk:13:27|Мк. 13:27)]]. Избранные будут поставлены (σταθῆναι) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. [[new:1sol:04:17|1 Сол. 4:17]]). О суде над этими избранниками Божиими здесь речи нет. **//Толковая Библия.//** [<10>]