[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:4 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им** См. Толкование на [[new:lk:22:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-5 **и шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им. И возрадовашася и совещаша ему сребреники дати** **Архиереом** (первосвященникам), так как они были первыми чинами высшего еврейского судилища – Синедриона (см. [[new:lk:22:02|Лк.22:2]]). У еванг. Матфея говорится так: //что вы дадите мне? Я вам предам Его// [[new:mf:26:15|(Мф. 26:15)]], сказал Иуда первосвященникам. Чем объясняется предательство Господа Иудою? Толкователи Евангелия объясняют это так: Иуда пришел к Господу с земными видами, – с надеждою на открытие Им славного земного царства. Зараженный страстию к деньгам, он рассчитывал, с открытием сего царства и занятия в нем высокого места, удовлетворить своей страсти. Но когда увидел, что Господь не ищет земного царства, а, напротив, говорит о кресте и страданиях, то решил оставить Его. Но и тут корыстолюбивый Иуда возъимел намерение приобрести деньги. Он знал, что первосвященники и книжники ненавидят Господа и хотят погубить Его, и вот решил предать им своего Учителя, и за это получить деньги. «Столь великое зло – сребролюбие! восклицает при сем св. Златоуст. Оно сделало апостола Христова Иуду и святотатцем, и предателем. Слушайте, и берегитесь страсти сребролюбия. Эта страсть самая ужасная из всех страстей. Отселе убийства, отселе войны и драки, отселе всякое зло. Она сильнее демона приводит в неистовство души, которыми овладевает, заставляет забыть ближнего и законы природы, отнимает даже ум.» Вот как один из духовных писателей изображает душевное состояние Иуды, когда он задумал предать Господа: «Ослепленный страстию сребролюбия, он намеренно с ожесточением гнал от себя прочь всякую мысль, которая могла бы остановить его на погибельном пути. Если Иисус есть истинный Мессия, то разве Он не может спасти Себя чудом? А если нет, если Он не Мессия, то не Сам ли Он не раз говорил, что Ему должно умереть? Значит, это неизбежно, почему же мне не извлечь из сего какой-либо пользы? Почти четыре года я провел среди этих бедных галилеян, около сего странного Учителя Бессребренника, и все это время потеряно мною напрасно: нет никакой надежды на исполнение моей заветной мечты»... (Тр. Лист). **Возрадовашася** (обрадовались враги Господа), – потому что, хотя уже и решили умертвить Его, но не знали, как это сделать, чтобы не произвесть народного возмущения [[new:lk:22:02|(Лк. 22:2)]]. «Нельзя себе представить ту истинно-адскую радость, какою исполнились сердца врагов Господа при появлении среди них предателя! говорит один из толкователей Евангелия. Теперь при посредстве Иуды предателя они вполне могли надеяться погубить Его.» **И совещаша** (согласились) **ему сребренники дати** (дать денег). По сказанию евангелиста Матфея, //тридцать сребренников// [[new:mf:26:15|(Мф.26:15)]]. Сребренник, иначе сикль, – еврейская монета, на наши деньги, по одним, около 1 р. 50 коп. (30 сребр. 45 р.), а по другим, 86 к. (25 р. 80 к.); это была цена, которую Моисей повелел взыскать за раба, когда он будет убит кем-либо ненамеренно [[old:ish:21:32|(Исх. 21:32)]] Так враги Господа вместе с Иудою оценили жизнь Его! С другой стороны, замечает Иннокентий, архиеписк. Херсонский, предателю стыдно было с упорством настаивать на большей плате, так как он хотел дать измене своей в глазах первосвященников вид законного, совершенного из любви к отечеству, поступка. Можно думать, что первосвященники назначили такую цену Господа, чтобы показать презрение к Нему, и в рассчетах на жадность и сребролюбие Иуды. Несколько экземпляров монеты еврейского сребренника или сикля сохранилось до нашего времени, и встречается в некоторых хранилищах древностей. (Мурет.) Об Иуде прибавил св. Лука, что в него //вошел сатана// [[new:lk:22:03|(Лк. 22:3)]]. Истинно покорными рабами сатаны сделались как Иуда, так и первосвященники, замыслившие погубить Христа! И действительно только сатана мог так возбудить их против Господа. – Является вопрос: мог ли диавол возбуждать Иуду и прочих врагов Господа, когда смертию Его должно было быть разрушено царство диавола? Не значит ли это искать ему своей погибели? На это так отвечает Иннокентий Херсонский: «должно помнить, что тайна искупления рода человеческого смертию Сына Божия была неведома для духа тьмы, и премудрость Божия соделала то, что диавол в сем случае сам устроил себе гибель. Ему хотелось только положить конец нестерпимому для него действию проповеди и чудес Иисуса Христа; но в сем случае вышло совершенно противное: смертию Сына Божия навсегда ниспровергнута его держава греха и смерти». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им** См. Толкование на [[new:lk:22:01#lopuxin_ap|Лк. 22:1]] [<10>]