[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:7 ====== =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXIV.// Почему Матфей пишет, что в первый день опресноков произошла Вечеря, прочие же день этот иудейской Пасхой называют ([[new:mf:26:17|Мф. 26:17]]; [[new:mk:14:12|Мк. 14:12]]; [[new:lk:22:07|Лк. 22:7]])? Иоанн же свидетельствует, что это случилось перед праздником Пасхи (πρὸ τῆς ἑορτῆς τοῦ πάσχα), вспомнив кусок, который Господь дал Иуде и сказал ему: //«что делаешь, делай скорее»// и прибавив, что некоторые думали, будто Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» ([[new:in:13:27|Ин. 13:27–29]]). //Разъяснение// см. [[new:mf:26:17#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-12 **Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте** Что пасха, по-еврейски называемая фасек, означает выход из Египта, об этом многие говорили, и вообще все, что совершалось тогда в этот праздник, святые изъяснили. А нам нужно сказать о том, какой день называется днем опресноков. "**Днем опресноков**" называет четверток, в вечеру которого нужно было закалать пасху. Итак, в четверток, быть может, утром, Господь посылает учеников Петра и Иоанна, одного как любящего, другого как любимого, посылает в "чужой" дом; ибо ни Сам, ни ученики не имели собственного, иначе Он совершил бы пасху у кого-либо из учеников. Смотри, какая бедность! Посылает их к человеку неизвестному, чтобы показать, что Он и страдания воспринимает добровольно. Ибо если бы Он не желал страдать, то, преклонив ум сего неизвестного человека к принятию их (Себя и учеников), Он мог бы и в иудеях произвести то, что Ему угодно. Некоторые говорят, что Господь не сказал имени сего человека и не объявил его, но доводит учеников до дома его по некоторому признаку для того, чтобы предатель, узнав имя, не указал фарисеям дом сей, и они не пришли бы взять Его прежде, нежели Он установит вечерю, прежде чем преподаст духовные Свои тайны. Поэтому Христос, спустя немного, говорит: //"очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания"//. То есть Я приложил всё старание, чтобы нам укрыться от предателя, чтобы не подвергнуться страданию прежде времени, прежде нежели преподам таинства. Такое объяснение кто хочет, может принимать. – Для чего же Господь совершает пасху? Для того чтобы всеми Своими действиями до последнего издыхания доказать, что Он не противник Закона. Будем же и мы есть сию пасху разумно, будем под днем опресноков разуметь всю жизнь, проводимую в духовном свете, не имеющую нисколько ветхости прежнего преслушания в Адаме. Проводя поистине такую жизнь, мы должны насыщаться тайнами Иисусовыми. Тайны сии будут приготовлять Петр и Иоанн, деятельность и созерцание, горячая ревность и мирная кротость. Ибо верующий должен быть пламенным на совершение добра, ревностным против зла и кротким к совершающим зло. Ибо должно ненавидеть зло, а не делающего зло. Сего нужно лечить, ибо он страдает. Делать зло то и значит, что быть смущаемым от лукавого и страдать злобой. Если мы будем иметь приготовляющих вечерю Петра и Иоанна, то есть добрую жизнь, которую изображает собой Петр, и истинное учение, которое изображает Иоанн Богослов, то с такими приготовителями встретится "**человек**", то есть мы найдем тогда истинно человеческое существо, созданное по образу Создателя, или лучше, Творца, носящее кувшин воды. Вода означает благодать Духа, как учит евангелист Иоанн [[new:in:07:38|(7:38-39)]], а кувшин – удобосокрушимость и размягчимость сердца. Ибо принимающий духовную благодать бывает смирен и сокрушен сердцем, а смиренным Господь дает благодать [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]]. Сознавая себя землей и пеплом и говоря с Иовом: //"Ты, как глину, обделал меня"// [[old:iov:10:09|(Иов. 10:9)]], он будет носить благодать Духа в удоборазломимом и удобосокрушимом сосуде сердца своего. Последуя за таким настроением, мы войдем в дом ума, которого хозяин – ум, покажет нам большую убранную горницу. "**Горница**" это есть высокое помещение ума, то есть божественные и духовные предметы, среди которых он живет и обращается с любовью. Они убраны, ибо у них нет ничего сурового, но и кривое для такого ума делается путем правым, как и Соломон сказал: //"все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание"// [[old:pr:08:09|(Притч. 8:9)]]. Не погрешишь, если и то скажешь, что ум, хотя совершает высокое дело, действия по силе ума, однако ж, знание его еще простерто и очень близко к земле. Но знание поистине высокое, и незнание, превышающее ум, выше всякой высоты, когда ум уже не действует, но воспринимает действие. Прежде нам должно действовать умом своим, потом уже будет в нас действовать благодать Господа, восхищая нас, как и пророков, и отрешая от всякой естественной силы. Поистине говорится, что в таком-то пророке было восхищение от Господа. Подобно как и здесь, когда горница сия убрана, приходит Иисус с учениками Своими и совершает таинства, приходя к нам Сам и являя в нас Собственную Свою силу, а не ожидая нашего к Нему прихода. "**Ученики**" Бога Слова все суть размышления о сотворенном. Когда таким образом Слово будет действовать в нас, тогда мы уразумеем причастие пасхи и еще более насытимся размышлениями о сотворенном, по сказанному: //"взираю на небеса – дело Твоих перстов"// [[old:ps:008:04|(Пс. 8:4)]]. **//Толкование на Евангелие от Луки.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Прииде же день опресноков, в онь же подобаше жрети пасху** О тайной вечери повествует евангел. Лука в сущности совершенно согласно с повествованием Матфея [[new:mf:26:17|(Мф. 26:17,]] [[new:mf:26:30|30)]] и Марка [[new:mk:14:12|(Мк. 14:12,]] [[new:mk:14:16|16)]]; но у него есть много таких черт, каких нет у Матфея и Марка и каковые служат пополнением к повествованию сих последних. **День опресноков**. Таким днем у Евреев назывался и самый день Пасхи, потому что пасхального агнца положено было вкушать с пресным хлебом, и канун ее, потому что начинали есть пресный хлеб с вечера этого дня. По толкованию Зигабена и Феофилакта, здесь разумеется день, предшествовавший Пасхе, т. е. 13-е число марта (Нисана), четверг, и они говорят, что этот день так назван евангелистами, как канун сих дней. Подтверждением сему мнению служат слова в Евангелии Иоанна: //пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его// страданий и смерти [[new:in:13:01|(Ин.13:1)]], и то обстоятельство, что приготовление пасхального агнца начиналось некоторыми, особенно галилеянами, и в 13-й день Нисана (Христ. Чт. 1867). У еванг. Марка [[new:mk:14:01|(Мк. 14:1)]] сказано: //чрез два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков// (О Пасхе чит. в объясн. [[new:lk:22:01|Лк. 22:1]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца** См. Толкование на [[new:lk:22:01#lopuxin_ap|Лк. 22:1]] [<10>]