[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:13 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-20 **Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается** Пасху ели стоя: как же о Господе говорится, что Он возлег? Говорят, что, съев законную пасху, возлегли уже после, по общему обыкновению, есть прочие какие-нибудь яства. - Господь говорит ученикам: "**очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания**". Он как бы так говорит: это для Меня последняя с вами вечеря, поэтому она любезна и вожделенна для Меня, ибо в последующее время Я не буду есть с вами. Это подобно тому, как имеющие отправиться в странствование последние речи с родными и друзьями ведут с большей приятностью и любовью. И иначе: Я очень желал есть с вами сию пасху, потому что в ней Я имею преподать вам великие таинства - таинства Нового Завета. Сим Он показывает, что Он добровольно будет страдать. Ибо Ему, так как Он знал о предстоящих страданиях, без сомнения, можно было уклониться от оных, подобно тому как и в предшествовавшее время [[new:in:08:59|(Ин. 8, 59)]]. Слова: "**не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие**" некоторые из святых разумели так: пока не воскресну. Ибо после воскресения, обращаясь с учениками, Он ел и пил с ними, как и Петр говорит Корнилию:// "которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых"// [[new:act:10:41|(Деян. 10, 41)]]. Что воскресение есть Царствие Божие, это очевидно. Ибо воскресение есть разрушение смерти. Смерть царствовала от Адама до Христа; а с того времени, разрушенная, она уступила победу и царство Господу, как сказано: //"Смерть! где твоя победа?"// [[old:os:13:14|(Ос. 13, 14)]]. И Давид говорит: //"Господь царствует"// [[old:ps:092:01|(Пс. 92, 1),]] а потом в объяснение, как воцарился, присовокупляет: //"облечен величием"//, когда тело избавилось от тления и украсилось Божеством, как Исаия говорит:// "столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей"// [[old:is:63:01|(63, 1)]]. И сам Господь по воскресении говорит: //"дана Мне всякая власть"// [[new:mf:28:18|(Мф. 28, 18)]]. Итак, когда пришло воскресение, которое, как разрушившее смерть, названо Царствием Божиим, Господь опять пил с учениками в уверение, что Он воскрес не призрачно. - Иные же под Царствием Божиим разумели будущее состояние, а под питием Господа с нами в будущем веке - откровение Им тайн. Ибо Он, Человеколюбец, радуя нас, Сам радуется и, питая нас, Сам питается, и наше питье и пищу, то есть учение, вменяет в пищу Себе. Итак, Он будет тогда пить некоторое новое питье с достойными, открывая им всегда нечто новое и необычайное. - Кажется, Лука упоминает о двух чашах. Об одной говорит: "**приимите ее и разделите между собою**", которую иной может назвать образом Ветхого Завета, а о другой говорит после преломления и раздаяния хлеба. Господь Сам разделяет ее между учениками, называет ее новозаветной и говорит, что она обновляется в Его крови. Ибо, когда был дан Ветхий Закон, то печатью употреблена была кровь неразумных животных [[old:ish:24:05|(Исх. 24, 5-8)]]; а ныне, когда Бог Слово стал Человеком, Новый Завет для нас запечатлевается Его кровью. Словами: "**которое за вас предается**" и "**которая за вас проливается**" не то показывает, что тело Его предано и кровь Его пролита за одних только апостолов, но за весь род человеческий. Итак, когда говорит, что "**за вас**" предается, ты понимай: за ваш род человеческий. - Древняя пасха совершалась во избавление от рабства египетского, и кровь агнца проливалась за сохранение первенцев: а новая пасха - во оставление грехов и в сохранение помыслов, назначенных и посвященных Богу. - Прежде преподается хлеб, а потом - чаша. Ибо прежде бывает деятельность трудная и неудобосовершимая. Добродетели предшествует пот, подобно как и хлеб не только возделывается в поте лица, но и во время употребления требует трудов [[old:gen:03:19|(Быт. 3, 19)]]. Потом уже, после трудов, бывает радование от благодати Божией, что означается чашей. Ибо кто потрудится в неудобосовершимой добродетели, тот впоследствии удостаивается дарований и испытывает доброе опьянение, отрешаясь от мира сего, как Павел и Давид или, если еще смелее сказать, как Бог у пророка Аввакума [[old:avm:03:14|(3, 14)]]. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Шедша же обретоста, якоже рече има: и уготоваста пасху** См. Толкование на [[new:lk:22:12# prot_ioann_buxarev|Лк. 22:12]] ===== Лопухин А.П. ===== **Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху** См. Толкование на [[new:lk:22:01#lopuxin_ap|Лк. 22:1]] [<10>]