[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:21 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 21-27 **И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий** Нет ничего несчастнее души, закосневшей в упорстве. Ибо смотри, что говорит Господь: вот рука предающего Меня со Мною за столом, а безумный не очувствовался. Господь говорит это не только для того, чтобы показать, что Он знает имеющее случиться, но и для того, чтобы явить нам Свою благость и злобу предателя, по которой сей не устыдился быть на Его вечери, а потом не оставил исполнения и своего намерения. Господь также дает нам этим образец, чтобы мы до конца старались о пользе падающих. И //"Сын Человеческий,// - говорит, - идет, не потому, что будто бы не может защитить Себя, но потому, что Он предназначил Себе смерть за спасение людей. //"Но горе тому человеку, которым Он предается"//. Хотя Ему предназначено пострадать, но ты зачем оказался так зол, что решился предать Его? За то и достанется тебе в удел "//горе//", что ты оказался склонным на предательство, так как и змий проклят за то, что он послужил орудием козней диавола. - Услышав сие, ученики смутились. Об этом пространнее узнаешь в толковании на Евангелие от Иоанна [[new:in:13:start|(гл. 13)]]. Они смущаются теперь не только подозрением себя в предательстве, но от сего смятения переходят к спору, спорят о том, кто из них больше. До спора о сем они дошли последовательно. Вероятно, один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей опять тому: нет, ты хочешь предать. Отсюда перешли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше и подобное. Что же Господь? Он укрощает смятение их двумя примерами. Во-первых, примером язычников, которых они считали скверными, объявляя, что если они будут так думать, то подобны будут язычникам. Во-вторых, Собственным Своим примером, ибо, объяснив, что Он служит им, Он этим приводит их к смиренномудрию. Именно в то время Он, как сказано, разделил им хлеб и чашу. Если Я, Которому поклоняется вся ангельская и разумная тварь, служу посреди вас, то вы как осмеливаетесь думать о себе много и спорить о первенстве? Мне кажется, что Он упомянул об этом возлежании и служении не мимоходом, но чтоб напомнить им, что если вы ели от одного хлеба и пили от одной чаши, то одна трапеза делает вас друзьями и единомысленными. Зачем же вы имеете мысли, недостойные их? Притом и Я не так сделал, чтобы одному послужил, а другому нет, а всем вам равно. Поэтому и вы имейте одни и те же чувствования. Пожалуй, из всего этого ты и то пойми, как ученики были тогда еще несовершенны, а впоследствии так чудно просияли. Да устыдятся манихеи, которые говорят, что некоторые по природе неспособны к обучению, и таковым невозможно перемениться. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **обаче се, рука предающаго Мя со Мною (есть) на трапезе, и Сын убо Человеческий идет по реченному: обаче горе человеку тому, имже предается. И тии начаша искати в себе, который убо от них хощет сие сотворити** У еванг. Луки кратко передается указание Господом Своего предателя на тайной вечери: у свв. Матфея и Марка подробно. У них говорится, что когда Господь сказал, что один из Апостолов, //ядущий// с Ним, //предаст// Его, то Апостолы //опечалились и стали говорить Ему один за другим: не я ли? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Один из вас ядущий со Мною предаст Меня//. Господь не указывает прямо своего предателя, не говорит, что такой-то из Апостолов предаст Его. Это Он делает по Своему милосердию, щадя предателя и давая ему возможность раскаяться. Апостолы //опечалились//. Очень понятно это смущение и печаль Апостолов, потому каждый из них, кроме предателя, спешил освободиться от подозрения, спрашивая Господа: не я ли, Господи? Сказали: «кроме предателя», потому что, как видно из повествования св. Матфея, Иуда не спрашивал вместе с Апостолами, думая, что Христос не узнает его, а спросил уже после, когда Господь некоторым образом указал его [[new:mf:26:25|(Мф. 26:25)]]. //Опустивший со Мною руку в блюдо// [[new:mf:26:23|(Мф. 26:23)]] . Это было блюдо с разными плодами, приготовленными в виде соуса, так как на востоке не употребляли вилок и ложек, а брали кушанье просто рукою (Мих.). **Сын убо** (впрочем) **Человеческий**, – Он Христос, **идет**, т. е. на смерть, **по реченному** (по предназначению), т. е. как предназначено Богом в предвечном совете об искуплении падшего рода человеческого, по Матфею и Марку, //как написано о Нем//, т. е. как предсказано заранее в ветхозаветных книгах. ([[old:is:21:09|Ис.21:9]]; [[old:is:53:04|53:4-]][[old:is:53:09|9]]; [[old:dan:09:26|Дан. 9:26-]][[old:dan:09:27|27]] и др.). **Обаче горе человеку тому, имже** (которым) **предается**. У Матфея и Марка прибавлено: //лучше было бы// ему //не родиться// [[new:mf:26:24|(Мф. 26:24;]] [[new:mk:14:21|Мк. 14:21)]]. Истинно так: величайшее преступление – предать на смерть своего Учителя и Господа, величайшее будет и наказание за это! – Здесь невольно является вопрос: «виновен ли действительно Иуда в том, что Христос страдал? По-видимому, он исполнил то, что было написано и что было необходимо, по премудрым планам Самого Бога». Св. Златоуст так отвечает на этот вопрос: «Иуда предал Христа не с мыслию искупления, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на дело, то и диявола освободишь от вины. И тот и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Ибо не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяние других в нашу пользу. Потому Господь и называет его несчастнейшим человеком.» «Иуда виновен, рассуждает один из духовных писателей (архимандр. Августин): 1) тем, что, живя три года с половиною с Господом, не проникся любовию и благоговением к Нему, а, напротив, еще почему-то воспитал в себе чувство неприязни и недоброхотства к Нему; 2) тем, что прельстился 30-ю сребренниками и из-за них коварно выдал ни в чем невинного Господа врагам; и 3) тем, что, сознавая гнусность своего поступка, не залился слезами покаяния, подобно, напр., ап. Петру, а покончил с собою самоубийством. Это все доказывает, что Иуда имел душу низкую.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает** Евангелист Лука, согласно с евангелистом Иоанном ([[new:in:13:start|Ин.13]]), ясно говорит, что открытие предателя и, следовательно, его удаление с Тайной Вечери последовало уже после установления Таинства Евхаристии. Господь таким образом употребил последнее средство для того,чтобы возвратить к Себе изменника-ученика, именно, дал ему вкусить Тела и Крови Своей. Некоторые толкователи отмечают это как противоречие Евангелия Луки Евангелиям Матфея и Марка, согласно которым открытие предателя последовало до установления Таинства Евхаристии ([[new:mf:26:21|Мф.26:21–25;]] [[new:mk:14:21|Мк.14:21]]). Но если и есть здесь противоречие, то, во-первых, оно могло произойти оттого, что евангелист Лука нашел нужным сначала рассказать о самом важном, что произошло на вечере, – об установлении Евхаристии, а потом уже передать об открытии предателя и о споре учеников между собою, и затем – и это нам представляется особенно важным – об удалении предателя с вечери не говорит ни один из всех трех синоптиков, и в этом пункте противоречия между ними нет, можно даже сказать, что и первые два евангелиста говорят только об открытии предателя Иоанну и, может быть, Петру, а это ведь не препятствовало Иуде продолжать сидеть за трапезой и дальше, что и изображает евангелист Лука: //«И вот»// (πλὴν ἰδοῦ) – это обычный в Евангелии Луки переход к новой мысли (ср. [[new:lk:06:35|Лк.6:35]]): от значения Своей смерти Христос переходит мыслью к тому, как эта смерть наступит для Него, через кого Он ее примет. //«Рука... за столом»// – точнее: «на столе» (ἐπὶ τῆς τραπέζης). Иуда, следовательно, протягивал по столу свою руку, чтобы принять чашу. «//Предающего//». Здесь есть некоторое соответствие с выражением 19-го стиха. «//Предаваемое//» (Тело). Тело «предается», – а вот и «предающий» его. «//Впрочем//». В древнейших кодексах здесь вместо союза «и» (καὶ) стоит союз «потому что» (ὅτι). Если принять такое чтение, то в первых словах 22-го стиха нужно видеть указание на то, что предание Господа Иудой не есть что-то неожиданное, а согласно с определением Божиим. //«Но горе...»// Тем не менее оно остается свободным поступком предателя, за который этот последний будет наказан. //«Спрашивать//» – точнее: обсуждать, спорить (συζητεῖν). Им хотелось доказать друг другу, что никто из них на такое гнусное дело не пойдет. [<10>]