[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:25 ====== =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXV.// Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 9:46–48)]], а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение [[new:lk:22:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 22:25]], [[new:lk:22:34|34)]]? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] [[new:mf:20:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Мф. 20:25]]; [[new:mk:10:42#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 10:42]]; [[new:mf:26:30#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:30]]; [[new:mk:14:26#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:26)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 9:46]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются** См. Толкование на [[new:lk:22:21#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:21]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-26 **Он же рече им: царие язык господствуют ими, и обладающии ими благодателе нарицаются: вы же не тако: но болий в вас, да будет яко мний: и старей, яко служай** Это – те же слова, которые Господь сказал, когда, по сказанию еванг. Матфея ([[new:mf:20:25|Мф. 20:25]] и дал.) и Марка ([[new:mk:10:42|Мк. 10:42]] и дал.), Апостолы Иаков и Иоанн просили Господа посадить их в Своем царстве, одного по правую Свою сторону, а другого по левую. В них Господь открывает Своим Апостолам, какое основное нравственное правило членов Его царства, это – не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другим, а смирение и самоотвержение: «у народов, собственно у язычников, или вообще в мире бывает так, – как бы в таких словах говорил Господь, – что //князья господствуют// над подчиненными им //и вельможи властвуют// над своими рабами, но в Моем царстве будет не так: больший и первый должен быть //слугою// и //рабом всем//, т. е. должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя.» Таким образом Своими словами Апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость, замечает св. Златоуст. «Не естественно, пишет один из духов. писателей, чтобы слабое и немощное служило сильному и могущественному, высшее поддерживалось низшим. Естественно наоборот – чтобы сильное подавало помощь слабому, низшее поддерживалось высшим. Не тварь служит Творцу, но щедродательная десница Творца подает всем и жизнь, и дыхание, и вся; т. е. остается только принимать с благодарением и употреблять во благо весь дар, нисходящий свыше от Отца светов. Не земля служит солнцу, а солнце согревает и освещает землю, не ожидая воздаяния от нея, рождения земли питают ее, но земля питает миллионы тварей, кои возвращают ей только прах.» (Воскр. Чт. гл. 6). Необходимо заметить, что указанные слова Господа не значат того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни подчиненных, ибо Сам же Господь дал Апостолам власть, преимущественную пред другими верующими, власть начальственную [[new:ef:04:11|(Еф. 4:11-]][[new:ef:04:12|12)]]; но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в Церкви (Мих.). Так понимали и поступали бывшие начальствующие святые, как показывают жития их, напр., преподобные Феодосий и Сергий, царь Константин, князь Владимир и др. Так понимают и поступают и все истинные последователи Христовы из властителей и начальствующих среди нас. Толкуя вышесказанные слова, св Златоуст прибавляет: «не опасайся потерять честь свою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя: оно есть дверь к царствию». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий** Господь говорит, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно бы подниматься. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только о том, чтобы услужить друг другу (ср. [[new:mf:20:25|Мф.20:25]] и сл.). //«Владеющие ими//» (οἱ ἐξουσιάζοντες) – это не цари, а особые поставленные царями правители. //«Благодетелями»// (εύεργέται). Евергетами, как известно, назывались египетские цари ближайшей ко времени Христа эпохи. Этим титулом отмечались особые заслуги этих правителей перед государством. //«Кто из вас больше»// – не «кто хочет быть большим», а «кто на самом деле больший». //«Как меньший»// – не в смысле «ничтожный», а как «более юный по возрасту» (ὁ νεώτερος), юноша всегда обязан услужить старшим (ср. [[new:act:05:06|Деян.5:6, 10]]). [<10>]