[<10>] ====== Толкования на Лк. 22:44 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю** См. Толкование на [[new:lk:22:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 22:39]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И быв в подвизе, прилежнее моляшеся: бысть же пот Его яко капли крове каплющыя на землю** **Бысть** (был) **пот Его, яко капли крове, каплющые на землю**. Об этом обстоятельстве говорит один св. Лука. Как понимать его? Блаж. Феофил. объясняет это таким образом: «Иисус был в таком борении, что, как говорит присловие, с Него падали капли крови. Ибо о тех, кои сильно трудятся, обыкновенно говорят, что они потеют кровию, подобно как и о тех, кои горько сетуют, говорят, что они плачут кровию». Впрочем бывали случаи, что чрезвычайные страдания сопровождались иногда и кровавым потом. (Жизнь И. Хр., Буткев.) «Воды потопа некогда погубили беззаконников, но не смыли беззаконий с лица земли; теперь кровавый пот Господа обновляет лице земли. Падала некогда на землю кровь невинного Авеля; но она вопияла на небо об отмщении, говорится в одном из слов на великий пяток. Падает кровавый пот Спасителя, но вопиет об отпущении и прощении. (В. Чт.24.) //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю** Благодаря этому подкреплению Христос в наступившей тяжкой душевной борьбе (ἀγωνία), молился еще горячее (ср. [[new:evr:05:07|Евр.5:7]] и сл.). //«И был пот Его, как капли крови, падающие на землю»//. Некоторые толкователи (из древних – блж. Феофилакт, Евфимий Зигавин, и большинство новых) относят это сравнение только к величине и густоте капель пота. Но такое явление едва ли заставило евангелиста Луку особенно упомянуть о нем: в этом еще нет ничего необычайного. Лучше толкуют те, которые видят здесь указание на действительное выделение с лица Христа капель крови. За правильность такого понимания говорит и греческое слово, переведенное по-русски выражением «//капли//» – θρόμβοι. Оно означает не просто «капли» (по-гречески – σταγών, στάλαγμα, но сгусток свернувшейся жидкости молока или чего другого, и особенно свернувшейся крови. Поэтому можно сказать, что душевное напряжение Христа, Его душевные страдания были так сильны, что с лица Его катились капли кровавого пота, такие темные и густые, что их можно было издали видеть при ярком сиянии луны, освещавшей лицо Христа. [<10>]