[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:2 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем** См. Толкование на [[new:lk:23:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Начаша же Нань вадити, глаголюще: Сего обретохом развращающа язык наш и возбраняюща кесареви дань даяти, глаголюща Себе Христа Царя быти** На суде Синедриона спрашивали Иисуса Христа: //Ты ли Христос// [[new:lk:22:67|(Лк. 22:67)]]? и, когда Он назвал Себя Сыном Божиим [[new:lk:22:70|(Лк. 22:70)]], осудили Его в богохульстве, за что, по еврейским законам, полагалась смертная казнь; но теперь на суде Пилата враги Господа возводят на Него обвинение новое, уже с политической, а не с религиозной стороны; так как они знали, что на первое Пилат должен обратить свое внимание в интересах римского императора, а до второго ему дела нет, и он за богохульство не предаст Господа смерти. Они говорят, что Иисус Христос 1) вообще развращает народ (**язык**), и еще 2) развращает тем, что запрещает платить подать Кесарю (**возбраняюща кесареви дань даяти**) и 3) называет Себя царем (**глаголюща Себе Христа царя быти**). **Развращает наш народ**, т. е. учит его неправильной жизни, и таким образом, сводит его с доброго пути, по которому он должен идти в истинных интересах своей собственной жизни и для спокойствия римского правительства. (Мих.). **Наш народ**, так говорят враги Господа, как лукавые лицемеры, говорят как будто они истинные радетели блага народного, между тем на самом деле были не таковы. **Запрещает** платить **подать Кесарю**, т. е. возмущает народ против Римского правительства, так как давать подать значит признавать себя его подданным. Это была прямая клевета, потому что Господь Иисус Христос, напротив, велел платить подать кесарю: //Отдавайте кесарево кесарю//, сказал Он, когда враги Его лукаво спрашивали Его, нужно ли давать подать кесарю [[new:lk:20:25|(Лк. 20:25)]]. Называет **Себя Христом Царем**. Иудеи думали, что Мессия Христос явится как Царь и освободитель их от римской власти; но если Христос только называет Себя Царем Христом, то Он – тоже возмутитель против Кесаря. При обвинении Господа врагами было придумано все, чтобы восстановить Пилата против Него. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем** Члены Синедриона обвиняют Христа перед Пилатом в притязаниях на достоинство Мессии, которого они представляют, чтобы быть понятными Пилату, как царя. //«Развращает наш народ»//, т. е. прежде всего сбивает его с истинного пути, отдаляя народ от нашего духовного водительства, и в то же время отклоняет народ от подчинения римской власти. Это обвинение, в первой его половине, конечно, было справедливо, потому что Господь действительно учил народ не слушать фарисеев и вообще своих вождей [[new:mf:15:14|(Мф.15:14).]] //«Запрещает давать подать кесарю»//. Это была уже совершенная ложь (ср. [[new:lk:20:25|Лк.20:25]]). //«Называя Себя Христом Царем»// – точнее: «называя Себя Мессиею, царем». Второе слово должно было объяснить Пилату, что такое Мессия. Этим враги Христа думали заставить Пилата тотчас же поступить с Христом как с опасным политическим преступником. [<10>]