[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:21 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но они кричали: распни, распни Его** См. Толкование на [[new:lk:23:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:6]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 21-24 **Они же возглашаху, глаголюще: распни, распни Его. Он же третицею рече к ним: что бо зло сотвори Сей? Ничесоже достойна смерти обретох в Нем: наказав убо Его отпущу. Они же прилежаху гласы великими, просяще Его на распятие: и устояху гласи их и архиерейстии. Пилат же посуди быти прошению их** Это уже третья попытка со стороны Пилата отпустить Иисуса Христа, потому что он видел полную Его невинность [[new:lk:23:22|(Лк. 23:22)]]. Тут он снова повторяет то, что говорил раньше, – предлагает наказать, т. е. подвергнуть бичеванию (о бичевании чит. в объясн. [[new:lk:23:16|Лк. 23:16]]), или отпустить ради праздника Господа, а не Варавву ([[new:lk:23:17|Лк. 23:17]] и [[new:lk:23:18|18]]); но не имел настолько твердости духа, чтобы отстоять Его. Евреи, по научению своих начальников, злейших врагов Господа, повествует св. Лука, **продолжали с великим криком** (прилежаху гласы великими) **просяще** (требовать) **Его на распятие: и устояху гласи их и архиерейстии** (и превозмог крик их и первосвященников). **Пилат же посуди быти** (решил быть) **по прошению их**. У еванг. Иоанна говорится, что иудеи уже начали грозить Пилату, кричали: //если отпустишь Его (И. Хр.), ты не друг кесарю: всякий, делающий себя царем, противник кесарю// [[new:in:19:12|(Ин. 19:12)]]. У еванг. Матфея тут сказано: //Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается// [[new:mf:27:24|(Мф. 27:24)]], решился осудить Иисуса. Так, сколько ни старался Пилат защищать и освободить Господа, не мог; тем не менее он виновен в осуждении невинного Господа: как правитель, он мог, имел силу и власть освободить Иисуса Христа, но не сделал этого, – не сделал из-за того, чтобы не возбудить против себя иудейского народа и не прогневать Кесаря, таким образом поберег больше себя, чем невинного Господа. В Евангелии же Матфея говорится, что когда Пилат решился отдать Иисуса Христа на смерть, то //взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите вы// сами. //И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:24|(Мф. 27:24-]][[new:mf:27:25|25)]]. У евреев, при нахождении трупа убитого человека, был обычай умывать руки в доказательство того, что умывающий невиновен в пролитии крови этого человека [[old:vtor:21:06|(Втор. 21:6-]][[old:vtor:21:07|7)]]. Пилат, решась осудить Иисуса Христа, пользуется этим иудейским обычаем, чтобы снять с себя ответственность в смерти Его. //Смотрите вы// сами, т. е. я слагаю с себя ответственность, а вы уже будете отвечать за насильственную смерть этого, по моему мнению, невинного человека; вы принуждаете меня пролить кровь Иисуса, вы и отвечайте за нее. Понятно, что умовение рук Пилатом не сделало его безответным в смерти невинного и осужденного на смерть Господа, потому что, он, как сказано, по обязанности правителя, должен был защитить и отпустить Иисуса Христа, не смотря ни на какое противодействие, что со стороны иудеев, и мог бы это сделать: так как у него были в распоряжении римские легионы; но он этого не сделал. Он даже не принимал никакой меры к тому, чтобы успокоить народную ярость и злобу, хотя неоднократно объявлял, что не находит в Господе решительно никакой вины. Он даже забыл, что поступает вопреки здравому смыслу, когда, по Матфею [[new:mf:27:22|(Мф. 27:22)]] и Марку [[new:mk:15:12|(Мк. 15:12)]], предлагал народу такой вопрос: //что же хотите, чтобы я сделал с тем, кого вы называете Христом, Царем Иудейским//? Разве народу принадлежит право суда, а не ему самому? Разве он не мог, и отпустив Варавву, в то же время отпустить и Христа, если признавал Его невинным? Следовательно, человекоугодие довело Пилата до поступка против Бога, совести и закона. – Бойся, христианин, человекоугодия, оно часто побуждает и заставляет действовать против долга, против чести, против совести, нередко прямо – ко вреду другим! Ап. Павел прямо сказал: //Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым//. [[new:gal:01:10|(Гал. 1:10)]] Кровь Его на нас и пр., т. е. мы принимаем ответственность за смерть Христову на себя и не только на себя, но и на свое потомство. «Такова безрассудная ярость, такова злая страсть!» восклицает при этом Златоуст. И сбылась во всей точности эта ужасная клятва на несчастном иудейском народе, жестоко он был наказан за отвержение Христа. В 70 г. от Р. Хр. иудеи возмутились против римлян. Тогда римляне разрушили их столицу Иерусалим, сожгли храм и их, иудеев, многих посекли мечами, многих распяли на крестах, – иные умерли от открывшихся в осажденном Иерусалиме голода и болезни, – а оставшихся в живых рассеяли по всему свету. И до ныне они, как чада убивших Господа, носят на себе кровь Его; ибо у всех находятся в презрении, и самое имя сего народа стало уничижительным прозвищем людей алчных, хитрых и самых низких. Наказан был от Бога и Пилат за невинное осуждение Господа. Между прочим именно и за это осуждение, вследствие жалобы Марии Магдалины, римский император лишил его должности Иудейского правителя и сослал в ссылку в Галлию. Здесь, изнуренный печалию и скукою, терзаемый угрызениями совести и отчаянием, Пилат сам себя лишил жизни (Воскр.Чт.22г.) //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но они кричали: распни, распни Его** См. Толкование на [[new:lk:23:13#lopuxin_ap|Лк. 23:13]] [<10>]