[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:34 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают** Вместо стонов и воплей, обыкновенных и неизбежных в таком случае, из уст распинаемого Господа послышалось другое: в ту минуту, когда, по всей вероятности, ожесточенные враги Его со злобной радостью впились взором в Его лицо, ожидая видеть выражение муки, Господь кротко возвел очи к небу и сказал: **«Отче, прости им! Не ведают бо, что творят»**. Таково послушание даже до смерти, и смерти крестной! Того, Который предал Его в руки врагов, попустил осудить на мучения и смерть, Божественный Страдалец называет Своим Отцом, точно так же, как называл Его при гробе Лазаря [[new:in:11:41|(Ин. 11, 41)]] или когда глас с неба при всем народе свидетельствовал о Его Божественном достоинстве [[new:in:12:28|(Ин. 12, 28)]]. Заповедав последователям Своим молиться за врагов, Богочеловек подает теперь пример этой высокой молитвы, подает в минуту ужаснейших страданий от врагов Своих. Непосредственно слова этой молитвы, конечно, относились к распинавшим воинам (которые виновны были не тем, что исполняли дело своего звания, но что, подчинившись желанию иудеев, обнаруживали излишнюю жестокость); но по сути своей ходатайственная молитва Господа обнимала собой всех врагов Его: из нее не исключался ни Каиафа, ни Пилат, ни Ирод. Ибо все они, по своей злобе или по лукавству, действительно не знали сами, что делали. //«Ибо если бы знали//, – говорит св. Павел, – //то не распяли бы Господа славы»//. Впрочем, это не значит, что не было виновных в смерти Господа. Кто бы не смог понять, если бы захотел, того, что понял и с такой силой исповедал даже отчаянный Иуда? Поэтому-то и Господь говорит: **«Прости им!»** Без молитвы Господа, может быть, природа не перенесла бы поругания Творцу своему и враги Его, подобно врагам Моисея и Аарона [[old:chis:16:23|(Числ. 16, 32)]], были бы поглощены землей, которая с трепетом держала на себе Его крест. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают** Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то. //**Главы о любви.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий** [Грехи, творимые] в ведении, суть те, которые обличаются твоей собственной совестью, [которая упрекает тебя], что ты дурно поступаешь; а [совершаемые] в неведении суть те, при осуществлении которых ты считаешь, что поступаешь хорошо, хотя они [на самом деле являются] лукавыми [деяниями]. Следует знать, что многие грехи, осуществляемые в неведении, [достойны] куда более сурового осуждения, чем совершаемые в ведении. Ибо все еретики полагают, будто они право веруют; язычники, [жестоко] наказывающие [христианских] мучеников, считают, что совершают доброе дело; как и ныне подвергающие сожжению церкви думают, будто это есть [благоугодная] жертва Богу. Также и распинавшие Христа не ведали, что делают; Ирод, ради клятвы убивший Иоанна, признавал это убийство правым делом [[new:mk:06:26|(Мк. 6:26)]]; наконец, сестре Моисея, покрывшейся проказой, казалось, что она поступает в соответствии с законом [[old:chis:06:01|(Чис. 12:1-4,]] [[old:chis:06:11|11)]]. Это нам следует знать, чтобы не считали мы себя невинными за совершенные в неведении грехи. **//Вопросы и ответы.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий** Так молился распятый Иисус. И мы так же должны молиться за врагов. Большею частию люди, точно, бывают по слепоте злобны к нам. Если бы они хорошенько знали тех, до кого они злы, то не стали бы так подло поступать с ними. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий** См. Толкование на [[new:lk:23:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:32]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус же глаголаше: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят. Разделяюще же ризы Его, метаху жребия** **Иисус же глаголаше** (говорил): **Отче! отпусти** (прости) **им** и пр. Это обстоятельство указывает из евангелистов один Лука. Понятно, что здесь, Господь молился не за одних только Своих распинателей – римских воинов, но за всех врагов Своих, – и за осудивших и предавших Его на распятие, т. е. за Пилата с воинами, за начальников Иудейских с народом, и за весь грешный род человеческий, который грехами своими довел Господа до позорной и мучительной смерти на кресте. Так Господь злобе и злодейству людскому противопоставляет Свою любовь и молитву о прощении! Так Он не только словом, но и собственным примером учит прощать врагов и молиться за них!.. **Не ведят** (не знают), **что творят**. Пилат и римские воины, как язычники, конечно, не знали, что распинаемый ими есть Сын Божий, Спаситель мира. Иудеи, особенно их начальники, не могли не узнать в Нем своего Мессию, но в ослеплении не узнали, и действительно не думали, что распинают именно Его, почему ап. Петр впоследствии, в своей речи к иудеям, и говорит, что они и их начальники распяли Господа по неведению [[new:act:03:17|(Деян.3:17)]]. Только, конечно, неведение, особенно иудеев, не оправдывает их, потому что они имели все к тому, чтобы узнать в Иисусе Христе Господа Мессию, и поэтому должны понести всю кару за отвержение Его. Но всемилостивейший Господь молит, чтобы Отец Его Небесный не карал жестоко, а пощадил их. «Какое величие души Господа, извиняющей пред Своим Отцом Небесным самых упорных Своих врагов неведением!» восклицает при сем епископ Михаил. «Конечно, грех сей простился бы им, если бы после того они не остались в неверии», замечает блажен. Феофилакт. – Вот как поучает один из архипастырей по поводу слов Господа: **Отче, прости им** и пр. «//Распни, распни Его//! кричал народ иудейский, слуги и их господа; Пилат же и старейшины народа, грехи всего мира, а между ними и ты и я пригвоздили к кресту Господа Иисуса Христа. Они не знали тогда, что делали, когда вешали Богочеловека на древо проклятия; они не знали, что распинали в Нем своего Творца, своего Иегову, Господа славы. Но они могли это знать! И теперь многочисленные грешники не знают, что они делают, не знают, что они своими грехами помогают распинать Христа. Но они могли бы хорошо это знать, теперь еще лучше, чем тогда; так как теперь солнце евангелия ясно светит каждому в лицо». Незнание теперь еще больший грех, чем тогда. Но Агнец Божий молится за все эти грехи неведения. «**Отче, прости им, не ведят бо, что творят**! «К чему была бы такая молитва о прощении грехов неведения, если бы они не вменялись? Пусть, следовательно, никто не извиняется своим неведением и приносит покаяние и в грехах неведения.» – «Смотри, какое величие любви Иисуса Христа и благодати Божией! поучает еще тот же святитель. Достаточно было бы одного движения Его воли, и весь мир был бы сокрушен и уничтожен пред Его славою; но Он молится: **Отче, прости им**... Он думает не о Себе, не о Своей скорби, но Он молится за нас, грехи которых причинили Ему столько ран». (Иннок. Херс.) **Разделяюще ризы** (одежды) **Его** и пр. Одежды распинаемых обыкновенно отдавались распинателям, а они делили их между собою, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем св. Лука и прочие евангелисты. Так он пишет [[new:in:19:23|(Ин. 19:23-]][[new:in:19:24|24)]]: //воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его// (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) //и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон// (это – нижняя одежда); //хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий// [[old:ps:021:19|(Пс. 21:19)]]. Предание говорит, что хитон был куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношею из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там, в Мцхете, впоследствии, риза Христова найдена была в патриаршей ризнице и персидским шахом Абасом, покорившим Грузию, прислана была нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть древа животворящего креста, на котором был распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий** См. Толкование на [[new:lk:23:33#lopuxin_ap|Лк. 23:33]] [<10>]