[<10>] ====== Толкования на Лк. 24:36 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам** Мне кажется, что словами: **«Ста посреде Учеников»**, Евангелист являет, что Он утвердил их в вере в Него самым Своим явлением и благословением. Ибо не только Он стал посреде их всех, но и посреде сердца каждого из них, и утвердил в вере, так что о каждом сердце можно сказать оное псаломное слово: //«Бог посреде его и не подвижеся»// [[old:ps:045:05|(Пс.45:5)]]. Ибо от того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Стал же посреде них и сказал им: **«Мир вам»** – это сладкое, искусное и обычное для Него приветствие. **«Мир»** имеет двоякое значение: есть мир, который мы имеем по отношению к Богу, являющийся, главным образом, плодом благочестия; и мир, который мы имеем по отношению друг к другу, который рождается вследствие евангельских наставлений; оба (этих мира) преподал Господь в едином приветствии Своем. И как Он заповедывал им делать, когда впервые послал их говоря: //«В оньже аще дом внидите, глаголите: мир дому сему»// [[new:lk:10:05|(Лк.10:5)]], так и Сам Он делает; войдя в дом, в котором они были собраны, подобным же образом, Он преподал мир. **//Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам** Для чего Господь часто преподавал мир, говоря: **мир вам**? Для того, чтобы ты знал, что когда у тебя на сердце мир: во время ли молитвы, после ли ее или после исповедания грехов твоих и причащения животворящих Таин – тогда с тобою Господь. Господь с тобою преискренне в Тайнах: ухватись за Чашу, как за ноги Его, и моли Его о всем, что нужно. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение LVI.// Почему [Господь], заповедав через женщин, чтобы ученики отправились в Галилею, как намеревающийся там показаться им, в Сионе [им] является [[new:mf:28:10|(Мф. 28:10]]; [[new:lk:24:33|Лк. 24:33]], [[new:lk:24:36|36)]]? И как Лука говорит, что было одиннадцать [апостолов], рассказав историю о Фоме? //Разъяснение// см. [[new:mf:28:10#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 28:10]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 36-44 **Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах** Господь, все устрояющий для нашего спасения, становится посреди учеников, с намерением уверить их в воскресении. И, во-первых, обычным приветствием мира утишает их смущение, а потом показывает, что Он Самый есть Учитель их, который любит это приветствие и который вооружал их этим приветствием, когда посылал на проповедь [[new:mf:10:12|(Мф. 10, 12]]; [[new:lk:10:05|Лк. 10, 5)]]. Поскольку же от этого слова не укротилось душевное их смущение, Он иначе показывает им, что Он есть Сын Божий, знающий сердца.// "Для чего, - //говорит//, - такие мысли входят в сердца ваши?"// А всеми признано, что знать сердца свойственно одному Богу [[old:ps:138:start|(Пс. 138),]] Присовокупляет и еще иное доказательство - осязание рук и ног. Вы, - говорит, - считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было "//духовно//", то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, "//душевно//", то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным[[new:1kor:15:44| (1 Кор. 15, 44)]], то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места. - Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство - вкушение пищи, потребляя едомое некоторой божественной силой. Ибо все, что естественно поедается устами, афедроном выходит, а Он, как мы сказали, вкушает не по закону природы, но по особенному устроению. Употребленные Им яства, кажется, имеют и некоторый прикровенный смысл. Вкушая часть печеной рыбы, Господь дает знать, что Он огнем Своего Божества испек наше естество, плавающее в соленой жизни сей, обсушил всю влагу, приставшую к нему от глубоких вод, а особенно от волн, и таким образом сделал оное Божественной пищей, сделав приятной Богу снедью то, что было прежде скверно. Это означается пчелиным сотом, то есть нынешняя сладость нашего естества, прежде отверженного. Или, я и то думаю, что// "печеной рыбой"// означается деятельная жизнь, которая с помощью пустыннических и молчальнических углей истребляет в нас большую влажность и тучность, а //"сотовым медом"// - знание или созерцание, так как речения Божия сладки [[old:ps:018:11|(Пс. 18, 11)]]. Впрочем, есть мед трутневый - языческая мудрость, и есть мед пчелиный - премудрость Божественная, а пчела есть Христос. Хотя она мала величиной, ибо слово сокращенно и слабо силой, ибо Павел проповедует не в силе слова, чтобы не упразднить креста [[new:1kor:01:17|(1 Кор. 1, 17)]], однако же, она любезна царям и частным людям, кои труды ее употребляют на здоровье душам. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 36-37 **Сия же им глаголющым, (и) Сам Иисус ста посреде их, и глагола им: мир вам. Убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети** Это явление – то же, о котором повествует и еванг. Марк ([[new:mk:16:14|Мк.16:14]] и дал.). Еванг. Лука в своей книге «Деяний Апостольских» говорит, что Иисус Христос в продолжении 40 дней по Своем воскресении являлся ученикам, поучая их тайнам Царствия Божия [[new:act:01:03|(Деян. 1:3)]]; но из всех этих явлений он повествует только об одном, – всем ученикам, и потому сосредоточивает здесь все наставления Господа, какие нашел нужным сообщить: так что нельзя решить положительно, все ли, что здесь сообщается им, было сказано Господом при этом явлении, или не все, а нечто из сего относится и к последующим дням и явлениям (Мих.). Тем более еще, что если принять это явление за одно, то пришлось бы признать, что и вознесение Господне ([[new:lk:24:50|Лк. 24:50]] и [[new:lk:24:51|51]]) произошло в первый день воскресения. **Мир вам**. Это – обычное взаимное приветствие у евреев. //Мир оставляю вам, мир даю вам//, говорил Иисус Христос Апостолам в прощальной Своей речи [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]. И в настоящее время особенно необходим был мир для Апостолов, когда они боялись и иудеев [[new:in:20:19|(Ин. 20:19)]], и смущены были и повествованием жен мироносиц, испугались от внезапного при запертых дверях явления Своего Господа. Увидев Господа, они подумали, что это – дух, отрешенный от тела, или тень, имеющая призрачное тело, – словом, мертвец явился им (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-49 **Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше** Это явление, о котором упоминает также евангелист Марк ([[new:mk:16:14|Мк.16:14]] и сл.), есть то же самое, которое евангелист Иоанн изображает как разделенное на два: первое, бывшее десяти ученикам, без Фомы, и второе, имевшее место 8 дней спустя после первого, бывшее для уверения Фомы. Евангелист Лука соединяет оба эти явления в одно, потому что они одинаковы по свойству и цели. //«Сам Иисус стал посреди них»// (стих 36). Здесь слово «//Иисус//» в древнейших кодексах не читается. Появление Христа, очевидно, было столь же чудесно по своей внезапности, как и Его исчезновение, о котором сказано в 31-м стихе, и этой неожиданностью появления можно отчасти объяснить испуг, который почувствовали ученики. «//Духа//» (стих 37), т. е. выходца из загробного мира, имеющего только видимость тела (то же, что «//призрак//» в [[new:mf:14:26|Мф.14:26]]). //«Что смущаетесь//», т. е. чем вы смущены (τί τεταραγμένοι ἐστέ) «и для чего такие мысли...» т. е. почему в вашей душе появляются такие мысли? (стих 38). Господь высказывает Свое удивление по поводу того, что апостолы не приняли Его тотчас же за Того, Кто Он есть на самом деле. //«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам» (//стих 39). Прежде всего Господь выводит учеников из смущения тем, что убеждает их в тождестве Своей личности с Тем, Кто был их Учителем и Господом. «//Посмотрите//», что (ὅτι – «что» в русском тексте пропущено) //«это Я Сам»//. Если Он при этом им указывает на руки и ноги Свои, то, очевидно, потому, что на них были знаки от гвоздей, и эти знаки удостоверяли в том, что пред ними стоял действительно их Господь, Который был распят на кресте. //«Осяжите Меня...»// Здесь Господь имеет другую цель. Так как апостолы боялись, что перед ними находился только «//дух//», то Христос приглашает их убедиться в противном: у Него есть плоть и кости. //«Когда же они от радости еще не верили...»// (стих 41). Неожиданная радость нередко заставляет человека усомниться в истинности события, послужившего источником радостного возбуждения. //«И, взяв, ел пред ними»// (стих 43). Здесь, как показывает сама цель действия Христа, не может быть и речи о том способе вкушения, какой в Священном Писании приписывается Ангелам [[old:gen:18:08|(Быт.18:8)]], это было действительное, а не кажущееся вкушение. В книге Деяний сказано об апостолах, что они «//ели и пили»// со Христом //«по воскресении Его из мертвых»// [[new:act:10:41|(Деян.10:41),]] следовательно, одинаковым образом вкушали пищу и они, и Христос. //«И сказал им»// (стих 44). Многие толкователи полагают (см. например, у Кейля), что между 43-м и 44-м стихами должен быть промежуток во времени, что в 44-м стихе начинается или рассказ о новом явлении Христа, или же изложение всех речей Христовых, сказанных Им по воскресении. Но нет сомнения, что изображенное до 44-го стиха явление Христа остановилось бы, так сказать, незавершенным, если бы Христос тогда не сообщил апостолам тех разъяснений, какие идут именно с 44-го стиха. Поэтому правильнее будет полагать, что пока евангелист изображает еще явление, имевшее место в вечер воскресения. //«Вот то, о чем Я говорил» (//стих 44), т. е. вот как осуществились Мои слова, сказанные вам раньше, – слова о том, //«что надлежит исполниться...»// (ср. [[new:lk:18:31|Лк.18:31]] и сл.; [[new:lk:22:37|Лк.22:37]]). //«Еще быв с вами»//. Теперь Христос уже не находится постоянно с апостолами и прежнее общение их с Ним уже невозможно. Если Христос теперь и является апостолам, то только для того, чтобы убедить их в истинности Своего воскресения. //«В законе Моисеевом и в пророках и псалмах»//. Под «//законом//» у иудеев понимались книги Моисеевы, под «//пророками//» – книги Иисуса Навина, Судей, Царств и в собственном смысле пророческие книги, исключая книгу Даниила, под «//псалмами//» – вероятно, все остальные канонические книги Ветхого Завета (т.н. «кетувим» – писания), названные здесь «псалмами» потому, что Господь, очевидно, имел в виду, что в книге Псалмов находится о Нем пророчеств более, чем во всех остальных книгах этого последнего, третьего, раздела Библии. (Заметить нужно, что артикль находится только перед выражением νόμῳ Μωϋσεώς –// «в законе Моисеевом»//, это показывает, что Христос рассматривает все книги как одно целое.) //«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний»// (стих 45). По мнению некоторых толкователей (например, еп. Михаила), Господь совершил это посредством чудесного внезапного озарения, а потом и посредством Своего истолкования Писаний в течение сорока дней до вознесения. С последним нельзя согласиться, потому что здесь идет речь пока только о явлении Христа в вечер воскресения. Первое же предположение не заключает в себе ничего невероятного. «//Так написано»// (стих 46), т. е. таким именно способом, на какой Я указывал вам, когда вводил вас в уразумение Писания. //«Пострадать Христу, и воскреснуть...»// Это и следующие выражения (стих 47) представляет собой краткую формулировку ветхозаветных пророчеств о Мессии. //«Во имя Его»// (стих 47), т. е. в силу того, что Он Своею смертью и воскресением осуществил все пророчества о Нем как о Мессии – Спасителе и Искупителе, и могло быть возвещено прощение кающимся грешникам (в греческом тексте стоит ἐπὶ τῷ ὀνόματι αὐτοῦ – //«на имени//», но лучше читать с Тишендорфом εἰς τὸ ὄνομα – «во имя»). //«Начиная с Иерусалима»//. Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср.[[old:is:02:03| Ис.2:3,]] [[old:is:40:09|40:9]]; [[new:act:01:08|Деян.1:8]]). //«Свидетели сему»// (стих 48), т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения. «//И//» се, //«Я пошлю»// (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ἀποστέλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени). //«Обетование Отца Моего на вас//», т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа ([[old:iol:02:28|Иоил.2:28]] и сл.; [[old:is:44:01|Ис.44:1]] сл.; [[old:iez:36:27|Иез.36:27;]] ср. [[new:act:02:16|Деян.2:16 и]] сл.). //«Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме».// Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51). //«Доколе не облечетесь силою свыше».// Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. [[new:act:01:08|Деян.1:8;]][[new:lk:01:35| Лк.1:35]]). [<10>]