[<10>] ====== Толкования на Мф. 1:6 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** См. Толкование на [[new:mf:01:04#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 1:4]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** См. Толкование на [[new:mf:01:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 1:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** См. Толкование на [[new:mf:01:03#evfimij_zigaben|Мф. 1:3]] ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== **Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона** См. Толкование на [[new:mf:01:03#arxiep_nikifor_feotokis|Мф. 1:5]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** **«Иессей родил Давида царя»**: [[old:ruf:04:22|Руф. 4:22]], [[old:1ts:16:01|1 Цар. 16:1]] и д. **«Давид — Соломона от бывшей за Уриею»**: [[old:2ts:12:24|2 Цар. 12:24]]. В стихах 3-м, 5-м и 6-м, вопреки обычаю восточных писателей (Евф. Зиг.), введены в родословную таблицу женщины, и притом, как выражается св. Златоуст, //«злонравные»//. В объяснение сего он, на слова 3-го стиха: //«Иуда родил Фареса и Зару от Фамари»//, замечает: «что делаешь ты, богодухновенный муж, напоминая нам историю беззаконного кровосмешения? И для чего он это говорит? — Если бы мы стали перечислять род какого-либо обыкновенного человека, то прилично было бы умолчать о том деле. Но в родословии воплотившегося Бога не только не должно умолчать, но еще велегласно надлежит возвестить о сем, чтобы показать Его промышление и могущество. Ибо Он пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить оный... Христу должно удивляться не только потому, что воспринял на себя плоть и соделался человеком, но и потому еще, что порочных людей удостоил быть своими сродниками, не стыдясь ни мало наших пороков; притом Он хочет еще показать и то, что все, и самые праотцы, виновны во грехах. Так, патриарх, от которого и самое имя получил народ иудейский, оказывается немалым грешником: ибо Фамарь обличает его. И Давид от жены прелюбодейной родил Соломона. Если же сии великие мужи не исполнили закона, то тем более те, которые ниже их. А если не исполнили, то все согрешили, и пришествие Христа было необходимо. Видишь ли, что не по немногим и маловажным причинам евангелист упомянул о всей истории Иуды? Для того же упоминается о Руфи и Рахаве, из которых одна была иноплеменница, а другая блудница, т.е. дабы научить тебя, что Спаситель пришел уничтожить все наши грехи, пришел как врач, а не как судья... Итак, евангелист составил родословие и поместил в оном сих жен Для того, чтобы такими примерами пристыдить иудеев и научить их не превозноситься» (ср. Феофил.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** Об Иессее известно, что он имел восемь сыновей ([[old:1ts:16:01|1 Цар. 16:1-13;]] по [[old:1par:02:13|1 Пар. 2:13-15]] семь). Из них младший был Давид. Иессей жил в Вифлееме и был сын Ефрафянина из колена Иудина, Овида; во время Саула достиг старости и был старший между мужами. Во время преследования Давида Саулом подвергался опасности. Говоря о рождении от Иессея Давида, евангелист прибавляет, что Иессей родил Давида царя. Такой прибавки нет при упоминании о прочих царях, потомках Давида. Может быть, потому, что это было излишне; достаточно было назвать царем одного Давида, чтобы показать, что с него началось поколение царей — предков Спасителя. У Давида, кроме других, были сыновья Соломон и Нафан. Евангелист Матфей ведет дальнейшее родословие по линии Соломона, Лука [[new:lk:03:31|(3:31)]] — Нафана. Соломон был сын Давида от бывшей за Уриею, т.е. от такой женщины, которая раньше была за Уриею. Подробности об этом изложены во 2-ой книге Цар гл. 11-12 и общеизвестны. Евангелист не называет Вирсавии по имени. Но упоминание о ней служит здесь выражением желания обозначить уклонение от правильного порядка в родословии, так как брак Давида с Вирсавией был преступлением. О Вирсавии известно очень мало. Она была дочь Аммиила и жена Урии хеттеянина и по всей вероятности отличалась многими личными достоинствами, если сделалась любимой женой царя и имела на него значительное влияние. Соломон был провозглашен наследником царского престола по ее просьбам. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** т. е. от жены Урии, военачальника Давида, от Вирсавии ([[old:2ts:11:03|2 Цар. 11:3–4]]). Давид прельстился ее красотой и впал с ней в грехпрелюбодеяния. Желая покрыть этот грех, он повелел старшему своему военачальнику Иоаву поставить Урию в самом опасном месте во время сражения, и Урия был убит, а Давид женился на Вирсавии. Итак, евангелист, упомянув о жене Урия, снова вводит в родословие Христа грешницу, говорит о тяжком падении лучшего из предков Христовых по плоти – славного царя-пророка Давида. Воистину здесь слава Иисуса Христа обнаруживается не через величие, но через низость и греховность Его земных предков. Фамарь и Раав – блудницы, Руфь – иноплеменница, Вирсавия – прелюбодейка, но все они удостоились великой чести быть написанными в числе предков Спасителя мира: как ни удивляться Его крайнему снисхождению. Поистине, пред Богом //нет Иудея, ни Еллина//-язычника; //нет раба, ни свободного, ни мужеского пола, ни женского// ([[new:gal:03:28|Гал. 3:28]]), но всех, приходящих к Нему с покаянием, Он с любовью приемлет. Воистину Он пришел призвать грешников к покаянию, пришел уничтожить все наши грехи, пришел, как Врач, а не Судия. Кто после этого смеет похвалиться своим происхождением от славных и именитых предков? «Невозможно, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – совершенно невозможно через добродетели или пороки предков быть честным или безчестным, знаменитым или неизвестным. Можно сказать еще более: тот больше и знаменит, кто, родившись от недобрых родителей, сам стал добрым человеком». Поистине человеку нечем хвалиться... Но обратимся к родословию Иисуса Христа. С Давида начинается ряд царей до плена Вавилонского. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею** **Иессей родил Давида царя**. Поскольку Бог пребывает в роде праведников, то и род правителей благословится. Что еще мы можем добавить о Давиде к сказанному в книгах Царств? Посему, умолчав о прочем, скажем лишь одно: что Давид был прообразом Иисуса Христа. Ведь Давид в переводе значит «тот, кому достаточно руки» либо «возлюбленный», как и Христос. Он был отважным в битве, могущественным и возлюбленным у отца; и в делах, и в милосердии, и в своей кротости он был пророчеством о Христе. И что мне говорить о его праведных делах или о его неправедных устремлениях? Даже в самом худшем своем грехе он воплощал тайну Христа и Церкви. Как Давид, когда находился в радости на кровле своего дома, увидел, как купалась прекрасная видом Вирсавия, возжелал ее и взял, хотя она уже была супругой другого человека, хеттеянина, так и Христос, пребывая в вышних и радуясь в Своей Божественности, увидел Церковь язычников, прекрасную сердцем, но отвратительную Ему в нечистотах ее заблуждений и слабую в добрых делах, ибо тогда она была еще супругой дьявола; Он увидел ее, возжелал и еще прежде взял. **Давид родил Соломона**. А Соломон переводится как «мирный». Он был назван мирным, потому что его царствование было мирным для всех окрестных народов: и для тех, с кем он имел мир, и для тех, кто выплачивал ему дань; так что с помощью разных народов он воздвиг храм Богу. Ибо он был прообразом нашего миротворца Христа, Который имел мирное Царство для всех народов, прибегающих к Нему с верой и платящих Ему духовную дань добрыми делами; так что Он воздвиг живой Храм Богу живому из камней живых, не только из иудеев, но и из всех языческих народов. [<10>]