[<10>] ====== Толкования на Мф. 1:12 ====== ===== Свщмч. Ипполит Римский ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** См. Толкование на [[new:mf:01:11#svschmch_ippolit_rimskij|Мф. 1:11]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 12-15 **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова** Если бы мы захотели поставить Иехонию в конце предыдущих четырнадцати родов, то в следующих четырнадцати будет не четырнадцать, а тринадцать родов. Итак, будем теперь знать, что Иехония был прежде Иоакима и что этот последний был сыном, а не отцом [первого]; имя первого из них пишется через буквы: c и m, а второго - через ch и n;, и что вследствие ошибки писцов и отдаленности от нас времени их у греков и латинян произошло смешение [этих имен]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 12-16 **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля. Салафииль родил Зоровавеля. Зоровавель родил Авиуда. Авиуд родил Елиакима. Елиаким родил Азора. Азор родил Садока. Садок родил Ахима. Ахим родил Елиуда. Елиуд родил Елеазара. Елеазар родил Матфана. Матфан родил Иакова. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос** Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон - не вести родословие по женской линии [[old:chis:36:06|(Числ. 36:6)]], то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 12-16 **По преселении же Вавилонстем, Иехония роди Салафииля... Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос** Дойдя до Иосифа, евангелист не остановился на этом слове, но прибавил – **мужа Мариина**, показывая, что ради Нее он и составил родословную Иосифа. Так как не было обычая составлять родословную женщин, то евангелист постарался – и сохранить обычай, и показать другим способом, что Христос происходит из рода Давида и Авраама. Он составил родословную обручника Богоматери и таким образом доказал то, что ему нужно было. Если доказано, что Иосиф был из рода Давида и Авраама, то очевидно, что и Богоматерь происходит оттуда, потому что можно было брать жену только из того же колена, того же рода, и племени... Мужем Ее евангелист называет Иосифа, как жениха, и далее называет Марию женою его, как невесту, потому что был обычай употреблять такие названия даже до брака. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** Поелику Иехония осьми лет взошел на царский престол, и царствовал токмо три месяца, потом со множеством народа преселен был от Навуходоносора в Вавилон, где и скончался: явствует, что уже по преселении, находясь в Вавилоне, родил он Салафииля, а Салафииль Зоровавеля; Зоровавель же возвратился в Иерусалим и тамо создал жертвенник Богу [[old:1par:03:17|(1 Пар. 3:17;]] [[old:ezd:03:02|Ездр. 3:2–8,]] [[old:ezd:04:02|4:2;]] [[old:4ts:25:start|4 Цар. 25;]] [[old:2par:03:17|2 Пар. 3:17)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** **«Иехония родил Салафииля»**: [[old:1par:03:16|1 Пар. 3:16–17]]. Иехония не имел детей по плоти: ибо, когда он был отведен в плен вавилонский, он был бездетен ([[old:4ts:24:15|4 Цар. 24:15]], ср. [[old:ier:22:30|Иер. 22:30]]), а в продолжение плена в темнице и после плена в старости он не мог иметь детей, и слово Божие, изреченное чрез Иеремию, должно было прийти на нем в исполнение – и пришло. Потому, если [[old:1par:03:17|1 Пар. 3:17–18]] упоминается о нескольких сыновьях Иехонии: то были дети его по усыновлению или закону ужичества (от слова ужик, что значит – родственник). По этому закону ([[old:vtor:25:05|Втор. 25:5]]; [[old:ruf:04:04|Руф. 4:4–5]]; ср. [[new:mf:22:24|Мф. 22:24]] и д.) брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был вступить со вдовою его в брак и восстановить его семя; рожденные от сего дети считались детьми умершего, хотя по плоти принадлежали восстановившему семя, и имели таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону. Таковы и были дети Иехонии, и притом восстановителем семени был член не из потомства Соломона, но из потомства его брата по матери Нафана, так как братья и ближайшие родственники Иехонии и Седекии – последних царей пред пленом – были умерщвлены. Таким образом, Нирий (из потомков Нафана) является членом родословия, потому что его сын Салафииль усыновлен Иехониею (ср. [[new:lk:03:28|Лк. 3:28]] и [[old:1par:03:17|1 Пар. 3:17]]). – **«Салафииль родил Зоровавеля»**: Салафииль по свидетельству 1-й книги [[old:1par:03:18|1 Пар. 3:18-19]] был бездетен, но его брат Федаия (по закону ужичества, родил ему детей, из коих старший – Зоровавель – почитался законным сыном Салафииля. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** **Иехония роди Салафииля**. Об Иехонии известно, что он не имел детей по плоти [[old:4ts:24:15|(4 Цар. 24, 15)]]. Если говорится о его детях, то это были дети по усыновлению, – по так называемому закону ужичества, т.е. родственности (ужик значит родственник). По этому закону [[old:vtor:25:05|(Втор. 25, 5;]] [[new:mf:22:24|Мф. 22, 24]] и дал.) брат или ближний родственник умершего бездетным должен был вступить в брак с его вдовою, чтобы восстановить семя его, и рожденные от этого брака дети считались детьми умершего и имели таким образом двух отцов, одного по плоти, другого (умершего) по закону. Таковы и были дети Иехонии, и притом восстановителем его семени был член не из потомства Соломонова, так как братья и ближайшие родственники его были умерщвлены, а из потомства его брата по матери Нафана, Нирия [[new:lk:03:28|(Лк. 3, 28)]]. Точно также у еванг. Луки вместо Иакова отцем Иосифа назван //Илий//, и родословие от Салафииля ведется не чрез //Авиуда//, а чрез //Рисая//. Причиною сему тот же закон ужичества или родственности. Илий умер бездетным, а жена его вышла за родственника его, Иакова, от которого родился Иосиф. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** [[new:lk:03:27|(Лк. 3:27)]]. В числе сыновей Иехонии в [[old:1par:03:17|1 Пар. 3:17]] упоминается Салафииль. Но по ст. 18 и 19 у Иехонии был еще сын Федаия, и у него именно родился Зоровавель. Таким образом, в Евангелии Матфея здесь опять, по-видимому, пропуск — Федаии. Между тем во многих других местах священного писания и у Иосифа Флавия Зоровавель везде называется сыном Салафииля ([[old:ezd:03:02|Езд. 3:2]]; [[old:neem:12:01|Неем. 12:1]]; [[old:ag:01:01|Агг. 1:1]], [[old:ag:01:12|12]]; [[old:ag:02:02|2:2]], [[old:ag:02:23|23]]; Иосиф Фл. Др. 11:3, 1 и проч.). Для объяснения этой трудности предполагают, что Федаия, по закону ужичества взял за себя жену умершего Салафииля и таким образом дети Федаии сделались по закону детьми Салафииля, его брата. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля** Сам Иехония умер бездетным; так предсказал этому нечестивому царю пророк Иеремия: «//Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей... потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее//» ([[old:ier:22:30|Иер. 22:30]]). Но у Евреев был такой закон: если кто умирал бездетным, то вдова умершего не должна была выходить замуж за человека чужого; ее должен был взять за себя брат или, если его не было, другой ближайший родственник умершего, и рожденные от этого брака дети считались по закону детьми того, кто умер бездетным. Таким образом, у них было два отца: один по плоти, другой по закону. Братья и ближайшие родственники царя Иехонии во время взятия Иерусалима были умерщвлены; поэтому жену его взял за себя Нирий, потомок царя Давида от сына его Нафана. Вот почему у евангелиста Луки родословие Ииуса Христа от царя Давида до Салафииля идет по другой линии родов, через Нафана и Нирия. **Салафииль родил Зоровавеля** Священное Писание Ветхого Завета [[old:1par:03:18|(1 Пар. 3:18–19)]] говорит, что у Салафииля не было детей; значит, его жена после его смерти вышла замуж за его брата Федаию; от этого брака и родился Зоровавель, который по крови был сыном Федаии, а по закону считался сыном Салафииля. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля** См. Толкование на [[new:mf:01:07#anonimnyj_kommentarij|Мф. 1:7]] [<10>]