[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** Какое безумие! Если ты, Ирод, говоришь это по внушению истины, то для чего вопрошаешь тайно? А если с коварным намерением, то, как не понимаешь, что тайные расспросы твои заставят волхвов подозре­вать тебя в злом умысле? Но душа, объятая злобой, как я сказал уже, становит­ся совершен­но безумной. Он не сказал: пойдите, испытайте о царе, но: **о Младенце**. Для него несносно было про­изнести даже имя, означа­ю­щее власть. А волхвы, по великому благо­честию своему, нисколько того не замечали, потому что никак не предполагали, чтоб он дошел до такой злобы и вздумал противоборство­вать столь чудному устроению. Ничего подобного не подозревая, но судя по себе и обо всех других, они уходят от него. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 7-я.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** Но по дознании о рождении нашего Царя, Ирод обращается к хитрым средствам, дабы не лишиться земного царства. Он требует, чтобы ему возвещено было, где находится Отроча, притворяется, будто желает поклониться Ему, для того, чтобы истребить. Но что значит злоба человеческая пред советом Божиим? - Ибо написано: //несть премудрости, несть благоразумия, несть совета против Господа// [[old:pr:21:30|(Притч. 21:30)]]. Ибо явившаяся звезда волхвов приводит; родшегося Царя они находят, дары приносят и во сне получают наставление не возвращаться к Ироду; и таким образом делается то, что Ирод не может найти Иисуса, Которого ищет. - Личностью его (Ирода), кто другой обозначается, если не лицемер, который, притворно ища, никогда не заслуживает того, чтобы найти Господа. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** [Ирод] называет волхвов послами, потому что они пришли к царю Израиля в качестве некоторого рода посольства, чтобы был установлен мир между ними и израильтянами, и чтобы у обоих - язычников и иудеев - было //одно стадо, и один Пастырь// [[new:in:10:16|(Ин. 10:16)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** **«Шедше испытайте известно о Отрочати»**. Не называет он Его ни Царем, ни Мессией, а просто: **«Отрочати»**. **«Возвестите ми»**, — дает им поручение. Для чего он не посылает **«известно испытать о Отрачати»** синедрион? Не изменяет ли он здесь обыкновенной своей хитрости? Точно, здесь есть отчасти изменение обычному своему притворству. И неудивительно, если у больного деспота личина постепенно упадает с лица. Ирод занимался сим событием как бы мимоходом, нехотя. Когда воображение его представляет живо следствия сего дела и трогает его самолюбие, то он принимает меры против опасности, а после забывает об ней. Впрочем, волхвам и самим нужно было возвратиться в Иерусалим, но Ирод просит их о сем и делает это весьма хитро. Он мог извиниться тут же, что не посылает с волхвами синедрион или отряд воинов. Он мог сказать, что сие событие находится под особенным распоряжением Промысла; к нему и великие мира сего допускаются только по изволению Божию, и поелику волхвы первые удостоены чести видеть и поклоняться Новорожденному, то он им и поручает, исполнив это, возвестить и ему, «да и он шед поклонится Ему». Тогда, говорит он, и я, несмотря ни на величие свое, ни на старость, пойду и повергнусь к ногам Царя рожденного, а дотоле мне неблагоразумно смущать народ. **«Поклонюся»**, — а не говорит: «возьму в чертог свой»; язык изменяет сердцу, он и здесь высказывает чувства своего сердца в отношении к Мессии: не возьму в чертог и не отдам Ему престола; Промысл судил Ему родиться в неизвестном месте, пусть же Он там и живет, нечего окружать Его царским величием обыкновенным: Ему прилично только поклонение! Таков был, в сущности, разговор Ирода с волхвами, разговор лисицы самой хитрой (как и Спаситель после назвал одного из сынов его) с душами простыми. **//Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа. //** ---- Слова хитрые: род извинения и тайного неприметного наказа. «Видите сами, – как бы так говорил Ирод волхвам, – что это дело чрезвычайно необыкновенное, что на всем этом событии лежит печать тайны. Вам, на востоке, сказано, а мы все, в Иерусалиме, ничего доселе не знали. Из пророков видно, что Мессия должен родиться в Вифлееме; но где именно и как? – это не указано. Да может быть, и не угодно Промыслу, чтобы кто-либо до времени знал это. Вы воззваны к Рожденному самим небом: итак, идите пока одни, дабы не произвести безвременно молвы и шума; но, узнав все точнее, возвратитесь и скажите нам. Тогда, если это окажется согласным с положением Рожденного, я первый – явно или тайно, как будет для Него лучше, – поспешу явиться для воздания чести, Ему подобающей: **«да и аз, шед, поклонюся Ему»**. **«Шед»**, то есть отвергнув всякую пышность, без колесниц и телохранителей, без всякой свиты, в виде простого странника и богомольца. Так, казалось, все обдумано было хитростью Ирода. Но сие-то самое коварство и послужит к запятию его жестокости. Волхвы, безбедно, даже с честью выйдут теперь из Иерусалима. Им известно уже, где Христос рождается; остается только поспешить к цели своих желаний. И вот они на пути. **//Беседа на второй день праздника Рождества Христова, на утрене.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** Впрочем, бойся того, чтобы иметь малейшее сходство с нечестивым Иродом, который спрашивал о том, куда пойти поклониться Ему в яслях, с тайным намерением погубить Его, таковы люди, рабы любви своей к богатству, почестям и удовольствиям, воспитывающие в самих себе исполненного зависти к Иисусу Христу тирана, которому невозможно соединиться со Христом. На них походят все те, которые, воздавав внешним образом почтение Иисусу Христу и принося молитву только устами, делами своими противоречат вере Христианской. //**Избранные места из Священной Истории.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце** Не сказал: "о царе", но "о Младенце", потому что не выносил и имени, чем показал, как он безумствовал против Него. **и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли** Сами искренние люди, они думали, что и он говорит без коварства. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **пойдите, разведайте и, когда найдете, известите меня** Не случайно Ирод сказал: **Известите меня**, поскольку тот, кто стремится ко Христу, всегда отрекается от дьявола. Будущий христианин на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны?» - отвечает: «Отрекаюсь» . Ведь, действительно, Ирод велел волхвам известить его, поскольку знал, что занимает место дьявола, и понимал, что исполняет роль сатаны. **чтобы и мне пойти поклониться Ему** Он хочет солгать, но не может. Тот, кто притворился, будто хочет поклониться, придет, чтобы неистовствовать, предать пытке, отдать на казнь, подвергнуть мучениям. Но, когда прошли облака иудейского вероломства, в ясную погоду христианской веры волхвы вновь увидели звезду, которую уже видели [прежде], и под ее предводительством пришли к священному месту рождения Господа. //**Собрание проповедей.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о Отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему** Обрати внимание на хитрость Ирода и поразмысли о его безумии. Если действительно он хотел поклониться Ему, то зачем он тайно приказывал это? Если же он намеревался убить Его, то как он не понимал, что тайным приказанием он необходимо приведет их к подозрению в коварстве? Прежде он тщательно выведал относительно звезды, и тогда уже приказал с тем, чтобы, если они не возвестят о том, о чем приказано, – самому привести в исполнение коварство, зная о времени (явления) звезды. Но опомнись, сражающийся с Богом: каким образом ты готовишься убить Неуловимого? Как ты не понимаешь, что совершенно невозможно превзойти Того, Которого издревле предвозвестили пророки, Которого открыла звезда и для поклонения Которому были приведены волхвы! //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** **«Тщательно разведайте о Младенце»**: Ирод употребляет всевозможную предосторожность, чтобы беспрепятственно и вернее выполнить замысел убиения Младенца; сам выведывает и волхвов заставляет разведать точно о Младенце, чтобы не ошибиться в расчетах своих. Он знал о времени и месте рождения Младенца, но хочет увериться от очевидцев в том и другом, и в самом положении Младенца. — **«Когда найдете, известите меня»**: т.е. о Младенце; «не сказал о царе, но о Младенце; потому что не терпел и имени царя, чем и показал, как он свирепствовал против Него» (Феофил., ср. Злат.). — **«Поклониться»**: хитрость употребляет, чтобы вернее достигнуть цели; он искал души Младенца [[new:mf:02:20|(Мф. 2:20)]], а не того, чтобы поклониться Ему. В этом действии подлинно познается хитрый, коварный и кровожадный характер Ирода, который позволял себе всякие средства для достижения своих целей, как его изображает почти современный ему И. Флавий. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** **Испытайте известно** (тщательно разведайте). Ирод сам выведывает и волхвов заставляет разведать о новорожденном Христе, чтобы не ошибиться в своих расчетах. **О младенце**, - не сказал «о царе», потому что не терпел имени царя. **Аз** (я) **шед поклонюся Ему**. Это была хитрость со стороны Ирода: он искал души младенца [[new:mf:02:20|(ст. 20)]], а не того, чтобы поклониться Ему. «Сколько во всем этом хитрости и лукавства, но сколько и безумия! – восклицает один духовный писатель. – На глазах Ирода совершает Бог чудеса, и ему ли, Ироду, идти против Бога? Вот до чего может дойти человек, ослепленный гордостью и упорством во зле». Об Ироде известно, что он был не только хитрый, но и коварный и кровожадный, способный на все, лишь бы достигнуть намеченной им цели. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою** Явившаяся волхвам звезда была та же самая, какую они видели у себя дома и, может быть, во время путешествия в Иерусалим. В этом убеждает нас не подлежащее перетолкованиям сообщение евангелиста о “звезде”, которую “волхвы видели на востоке”. Но она получила теперь для них иной смысл. Прежде они знали ее только как звезду, возвещавшую о рождении //какого-то// великого Царя. Теперь они были уверены, что этот Царь уже родился и именно в Вифлееме. Прибавилось новое знание о Царе. Если обратить внимание на то, какая разница существует в воззрениях людей на одни и те же предметы, зависящая от просвещения и развития их духа, то легко понять психологическое состояние волхвов. Им теперь казалось, что звезда идет перед ними, радуется вместе с ними, указывает им место (т.е. Вифлеем), где родился Младенец. Волхвы походили на морских путешественников, плавающих по звездам, указывающим путь. Среди волнений и бурь какая радость видеть звезду, указывающую на тихую пристань! **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** На его глазах совершаются чудеса: звезда небесная проповедует Христа, пророчества указывают место Его рождения, — ему ли, Ироду, идти против Бога?.. Если он верил пророчествам, то задумывал невозможное; если не верил, то чего же он боялся? Ради чего столько лукавил?.. Вот до чего может дойти человек, ослепленный гордостью и упорством во зле? Между тем, все это могло казаться добрым прямодушным волхвам, делом благоразумия, тем более, что Ирод не только не отговаривал их от путешествия, но и обласкал по-царски, **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте,** разведайте как можно тщательнее **о Младенце** (тут только не смог он скрыть своей злобы, не смог принудить себя сказать: о Царе, так ненавистно было ему самое имя Царя Младенца), разведайте, говорит, о Младенце; сами видите, что в этом деле есть какая-то тайна; вам на Востоке о Нем сказано, а мы здесь ничего не знали, необходимо соблюдать осторожность. Вас само Небо звездой зовет к Новорожденному, поэтому идите пока одни, дабы не произвести безвременно шума и толков в народе, узнайте все точнее **и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне** (и я тогда первый поспешу явиться для воздавания чести, Ему принадлежащей) **пойти** (пойду пеший, без всякой пышности царской, без колесниц и телохранителей, без всякой свиты, в виде простого странника и богомольца) **поклониться Ему.** Ирод знал уже теперь, где родился Христос; догадывался, судя по явлению звезды, когда Он родился; но чтобы не ошибиться в своих расчетах, он хотел увериться во всем этом с помощью самих же волхвов. А волхвы, в простоте доброго сердца, ничего этого и не подозревали и поверили Ироду. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему** Когда Ирод услышал ответ [волхвов], вдвойне достоверный (ибо, во-первых, это были слова жрецов, а во-вторых, они были подтверждены пророками), то не намерен был склониться в благоговении пред Царем, Который должен был родиться, а злоумышлял убить Его хитростью: ибо злой человек может понять, что есть от Бога, но не может поступить по-Божьему, ибо способность понимать дана человеку Богом, а поступки он совершает по собственной воле. Ирод увидел великое благоговение волхвов пред Христом, и поскольку не мог ни склонить их лестью, ни устрашить угрозами, ни подкупить золотом, чтобы они согласились [помочь] ему в убийстве будущего Царя, то решил обмануть их. Но никак не могло произойти то, чтобы, соблазнившись льстивыми посулами, волхвы предали Того, ради Кого предприняли столь трудное путешествие. Они не могли никого устрашиться и предать Его: те, кто невзирая ни на Ирода, ни на кесаря, пришел в самое сердце их владений, возвещая иного Царя. Что же большего они могли желать, чем Христос: те, кто нес Ему из столь дальних краев драгоценные дары. Когда же Ирод увидел, что ничего другого не может поделать, то пообещал **поклониться** [Царю] - тот, кто заострял меч и под личиной смирения скрывал злобу своего сердца. Так обычно поступают злодеи: когда они хотят втайне как можно сильнее уязвить кого-нибудь, то изображают перед ним смирение и дружеское расположение. [<10>]