[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Смотри и отсюда, какова вера их, – как они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не смущают­ся, не размышляют в самих себе, говоря: если этот младенец действи­тель­но велик, и имеет какую-либо силу, то для чего нам бежать и тайно удаляться, и для чего ангел высылает нас из города, как рабов и беглецов, тогда как мы пришли явно и с дерзновением предстали перед таким множе­с­т­вом народа и перед царем неистовым? Ничего подобного они и не говорили, и не думали, а это-то и есть особен­ное дело веры, – не изыски­вать причин того, чего не велят делать, но только покоряться повелениям. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 8-я.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Нечто великое внушают нам волхвы тем, что возвращаются **в свою страну иным путем**. Ибо тем, что они поступают по наставлению, конечно, внушают нам, как и мы должны поступать. Наша страна есть рай, в который, после познания Иисуса, нам запрещается возвращаться тем путем, которым мы идем. Ибо по гордости, неповиновению, пристрастию к видимому, вкушению запрещенной пищи мы отошли от своей страны, а для возвращения в нее необходимы плач, повиновение, презрение видимого и обуздание пожеланий плоти. Следовательно, мы возвращаемся **в свою страну иным путем**, потому что, отойдя из-за вожделений от райских радостей, призываемся к ним назад через рыдания. Поэтому необходимо, возлюбленнейшие братья, чтобы мы всегда со страхом и всегда с осмотрительностью представляли пред очи сердца, с одной стороны, виновность нашего делания, а с другой, величайшую строгость [последнего] суда. Помыслим, как придет строгий Судия, Который грозит судом, но скрывает его, угрожает ужасами грешникам, однако еще удерживается от них и отлагает скорое пришествие для того, чтобы меньше найти тех, которых надо будет осудить. Накажем вины слезами и по гласу Псалмопевца, предварим лице Его во исповедании [[old:ps:094:02|(Пс. 94:2)]]. Итак, да не обманывает нас никакая ложь удовольствия, да не сбивает нас с пути никакая суетная радость. Ибо близок Тот Судия, Который сказал: //горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете// [[new:lk:06:25|(Лк. 6:25)]]. Поэтому и Соломон говорит: //к веселием примешивается печаль: последняя же радости в плач приходят// [[old:pr:14:31|(Притч. 14:13)]]. Поэтому и опять говорит: //смеху реках: погрешение, и веселию: что сие твориши// (зачем напрасно обманываешь) [[old:ekkl:02:02|(Еккл. 2:2)]]. И опять говорит: //сердце мудрых в дому плача, а сердце безумных в дому веселия// [[old:ekkl:02:05|(Еккл. 2:5)]]. Итак, устрашимся заповедей Божиих, если мы истинно прославляем торжество Божие. Ибо приятное для Бога жертвоприношение состоит в сокрушении о грехах, по свидетельству Псалмопевца, который говорит: //жертва Богу дух сокрушен// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Прошедшие наши грехи омыты при принятии Крещения, и однако же после Крещения мы много их учинили, но не можем омыться от них опять водою Крещения. Итак, поскольку мы и после Крещения осквернили жизнь, то окрестим совесть слезами, потому что, возвращаясь в страну свою иным путем, мы, которые вышли из нее услажденные благами, должны возвратиться в нее огорченные бедствиями, при содействии Господа нашего, Иисуса Христа. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Нам предоставлен пример целомудрия и веры, чтобы, познав Христа Царя и поклонившись [Ему], мы оставили направление прежнего пути, то есть старое заблуждение, и вступили на другой путь, где проводником нам Христос, и возвратились в нашу землю, то есть рай, откуда был изгнан Адам. Об этой стране говорится в псалме: //Буду угождать Господу на земле живых// [[old:ps:114:08|(Пс. 114:8)]]. Итак, предупрежденные волхвы возвращаются другим путем, оставив тщетной жестокость тирана. Таким образом, они узнают и Младенца, родившегося Царя, и побеждают коварство тирана Ирода. Об этом триумфе, который будет иметь наш маленький Господь и Спаситель в самом начале Своего телесного рождения, прежде пророчествовал Исайя, говоря: //Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец», «мать», оно получит богатства Дамаска и добычи Самарийские пред лицом царя Ассирийского// [[old:is:08:04|(Ис. 8:4)]]. Под //богатствами Дамаска//, которые принял родившийся Младенец - Сын Божий, понимается золото, которое принесли волхвы. //Добычи// же //Самарийские// - те же волхвы, которых Он отвратил от «суеверия самарийского», то есть от почитания идолов. Те, кто прежде были добычей дьявола из-за ложной религии, позже стали добычей Бога через познание Христа. //Царь// же //Ассирийский// обозначает Ирода или дьявола, которому волхвы стали противниками, вознеся молитвы Сыну Божию, Господу и Спасителю нашему. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Долго ли волхвы были в Вифлееме? Не видно. Вероятно, они не вдруг расстались с Божественным Младенцем, не скоро, так сказать, насытились Его лицезрением. Когда решились возвратиться, то хотели идти в Иерусалим, дабы исполнить поручение Ирода. Но в ту ночь они получают **«весть... во сне»** — χρηματιςθεντες, — слово, употребительное в ответах оракулов; точнее оно значит: //«получили во сне откровение»//. В славянском переводе слово сие взято частно **«весть приемше во сне»** —, а в русском еще частнее (**«получив во сне повеление»**). Каким образом они получили весть?.. Не через Ангела, ибо евангелист о нем не говорит здесь ничего. Притом, если получили весть во сне, то как они поверили ей? Могли поверить, как и все принимали верой. Им, вероятно, не было открыто, что сделает Ирод, а только велено не возвращаться прежним путем, дабы не смущать их более и не искушать их веры. Как сон пересилил льстивые слова Ирода? Надобно заметить, что сны и обыкновенные иногда производят в нас сильные впечатления, а когда они бывают от Бога, то бывают чрезвычайно сильны. Примером сему может служить сон, виденный Навуходоносором (см.: [[old:dan:02:start|Дан. 2]]). Бывали примеры, что люди самые беззаконные обращались к добродетели посредством снов. Есть в житиях святых пример, что некто видел сон, потрясший все существо его, но забыл его по своем пробуждении. Единственный отголосок, оставшийся в его душе, был тот, чтобы он обратился от порока к добродетели. Он послушался сего внушения и сделался святым. Какой же был другой путь, которым волхвы могли возвратиться? Можно было не возвращаться к Ироду и проходя Иерусалимом; но они так были послушны гласу Божию, что не хотели возвратиться тем же самым путем. Они пошли от Вифлеема на юг и должны были обойти Мертвое море. Путь сей труднейший и менее проходимый, однако же они пошли им. Сказав, что волхвы иным путем возвратились в страну свою, евангелист тем и оканчивает свое повествование о них. Что с ними было потом? В истории Евангельской они не являются более. Древнее предание говорит, что их усердие к вере Иудейской и вера в новорожденного Царя и по возвращении их нимало не уменьшились, а еще возросли. Когда же проповедники Христа рассеялись по всему свету, то волхвы, услышав их учение, первые приняли христианскую веру, и сделались проповедниками оной, а наконец и мучениками за Христа. Таким образом, если они были украшены венцами земными, то после украсились венцами небесными. Такие люди не могли отпасть от своей веры, а возрастали в ней более и более, почему и были собраны мечом в житницу Христову. Ибо впоследствии оправдались опытом над последователями Иисуса Христа слова апостола: //«вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут»// [[new:2tim:03:12|(2 Тим. 3:12)]]. Но бросим еще взгляд на сие событие. Как мудро в нем распоряжение Промысла! Иудейский народ недостоин был того, чтобы ему открыт был непосредственно Мессия. Были, конечно, среди его некоторые избраннейшие, но в сих сосудах заключались только доброта и благочестие. Надлежало, однако же, весть о Мессии довести до сведения Ирода и синедриона. Как это сделать? Если бы для сего употреблен был какой-либо Иудей, то его подвергли бы бесконечным расспросам, а от этого Божественный Младенец подвергся бы опасности. Промысл призывает для сего людей с востока, кои являются в Иерусалим странниками, приводят его в смущение. Так являет себя Бог Своему народу, и так делает его безответным! Ибо торжественнее сего явления и быть не могло; все от мала до велика могли узнать Мессию. Промысл свое дело сделал и предоставил на произвол: или поклониться Мессии вместе с волхвами и пастырями, или обратить предмет сей в предмет допросов и любопытства, принять с сердцем холодным и идти своим путем, а не путем до Вифлеема. Здесь особенно примечательно то, что Иудеи услышали о явлении Мессии от язычников. Посему святитель Златоуст и называет волхвов «первенцами церковным». Точно, они сами были дар от язычества: злато, ливан и смирна. Но то, что было тогда, может быть и теперь. Тогда Иудеи, почивая на законе, думали, что только в их руках спасение (так и ныне одна Церковь думает о себе); им и на мысль не приходило, что Мессия будет открыт язычникам прежде Иудеев. Но язычники пришли к Нему и сделали свое дело, а Иудеи только смотрели на это и — больше ничего. Так и ныне некоторые из христиан думают, что за пределами христианства нет спасения, что там мрак и тьма, между тем как Бог везде. Как небо простирается над землей, так Промысл Божий бдит над вселенной. И ныне есть язычники, кои могут преподать уроки благочестия христианам, по крайней мере, некоторым и в некоторых добродетелях, если не в догматах веры. История представляет сему примеры. **//Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа. //** ---- Теперь оставалось одно затруднение: как и куда возвратиться волхвам? По естественному ходу дел, они, без сомнения, пошли бы теперь паки в Иерусалим – к Ироду, чтобы сдержать свое обещание, и поделиться с ним и со всем Иерусалимом той радостью и святым восторгом, коими исполнена была душа их. Но это было бы сопряжено с крайней опасностью для Отрочати и для них самих. Кто же вразумит святых странников? Звезда уже не могла сделать сего; употреблено другое средство. **«Весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою»**. **«Весть приемше во сне»**: значит, в Вифлееме проведено ими не несколько только часов, а день или два. Можно ли было скоро оставить то место, куда шли так долго и с таким усердием, не насладиться многократным лицезрением Божественного Отрочати, не расспросить о всем Его Матерь, не узнать всех обстоятельств рождения, столь чудного? **«Весть приемше во сне»**; подобно тому, как это было, и еще будет не раз, с Иосифом. Не сказано, однако же, что в этом сне говорил волхвам Ангел: могло быть довольно вразумления безличного, тайного озарения мысли, но такого, что волхвы не могли не почесть его за глас Божий, коему надобно последовать неуклонно. Хотите ли знать, что потом было с волхвами – дома? Евангелие не сказывает сего, ибо изводит их на среду и занимается ими не более того, сколько им дано было участвовать в великом событии Вифлеемском. Но Святое Предание как в других случаях, так и в сем, дополняя сказание Евангельское, говорит, что волхвы не удовольствовались тем, что совершили путешествие в Иудею; во всю жизнь продолжали следовать за звездою, возвещали всем то, что сами сподобились видеть, и таким образом, подвизавшись подвигом добрым на земле, удостоились вечной славы на небеси. Нетленные телеса их перенесены впоследствии с Востока в Константинополь, и соделались сами предметом благоговейного поклонения для верующих. **//Беседа на второй день праздника Рождества Христова, на утрене.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Если люди и стихии вооружатся против нашей веры и станут противиться исполнению столь святого долга, не попустим благочестивому усердию охладеть в душах наших. Только с мужественною верою можно восторжествовать над всеми препятствиями. Волхвы избегли сетей, расставленных Иродом, только после того, как уже насладились созерцанием Божественнаго Младенца, и едва удовлетворили они движению сердца своего, как в нём воцарился мир, и тогда уже не сияние звезды, но голос Ангела стал управлять путём их. Итак, убежим от мира сего, где царствует беспорядок, где беспрестанно можно подвергнуться пустому обаянию лжи и обмана, и укроемся во святой град, где всё спокойно и где питаются хлебом небесным. Будешь ли ты простой пастух, ты будешь допущен зреть там Иисуса. Будешь ли ты царь, украшенный порфирою и посвящённый во все тайны науки, если ты не придёшь туда воздать честь Божественному Младенцу, весь блеск твоего достоинства и все твои знания не спасут тебя. //**Избранные места из Священной Истории.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Принесшие дары Господу непосредственно вслед затем получают ответ. Ответ же, - что на греческом языке выражено словом χρηματισθέντες, был дан не через ангела, но от самого Господа [или: во сне - perinsomnium, вместо которого у переписчиков ошибочно могло явиться //per ipsum Dominum//], чтобы показать преимущество заслуг Иосифа. Возвращаются же они другим путем потому, что не должны были приметаться к неверующим из иудеев. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Обрати внимание на последовательность! Сперва Бог звездою привел их (волхвов) к вере; затем, когда они пришли во Иерусалим, чрез пророка научил их, что Христос рождается в Вифлееме, и, наконец, чрез ангела. И они повиновались пророчеству, то есть божественной беседе. Таким образом, получивши откровение от Бога, обманули Ирода, не побоялись и преследования его, но дерзнули, полагаясь на силу Рожденного, и таким образом сделались истинными свидетелями. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою** Прежде чем они увидели Младенца, звезда указывает им путь, а после того как они увидели, Ангел беседует с ними, как бы уже посвященными. **Весть приемше**, т.е. приняв наставление, **отыдоша** повинуясь, как верные, **во страну свою**, будущие провозвестники того, что случилось; и не возвратились они к Ироду, чтобы он понял, что напрасно злоумышляет, и чтобы отказался от своего предприятия. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Архиеп. Аверкий (Таушев) ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. **//Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.//** ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** **«Не возвращаться»**: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. — **«Иным путем»**: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** **Иным путем**, - по всей вероятности, на юг от Вифлеема чрез Хеврон и т.д. Поклонившись Господу, волхвы хотели было возвратиться к Ироду, чтобы поделиться с ним и со всеми иерусалимлянами тою святою радостью, какою была полна душа их; но вот Господь вразумляет их и повелевает идти прямо в свою страну, и идти другою дорогою. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Волхвы удалились на восток иным путем, т.е. не пошли на север по дороге, которая вела к Иерусалиму, а на восток или на юг, — в последнем случае с тем, чтобы опять повернуть на восток. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** Исполнив свое заветное желание и поклонившись Господу, они хотели уже возвратиться в Иерусалим, чтобы сдержать слово, данное Ироду, чтобы поделиться с ним и со всеми Иерусалимлянами той святой радостью, которой была полна душа их. Но в том-то и была великая опасность... И вот Господь снова вразумляет их, и притом уже не через звезду, а во сне, подобно тому, как вразумлял Он не раз и святого Иосифа: **и, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду,** они не стали изыскивать причины, почему не велено возвращаться к Ироду, а в простоте верующей души покорились велению Божию и **иным путем** (другой дорогой, вероятно на Хеврон, вокруг Мертвого моря), **отошли в страну свою.** Церковное предание говорит, что святые волхвы и в своей стране возвещали всем, что видели и слышали о Христе Спасителе и были первыми проповедниками Христа среди языческого мира. Дивны пути Промысла Божия! Кто бы мог подумать, что где-нибудь в Персии или Аравии ожидали так прилежно пришествия Того, о рождении Которого не знали в самом Иерусалиме! Между тем вот — язычники волхвы не только узнали об этом, но и пришли издалека на поклонение новорожденному Спасителю мира. Видно, эти язычники были достойны такой милости Божией. Они не читали пророчеств, только по преданиям предков своих знали, что в Иудее должен родиться славный Царь, и однако же, лишь только увидели Его звезду, как пошли в Иерусалим, смело искали Его, хотя и слышали, что в Иудейской земле уже есть царь, давно царствующий, гордый, жестокий, что, спрашивая о другом Царе, они себя подвергают опасности... Не смутил их вид бедности, убогие пелены, бедная Мать... И в убожестве они узнают Спасителя и поклоняются Ему как Богу... Сколько трудов, лишений и опасностей — и ради чего? Чтобы только прийти, поклониться новорожденному Царю, Который, казалось, еще не мог и награждать поклоняющихся Ему, и — уйти восвояси... Это ли не вера, достойная отца верующих — Авраама? За эту-то веру они и оказались достойнее самих Иудеев. Первоверховный апостол Христов не напрасно возвестил, что //во всяком народе боящийся Его (Бога) и поступающий по правде приятен Ему// [[new:act:10:35|(Деян. 10:35)]]: пример волхвов показывает, что такие люди действительно могут быть во всяком народе. А Иудеи почивали на Законе, знали все пророчества о Христе, и волхвам же указали, где Христос рождается, и никому из них не пришла мысль, хотя бы из простого любопытства, дойти с волхвами до Вифлеема и увидеть Младенца, Которого те искали... Какое нерадение! Какое духовное ослепление!.. За это и лишились они великого счастья, которое досталось на долю язычников-волхвов! Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и //вот, здесь больше Соломона// [[new:mf:12:42|(Мф. 12:42)]], восстанут на суд и эти мудрецы язычники и осудят нерадение Иудейское! Святитель Иоанн Златоуст в истории поклонения волхвов видит указание на будущую историю Церкви: как волхвы ранее Иудеев поклонились Христу, так и язычники ранее Иудеев войдут в Церковь Христову. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою** О, вера волхвов! Они не противились увещанию ангела и не сказали: «Мы прошли такой большой путь, через многие земли, без всякого страха перед их грозными царями. Но вот мы тут и, исполнившись веры, исповедали Царя, Который был рожден, и как Богу принесли Ему достойные дары. И ты велишь, чтобы мы, как рабы, теперь тайно бежали; придя одним путем, уходили бы другим?» Но, утвержденные в вере, они не побоялись принять это и не устыдились тайно уйти, ибо тем, кто пришел от Ирода ко Христу, невозможно было возвратиться к Ироду. Потому что тот, кто, оставив Христа, идет к Ироду, нередко ко Христу возвращается, а кто, оставив Ирода, приходит ко Христу в полноте сердца, тот никогда не возвращается к Ироду. То есть те, кто, согрешив, переходит от Христа к дьяволу, покаявшись, нередко возвращаются ко Христу; но тем, кто, отринув дьявола, приходит ко Христу, трудно возвратиться обратно к дьяволу. Ибо тот, кто никогда не был во зле и пребывал в невинности, пока не знает, что есть зло, легко уловляется дьяволом и переходит к нему. Но если он был искушен во зле, которое обрел, и отвратился от блага, которое потерял, то мучаясь раскаянием, возвращается к Богу, Которого оставил. Ведь кто был во зле и обратился ко благу, тот радуется благу, которое обрел, и отвращается от зла, которого избежал, и ему трудно вернуться ко злу. [<10>]