[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Здесь можно иметь некоторое недо­умение и касатель­но волхвов и Младенца. Пусть сами они и не пришли в смущение, а все приняли с верой: однако, мы должны исследо­вать, почему и волхвы и Младенец не остают­ся в прежнем месте, но волхвы удаляют­ся в Персию, а Младенец с матерью бежит в Египет? Что же? Не­ужели Младенцу должно было впасть в руки Ирода, и, впав­ши, не подвергнуться смерти? Но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостро­итель­ства. Если и после этих и многих других человеческих действий, некоторые осмелились наз­вать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия не ниспали бы они, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его могуществу? Что же касает­ся волхвов, то Бог вскоре высылает их, частью потому, что Он посылает их учителями в страну персидскую, а частью – предотвращает неистовство тирана, чтобы этим вразумить его, что он предпринимает невозможное, и чтобы угасить его ярость, и отвести его от этого тщетного труда. Могуществу Божьему свой­с­т­вен­но не только открыто преодолевать врагов Сво­их, но и без затруднения попускать им впадать в заблуждение. Так имен­но Он попустил, например, иудеям ввести в заблуждение египтян, и, имея право открыто отдать богатство их в руки евреев, повелевает сделать это тайно и с лестью, – что не менее других знамений сделало Его страшным для врагов. Так и жители Аскалона и прочих городов, когда взяли ковчег завета, и, будучи поражены, увещевали сво­их сограждан – не враждо­вать и не сопротивляться, то наряду с другими чудесами представляли и выше­указан­ное, говоря: //«для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили народ Его и те пошли»// [[old:1ts:06:06|(1 Цар. 6:6)]]? Говорили же они так потому, что, по их мнению, и это дело Божье, не менее других, открыто совершив­шихся знамений, доказывало силу и величие Божье. Так и здесь, того, что случилось, довольно было, чтобы привести в ужас тирана. Представь, в самом деле, сколько должен был страдать и мучиться Ирод, обманутый и осмеян­ный от волхвов? Что же из того, если он не сделал­ся лучшим? В том виновен не Тот, Кто устро­ил это, а чрезмерное ослепление того, кто не внимал дан­ным ему достаточным внушениям – отстать от лукавства, а ожесточал­ся еще более, чтобы за таковое безумие подвергнуться тягчайшему наказанию. Иосиф, услышав это, не соблазнил­ся и не сказал: что это за стран­ность? Ты прежде говорил, что Он спасет народ Свой, а теперь Он даже и Себя не спасает, и нам нужно бежать, удалиться и переселиться в отдален­ную страну? Это противоречит тому, что обещано. Но он ничего такого не говорит, потому что он был муж верный; не любо­пытствует даже о времени возвращения, о котором и ангел не сказал определен­но: «**будь там, доколе не скажу тебе**». Он и этим не огорчил­ся, но, будучи готов терпеть все, с радостью оказал покорность и послушание. И человеко­любец Бог эти скорби его рас­творил радостью, как и обычно Он поступает со всеми святыми, не попуская им быть и в непрестан­ных опасностях, и не оставляя их в совершен­ном покое, но устраивая жизнь праведных из совокупления того и другого. Так и здесь Он устро­ил. Смотри: Иосиф видел, что Дева имела в чреве; это повергло его в смущение и крайнее беспокойство, потому что он подозревал Деву в прелюбо­действе. Но тотчас предстал ангел, уничтожил подозрение, и рассеял страх, и Иосиф, видя родив­шегося Младенца, объят был величайшей радостью. Снова эту радость сменяет немалая скорбь. Город возмущает­ся, царь беснует­ся и ищет родив­шегося. Но за этим беспокойством последовала новая радость – звезда и поклонение волхвов. После этой отрады опять страх и опасность, сказано, что Ирод ищет душу Младенца, – и опять ангел велит бежать и переселиться ему, как свой­с­т­вен­но человеку, потому что не настало время творить чудеса. Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы призна­вать человеком. Потому и храм не просто зиждет­ся, но про­исходит чревоношение в продолжение обыкновен­ного девятимесячного времени; потом болезни и рождение, и питание молоком, и продолжи­тель­ный покой, и ожидание возраста, приличного мужам, – и все это для того, чтобы сделать более удобовразуми­тель­ным таин­ство домостро­итель­ства. Для чего же, скажешь, были сначала и эти знамения? Для матери, для Иосифа, для Симеона, близкого уже к кончине, для пастырей, для волхвов, для иудеев. Если бы и они захотели тщатель­нее вникнуть в тогдашние события, то немалую бы от этого приобрели пользу на будущее время. Если пророки не говорят о волхвах, то не смущайся; не все они предрекли, как и не обо всем умолчали. Если бы люди были свидетелями совершив­шихся про­исше­с­т­вий, о которых вовсе прежде не слыхали, то это повергло бы их в большое смущение и недо­умение; подобным образом, если бы они узнали все прежде, то ничто бы уже не возбуждало их к исследованию, не оставалось бы ничего делать евангелистам. Явив­шийся ангел беседует не с Марией, а с Иосифом. И что он говорит ему? **«Встань, возьми Младенца и Матерь Его»**. Здесь он уже не говорит: //«жену свою»//, но – **«матерь Его»**. Так как рождение совершилось, сомнение кончилось, и муж был убежден, то ангел уже открыто беседует с ним, не называя ни Младенца, ни жену его, но: **«возьми **– говорит, –** Младенца и Матерь Его и беги в Египет»**, и показывает причину бегства: **«ибо хочет**, – говорит он, –** Ирод искать **душу** Младенца»**. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 8-я.**// ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Христос убегает от Ирода, увещевая тебя избегать восстаний плоти. Он отправляется в Египет, повелевая тебе подвижническими трудами укрощать мятежи страстей и памятью о геенне прекращать разжигание плоти. **//Оглашения. Оглашение 9.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Не такого печального сновидения мог ожидать святой старец, после того, что непосредственно видел и слышал он пред сим наяву. Ибо что видел и слышал? Видел пастырей, оставивших среди нощи самые стада свои, дабы поспешить на поклонение Новорожденному, и восточных мудрецов с дарами пред Ним; слышал о чудесной звезде, о хвалебных хорах Ангелов, о намерении Ирода прийти и поклониться Отрочати. После таких радостных событий и известий можно было возлечь на одр ночной с уверенностью, что все трудности и искушения кончились, что теперь будет продолжаться ряд явлений самых утешительных. Иное было в будущем, и притом самоближайшем! **«Отшедшым же волхвам, се, Ангел Господень во сне явися»**: – то есть в первую, вероятно, ночь после волхвов; ибо медлить было нельзя: злоба Ирода не дремала. //«Не уснут»//, – говорит Премудрый, – //«нечестивые, аще не сотворят зла»// [[old:pr:04:16|(Притч. 4:16)]]. Но что явившийся Ангел? **"Востав**, – говорит, – **пойми Отроча и Матерь, и беги во Египет»**. **«Востав»**, то есть, нимало не медля, в эту же самую ночь, сей же час. **«Пойми Отроча и Матерь»**; разбуди, если то нужно, возьми за руку, веди, хотя бы и не хотелось идти – в такой путь, в такой час. **«Отроча и Матерь»**; первее всего Отроча – главную драгоценность, а с Ним и Матерь; Матерь, а не жену твою, как я прежде называл Ее при первом явлении моем, ибо теперь тебе все известно; ты знаешь, что у Сего Отрочати нет отца, у этой Жены нет мужа. **«Пойми и бежи»**, как бегут из дома, в коем пожар, как спасаются от зверя или неприятеля – с возможной скоростью и усилием. **«И буди тамо, Дóндеже реку ти»**. Не навсегда останетесь вы в Египте, а на время, пока пройдет буря: тогда я опять явлюсь тебе, и скажу, что делать; ибо вы под особенным Промыслом, вас не может постигнуть никакое зло; с вами везде сила Вышнего; посему нет причины унывать и отчаиваться. Несмотря на такое предостережение и вместе успокоение, если бы Иосиф захотел на сей раз слушать плоти и крови, то много бы, по замечанию святого Златоуста, нашлось для него причин к смущению и противоречию. Ты мог бы, святой старец, сказать Ангелу: ты сам прежде говорил, что Рожденный спасет люди Своя; а теперь что выходит? Он не спасает и Себя Самого; нам должно для спасения Его жизни оставить родину, переселиться в иноплеменную страну, – и как переселиться? Вдруг, не приготовясь, без всяких средств, предавшись опасному бегству, ночью. Где же исполнение того, что обещано? Но Иосиф ничего подобного не говорил и не думал. Почему? Потому, – отвечает тот же святой Златоуст, – что был «муж верен»: вера и верность горнему водительству, преданность и послушание были главными свойствами души Иосифовой; а свойства сии происходили оттого, что в сей душе не было никаких земных видов и привязанностей, господствовала одна чистая любовь, которая, по свидетельству святого Павла, //«всему веру емлет, вся уповает, вся терпит... николиже отпадает»// [[new:1kor:13:07|(1Кор. 13:7–8)]]. В сем отношении Иосиф весьма похож на Авраама, так что если бы Авраам был теперь при Святой Деве, то действовал бы так же, как действует Иосиф. Что же он делает? То, что повелено. **//Беседа на второй день праздника Рождества Христова, на литургии.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Упомянем теперь о суетном, неосновательном упрёке, который Цельс, а впоследствии, и другие распространители нечестия, делали Господу Иисусу касательно Его бегства в Египет: «Какая была нужда Тебе переселяться в младенчестве? Боязнь ли умереть? Но страх смерти должен ли проникать в душу Бога? Вот сшедший с неба Ангел велит бежать Тебе и Твоим ближним, спасаться от общей опасности; но разве Бог не мог избавить Тебя от неё, когда по любви к Тебе Он посылал уже неоднократно своих Ангелов?» Цельс говорит, как человек, не признающий решительно ничего божественного в теле и душе Иисуса. Но мы веруем, что в Нём было и Божество и человечество: Он был Бог, Который, как Он Сам говорит, есть //путь, истина и жизнь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]; Он был и Человек, как Сам Он свидетельствует другими словами: //вы ищите убить Меня, человека сказавшаго вам истину, которую слышал от Бога// [[new:in:08:40|(Ин. 8:40)]]. Когда Сын Божий облекся человеческой плотью, то странно ли, что Он поступает как человек, то есть убегает от опасности? — Он мог избрать другие средства. Кто спорит против этого? Но надлежало ли расточать чудеса, когда достаточно было способов простых и естественных? Средства необыкновенные и разительные не всегда согласовались с Его намерением явить миру, что сей, видимый людьми, человек, есть Слово Божие, Божия Сила и Премудрость, Христос, Сын Божий. (Ор. прот. Цельса кн.1) «Удивляются, — говорит Иоанн Златоуст (Бес. 8. на Евангелие от Матфея), — что Бог не спас сего Младенца от ярости Ирода иным способом, как только повелел Ему бежать с Матерью в Египет. Но сим-то кажущимся бессилием Сын Божий начинает действовать сообразно с божественным устроением тайны Его воплощения. Ибо, если бы Он всегда действовал как Бог, во всем величии Своего могущества, то осмелившиеся представить Его воплощение басней ещё с гораздо большей дерзостью стали бы отрицать то, что Он некогда восприял плоть нашу. Итак, Он убегает не по действию страха человеческого, но по Божественной Премудрости; не по необходимости, но по произволению. И причиной бегства в Египет было то же самое милосердие, которое позднее побудило Его приять крест и принесть Себя на нём в очистительную жертву для нашего спасения». //**Избранные места из Священной Истории.**// ------ Чудно и ужасно! – Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение; Ангелы стараются спасти жизнь пришедшаго спасти человеков: а человек, для котораго Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство небесное проповедует на земли мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой – Отроча Иисус и, Его телохранители, все младенцы Вифлеемские. Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровию пожертвовало за жизнь пожертвовало за жизнь – (В отд. изд. и в собр. 1820:1821 и 1848 гг.: //искупило жизнь...//) всеобщаго Искупителя: напротив того невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: //изомроша ищущии души Отрочате// [[new:mf:02:20|(Мф. 2:20)]]. Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: //убояся тамо ити// [[new:mf:02:22|(Мф. 2:22)]]. После сего уже не удивительно, что возраст Отрочате Христа принесет Ему новыя брани, новыя опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земныя силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирнаго царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки. Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокоивается дух, при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии! Но что такое, христиане, так долго раздражало и, может-быть, частию еще раздражает людей против Иисуса Христа, в самые дни крепости Своея кроткаго и незлобиваго, как отроча, и заповедавшаго всем своим последователям, да будут //яко дети// [[new:mf:18:03|(Мф. 18:3)]]? – //Любовь к миру//, ответствует представленный ныне в Евангелии пример Ирода, и дает нам случай свидетельствовать противу сей любви, колико суетной, толико вредной и богопротивной. Не будем говорить о той любви к миру, в которой и самый мир, согласно с Евангелием, признает вражду против Бога. Будучи обличаема сама собою, она не требует посторонних обличений. Есть иная любовь к миру, которая, повидимому, примиряется с любовию к Богу; которая соглашается приносить жертвы Богу, только чтоб ей не возбранялось принимать жертвы от мира; готова творить дела человеколюбия, только чтобы мир видел и одобрял их; даже любит ходить во храмы Богослужения, только чтобы мир за нею последовал. С сей-то лукавой и притворной любви должно снять личину, ее украшающую, и повергнуть оную под строгий суд, произносимый Евангелием на всякую любовь мира без исключения: //любы мира сего вражда Богу есть// [[new:iak:04:04|(Иак. 4:4)]]. Тех, которые, при самом желании своем принадлежать Богу, не могут еще отторгнуться от мира, привязывает к нему наипаче троякий узел: прелесть его благ, сила его примеров и надежда совместить с любовию к миру служение Богу. Слово Евангелия, как духовный меч, разсекает сие сплетение обманов и открывает свободному оку суетность благ мира, опасность его примеров и тайное семя вражды против Бога, заключенное в самой, как говорят, невинной любви к миру. Там, где мир восприемлет всю возможную важность и великолепие, дабы привлекать взоры, которых он не может он не может – (В отд. изд.: //не можем...//) не уважать; где неразлучная с ним подражательность облекает его в виды тех совершенств, которым он удивляется, и заставляет брать высокие примеры, дабы тем полномочнее давать свои собственные; где близость великих бросает некую тень величия на самые малые предметы, – могло бы статься, что сей блеск или ослепил проницание, или поколебал твердость, или уничтожил доверие служителя слова, долженствующаго в лице самаго мира свидетельствовать его ничтожность. Но Дух Божий, который приходит //обличить мир// [[new:in:16:08|(Ин. 16:8)]], предупредил сие затруднение, воздвигнув Себе свидетеля, котораго нельзя упрекать ни дерзостию, или пристрастием, ни неведением и неопытностию. Мудрейшаго и счастливейшаго из царей Он облек званием //Екклесиаста//, то есть проповедника, и вдохнул ему слово суда на всякое благо, счастие и славу мира. Что же проповедует сей царственный проповедник? //Суета суетствий//, рече Екклесиаст; //суета суетствий, всяческая суета. Видех всяческая сотворения, сотворенная под солнцем: и се вся суетство и крушение духа. Се аз возвеличихся и умножих мудрость паче всех, иже Быша прежде мене во Иерусалиме: и уразумех аз, яко и сие есть крушение духа. Рекох аз в сердце моем, прииди убо, да тя искушу в веселии, и виждь во блазе: и се такожде сие суетство. И призрех аз на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити, и се вся суета. И возненавидех аз всяческая мира// ([[old:ekl:01:02|Еккл. 1:2]], [[old:ekl:02:01|Еккл. 2:1]]). Св. Златоуст (Слов. на Евтр.) находил Соломонову проповедь о суете столь важною, что желал, дабы она «была написана и на стенах, и на одеждах, и на соборищах, и на домах, и на путях, и на вратах, и на внутренних входах, а всего паче на сердце каждаго». Можно сказать, что суета и действительно повсюду написана, только не всегда на челе и на лице вещей; и мы читаем сие поучительное надписание по большой части уже тогда, как несколько времени обращаем оныя в руках наших. В самом деле, что сие значит, что вчерашнее украшение сегодня перестает нравиться; что повторяемое сладкопение начинает терзать слух; что приобретенная честь, или сокровище, отражает сердце наше к новым исканиям; что расширяемый круг познаний только более отверзает пред нами неизмеримую страну неизвестностей, а в нас – ненаполнимую пустоту любознания? Не то ли, что дух наш невольно находит поражающее начертание суеты на всем, что занимает нас в мире: на наших удовольствиях, на нашем богатстве, на наших достоинствах и на самой мудрости нашей? Творец всех вещей разсыпал по ним сие начертание: подобно как попечительный отец на орудиях детских забав написует буквы, которым дети должны научаться. Горе легкомысленным детям, которыя не приемлют учения между играми! Орудия игр непрестанно будут у них отнимаемы, а ненавистное учение останется и будет нападать на них с оружием угроз и наказания. Так, если мы, употребляя блага мира, не поспешим уразуметь в них //суету суетствий и суету всяческих//, то, между тем, как сии тленныя блага ежечасно будут исчезать в руках наших, //суета// будет оставаться в сердце нашем, как терние после цветов, и разнообразными уязвлениями будет производить //крушение духа//. Тогда в самом пресыщении чувств поселится вечный глад; сладость приобретения и обладания отравляема будет заботами сохранения и страхом потери; счастие и слава других будет казаться несчастием и безславием нашим; свет познаний, как ночной призрак, то будет непостоянно мерцать в дыме гордости, то ниспадать отчаянно в брение нечистой жизни; наипаче же смертный помысл, как строгий пестун, являясь нечаянно, будет приводить в смятение и трепет резвых чад удовольствия. – Таким образом обильная жатва приводит раба суеты в такое же недоумение, как убогаго недостаток дневнаго пропитания: //что сотворю// [[new:lk:12:17|(Лк. 12:17)]]? Благодать чудотворений, явившаяся в Сыне тектонове, паче язв египетских, мучит честолюбивых вождей народа: //что сотворим? яко человек сей многа знамения творит// [[new:in:11:47|(Ин. 11:47)]]. – Невразумительный слух о рождении безвестнаго младенца, принесенный в столицу иноплеменниками, колеблет царя на престоле, на твердость коего тем менее он полагался, чем более дорожил его блеском: //слышав Ирод царь, смутися// [[new:mf:02:03|(Мф. 2:3)]]. //Сынове человечестии! доколе тяжкосердии? Вскую любите суету// [[old:ps:004:03|(Пс. 4:3)]] вместо того, чтобы умудряться от нея? Почто //ищете лжи// [[old:ps:004:03|(Пс. 4:3)]], которою мир прельщает, не примечая истины, которой он скрыть не может? – //Преходит образ мира сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7:31)]], – не образ только некоторых вещей, но и образ всего мира; и что будет с любовию к миру, когда он прейдет невозвратно? //Земля, и яже на ней дела, сгорят// [[new:2pet:03:10|(2 Пет. 3:10)]]: куда же тогда пойдут безсмертныя желания, обыкшия питаться от земли? Где будут самыя глубокия мудрования, которыя однако также ископаны от земли? //Будет небо ново и земля нова// [[old:is:65:17|(Ис. 65:17)]]: допустят ли нас внести туда с нашим сердцем останки ветхаго мира? Обратимся к мудрейшему из царей. Как счастливо суетою исправляет он свою мудрость, познав ничтожность тех вещей, которыя ложным блеском не раз осуетили помышления мудрых: //уразумех аз!// Как суетою же исцеляет от мучений суеты, открывая суету самыя сея суеты: //суета – суетствий!// Как суетою мира сего приуготовляет себя к лучшему и непреходящему миру, престав любить мир суетный: //возненавидех аз всяческая мира!// К сожалению, многие ближе знают Соломона, подобно прочим, обращающагося в вихре земли, но теряют из вида Екклесиаста, стоящаго в солнце истины и проповедующаго суету земнородным. Бедственное ослепление людей, прельщенных миром, увеличивается тем, что слепые слепых же избирают вождями себе, или дают влещи себя множеству, на которое опираясь десницею и шуйцею мнят быть безопасны от падения. На что же, христиане, дано нам собственное око ума, на что возжен пред нами светильник откровенной Богом (В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 г. этого слова нет) истины, если бы мы могли ходить по единому осязанию примеров мира? Внидем в Иерусалим, в котором Евангелие показывает нам сокращенный образ мира: и приметим, куда приводят примеры сего мира, приемлемые слепым подражанием. – Весть о рождении Христа Царя приносится в Иерусалим, который ожидал в Нем своего избавителя. Ирод, котораго не священное право наследия, но честолюбие возвело на престол Давидов, и который утверждал власть свою более притворством и насилием, нежели правлением истинно-благодетельным, не мог спокойно слышать о законном Царе Иудейском, хотя Сей был еще в пеленах и скрывался во мраке неизвестности: //слышав Ирод царь, смутися//. Но что Иерусалим? Познаeт ли он время посещения своего? Восклоняет ли главу, поникшую под чуждым игом? Радуется ли? Благословляет ли Господа Бога Израилева, //яко посети и сотвори избавление людем своим, и воздвиже рог спасения им в дому Давида отрока своего// [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68-69)]]? Напротив! Вид разстроеннаго властителя, как в зеркале, отражается в участниках его неправеднаго владычества; от сих тот же образ выпечатлевается в раболепных человекоугодниках; размножается любопытством, лукавством, неблагоразумием; и наконец весь Иерусалим наполнен и объят нелепым безпокойством и богохульным смущением о благодатном для всего Израиля и всего мира событии: //Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним// [[new:mf:02:03|(Мф. 2:3)]]. Да помыслят при сем люди, которые думают, что живут как должно, если живут как большая часть, – да помыслят они, долженствовали-ль, во время сего смятения Иерусалима, Захария, или Симеон, или Волхвы, подражать примеру множества, и по господствующему мнению учреждать свои чувствования и деяния! – Или заблуждал мир в одном Иерусалиме? Благословенно время и страна, где пример великих и сильных земли служит светильником для народа и не позволяет сгуститься тьме, распространяемой миродержителями тьмы века сего! Но – доколе не приидет Царствие Отца небеснаго, призываемое нами в молитве, – и под видимым владычеством благочестия всегда есть тайные самовладыки, которым Христос Царь не угоден, пoелику Он требует совершеннаго повиновения и отречения от любимых страстей и вожделений: и пленники примеров мира последуют за оными, не примечая, что находятся в порабощении у возмутителей. Какой же признак сих возмутителей и возмущаемых? – О Царю Христе! мир не хочет верить; но ты Сам уверяешь нас, что знамение не принадлежащих Тебе есть – многочисленность; что //мнози суть звани// во царствие Твое, //мало же избранных// [[new:mf:20:16|(Мф. 20:16)]]; что те, которым Отец Твой благоволил дать царство, суть //малое стадо// [[new:lk:12:32|(Лк. 12:32)]]; что //узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его// [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]]! – Нет! Мир не руководитель, которому последовать, но враг, котораго побеждать должно чадам Божиим: //всяк рожденный от Бога побеждает мир// [[new:1in:05:04|(1 Ин. 5:4)]]. Образ мыслей и чувствований, наиболее одобряемый, не редко есть наиболее опасный; пример, от котораго заповедано нам остерегаться, есть точно пример наиболее общий; обычай, принятый всегда и везде; дух времени, которым дышат и живут: //не сообразуйтеся веку сему// [[new:rim:12:02|(Рим. 12:2)]]. Может-быть, вы желали бы, христиане, осуждаемый Евангелием образ //века сего// видеть представленным в чертах более ясных и раздельных, дабы тем непогрешительнее различать, что //в сынах века сего// не достойно сынов //века онаго//, но Тот, Который не позволил прежде времени отделять плевелы от пшеницы, дабы, с восторжением оных, и сия не была исторгнута, и //оставил расти обоя купно до жатвы// [[new:mf:13:30|(Мф. 13:30)]]; оставил также обетшавающий образ века сего, и посреди его тайною рукою новонаписуемый образ века грядущаго, в нерешительных, смешенных и пресеченных чертах, до предопределенных времен совершения, когда наконец и на целых сонмах рабов и врагов Божиих, и на каждом челе явится там светлое //имя Отца// небеснаго [[new:otkr:14:01|(Откр. 14:1)]], а там – страшное //начертание зверя// [[new:otkr:14:11|(Откр. 14:11)]], имеющаго сотворить открытую, но гибельную для себя брань со Агнцем Христом. Ныне же токмо то известно, что мир есть пещера и ложе, где раждается и воспитывается зверь; и поле, на котором с пшеницею зреют плевелы, огню блюдомые. Но не довольно ли уже сего разумения для того, чтобы оно управляло заповеданною нам осторожностию? – Чем глубже //весь мир лежит во зле// [[new:1in:05:19|(1 Ин. 5:19)]], так что различие зла и блага становится в нем как бы едва видимым, тем с большею осмотрительностию мы должны в нем прикасаться даже к тому, что кажется благом. Если весь мир исполнен плевел, и доселе не мог быть очищен от них, то может ли быть очищена от оных душа, исполненная миром? Если враг Божий сокровенно зачинается и живет в сердце мира, то может ли любовь Божия обитать в любви к миру? Итак, вотще стараются некоторые утончать любовь к миру, вместо того, чтобы отсекать ее, и, вместо того, чтобы побеждать оную любовию к Богу, надеются примирить одну с другою. Как бы кто ни облекал свою любовь к миру видами добродетелей: воздержания, трудолюбия, нестяжательности, кротости, благотворительности; но пoелику душа всех добродетелей есть любовь, то все добродетели его знаменуют токмо сына века сего, живут и дышат миром, и с миром исчезнут. И как две души не могут одушевлять единаго тела: так две любви – любовь к Богу и любовь к миру – не могут одушевлять единой души: //аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем// [[new:1in:02:15|(1 Ин. 2:15)]]. Где же нет любви к Богу, там должна быть по необходимости, хотя иногда сокровенная и не примечаемая, вражда против Него, ибо пред высочайшим Благом нет места равнодушию. В царстве Вседержителя всякий отдельный союз есть возстание на всеобщаго Владыку: кольми паче союз с областию, очевидно зараженною духом буйства и своеволия. //Любы мира сего – вражда Богу есть// [[new:iak:04:04|(Иак. 4:4)]]. Воззрим еще раз на Ирода, в котором Евангелие обнажает совершенно сие глубокое и крайнее зло любви к миру. Сия любовь обыкновенному взору представляется в Ироде такою, что желающие избавить ее от имени порока и ввести в общество добродетелей могли бы начать с сего примера. Рождение Царя Иудейскаго приводит Ирода в смущение. Что же? И не простительно ли некоторое смущение, при угрожающей потере владычества и чести? Но притом сие смущение было, повидимому, кратковременным порывом страсти, которая вскоре покорена разсудку. Ирод не запретил волхвам благоразумнаго изследования о Царе Иудейском, но еще содействовал им чрез способных к тому людей: //собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше//. Он сам исповедал грядущаго Христа: где //Христос раждается// [[new:mf:02:04|(Мф. 2:4)]]? Он желал достоверных сведений о Его пришествии: //шедше испытайте известно о Отрочати//. Наконец он готов был сам поклониться Христу: //яко да и аз шед поклонюся Ему// [[new:mf:02:08|(Мф. 2:8)]]. Какое безпристрастие и благочестие! – восклицали, вероятно, Иерусалимляне. Мир остался бы в сем обольщении, произведенном любовию к миру: но вдруг явилась небесная истина: //Ангел Господень явися//. Он оставляет без внимания искусcтвенныя слова и добродетели, поставленныя на зрелище: ведет нас прямо в сердце творца их и открывает, может-быть, еще самим Иродом не примеченное хотение, возникающее из глубины души его: //хощет Ирод//. И что мы видим? – Смерть Спасителя мира, запечатленную в душе миролюбца. //Хощет Ирод искати Отрочате, да погубит Е// [[new:mf:02:13|(Мф. 2:13)]]. О, если бы мы могли утвердиться в вожделенном уверении, что мир не воздвигает окрест нас подобных сему лису противу Агнца Христа! //Изомроша ищущии души Отрочате!// [[new:mf:02:20|(Мф. 2:20)]]. Но когда призванные воинствовать под знаменем //Победителя мира// [[new:in:16:33|(Ин. 16:33)]] ценою тленных благ увлекаются на страну мятежа; когда овцы Пастыря, имеющаго малое стадо, мнят обрести лучшую пажить посреди хищных зверей и нечистых животных; когда довольствуются тем, что имеют рукою мира написанный //образ благочестия// [[new:2tim:03:05|(2 Тим. 3:5)]], не предаваясь его силе, сокрушающей и возсозидающей, умерщвляющей и возрождающей, – то не //ищут ли// еще, хотя не Иродовым путем, – не //ищут ли// однако //души Отрочате//? Не возстают ли, то есть, хотя, может-быть, сами того не примечая, противу истиннаго духа Христова? Оставим Соломону, котораго поставили мы первым свидетелем противу любви к миру, запечатлеть сие свидетельство и положить настоящему слову соответственный ему конец: //конец слова: Бога бойся, и заповеди Его храни: яко сие всяк человек// [[old:ekl:12:13|(Еккл. 12:13)]]. Противопоставь обольщениям любви к миру //страх// Божий, и //по заповедям// Божиим принимай, или отвергай подаваемые тебе примеры, а не составляй себе из одобряемых в веке сем примеров, собственных заповедей. //Храни// заповеди Божии, дабы мир, под видом благоучреждения и украшения твоей наружной деятельности, не похитил оных из сердца твоего. //Яко сие всяк человек//: то есть сыновний страх к Богу и хранение заповедей Его, в средоточии коих почивает любы Божия, суть все для всякаго человека: в них его радость, обилие, слава, покой, блаженство, живот временный и вечный. Аминь. //**10. 10. Слово на вторый день праздника Рождества Христова 1814 год**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-15 **Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода** Когда он брал [или: взял] Дитя и Матерь Его, чтобы перейти в Египет, он брал их в темноте ночи, когда же он возвращается в Иудею, то Евангелие не показывает ни ночи, ни темноты в то время. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его** Видишь, для чего Бог допустил, чтобы Дева была обручена! Ибо здесь видно тебе, что обручение сделано было с той целью, чтобы Иосиф заботился о ней и пекся. Он не сказал: "возьми жену твою", но "**Матерь Его**". Ибо, когда подозрение исчезло и праведник удостоверился из чудес при рождении, что все от Духа Святого, то не называет уже Ее женою его. **и беги во Египет** Бежит и Господь, чтобы уверовали, что Он действительно есть и человек. Ибо если бы Он, находясь в руках Ирода, не был убит, то показалось бы, что Он воплотился призрачно. В Египет бежит, чтобы и его освятить, ибо два места были притонами всякого зла: Вавилон и Египет. Итак, поклонение Вавилона Он принял чрез волхвов, Египет же освятил собственным присутствием. **и будь там, доколе не скажу тебе** "Будь там" вместо: "будешь там" до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И нам не должно ничего делать помимо воли Божией. **ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Обрати внимание на безумие человека, который желает победить волю Божию. Ибо если родившийся не от Бога, то чего бояться? Если же от Бога, то каким образом погубишь Младенца? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** И наконец, Его бегство случилось не из-за страха перед опасностью, но, как повествует евангелист, из-за таинственного проречения, гласившего: **Возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет**. И далее: //Да сбудется написанное: «из Египта воззвал Я Сына Моего// [[new:mf:02:15|(Мф. 2:15)]]. Следовательно, Христос бежит, чтобы подтвердилась истинность закона, вера в пророчество, свидетельство Псалтири, поскольку Сам Господь сказал: //Надлежит исполниться написанному обо Мне в законе, в пророчествах и в псалмах// [[new:lk:24:44|(Лк. 24:44)]]. Христос бежит для нас, а не для Себя. Христос бежит, чтобы соблюсти таинство распределения времен. Христос бежит для того, чтобы благодаря будущим чудесам отнять у нечестивых повод к оправданию, а тем, кто уверует, явить доказательство веры. Но главная причина, по которой бежал Христос, заключается в том, что тем самым Он оправдал бегство для нас, поскольку во время гонений лучше бежать, нежели отречься. Ведь Петр отрекся, поскольку не хотел бежать, Иоанн же бежал, чтобы не отречься. ...Ирод искал [Христа], но на самом деле дьявол искал через Ирода, который видел, что волхвы, на которых он более всего полагался в своих лукавствах, сбежали от него. Христос, хотя и завернутый в пеленки и питающийся от груди матери, и не умеющий говорить, и не известный делами, и не умеющий ходить, обращает знаменосцев дьявола, то есть волхвов, в своих вернейших вождей. Дьявол уже предвидел, что Христос сможет творить в совершенных летах, и поэтому умелый искуситель стал подговаривать иудеев и подстрекать Ирода, чтобы погубить внушающего ему опасения Младенца-Христа, предотвратить будущие знамения Его силы и отнять губительнейшее для него, но победоноснейшее для нас знамя креста. Предчувствовал дьявол, предчувствовал, что скоро Христос учением и чудесами восстановит жизнь и Тот, Кто пока еще только плачет, завладеет всем миром, как это и подобает Владыке мира. И об этом свидетельствуют пророки: //И прежде, чем научится ребенок призывать отца или мать, примет силу Дамаска и добычу Сирии// [[old:is:08:04|(Ис. 8:4)]], и сами иудеи подтверждают это, говоря: //Видите ли, весь мир идет за ним// [[new:in:12:19|(Ин. 12:19)]]. //**Собрание проповедей.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Отшедшым же им, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет** Когда исполнилось сорок дней очищения, как говорит Лука [[new:lk:02:22|(2:22)]], они пришли с Иисусом в Иерусалим, //чтобы поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни// [[new:lk:02:22|(Лк. 2:22-23)]]. //И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет// [[new:lk:02:39|(Лк. 2:39)]]. И затем тотчас Ангел явился во сне Иосифу, приказывая им бежать в Египет. Итак, Матфей, как более краткий, опустил это, но Лука, как более точный, вписал. Но почему Христос не остался в Назарете так, чтобы Его не убили? Потому что если бы это случилось, то некоторые могли бы утверждать, что Он принял человечество призрачно, не подлежа человеческим страстям. Но Ирод избил только тех младенцев, которые были в Вифлееме и в его пределах, а не тех, которые были в Назарете. Бог предвидел, что Он необходимо был бы открыт Ироду, если бы остался в Назарете; посему Он повелел бежать оттуда. Посылается же Он в Египет, как по той причине, которую высказал евангелист, именно: чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: //из Египта воззвах сына Моего// [[old:os:11:01|(Ос. 11:1)]], так и потому, что Вавилон и Египет во всей вселенной наибольше горели пламенем нечестия. Посему из первого Он выслал волхвов, а во второй пошел Сам, желая и того, и другого направить на путь истины. Отсюда также Он научает нас тому, что верующий тотчас вначале должен ожидать испытаний. Смотри, как Он Сам еще с детства подвергается козням и бежит в изгнание; бежит также и Матерь, и Иосиф. И волхвы ушли тайно, наподобие убегающих, и все (праведные) подвергались бесчисленным испытаниям. Посему когда ты будешь служить духовному делу и подвергнешься испытаниям, имей пример и не негодуй, но знай, что испытания составляют участь добрых дел. Дьявол наводит их для претыкания, а Бог допускает для утверждения любящих Его. И обрати внимание на необычайность дела: Палестина злоумышляет, а Египет охраняет бегущего, чтобы ты знал, что Бог соединил радостное с прискорбным. Жизнь святых испытывается и тем и другим, – что также случилось и здесь. Сначала происходит подозрение относительно Девы, потом радость о рождении, – далее бегство в Египет, потом воззвание оттуда, – затем страх из-за Архелая, потом успокоение в Назарете. Еще не пришло время творить чудеса: если бы Он с первого детства показывал чудеса, то не поверили бы, как выше сказано, что Он человек. Посему Он был девять месяцев во чреве, родился, питался молоком, и все остальное произошло обычным порядком, чтобы чрез все это легче воспринялось Его воплощение. Ангел же не называет Деву женою Иосифа, но Матерью Младенца, потому что сомнение было уже разрешено и Иосиф был убежден, что это рождение Божественное. Говоря: **бежи во Египет**, он не обещал сопутствовать им, внушая этим, что они имеют великого спутника в Младенце. Кроме того, это бегство в Египет подало египтянам повод к тесной связи. Впоследствии все они, приняв евангельское благовестие, весьма хвалились тем, что приняли убегающего Господа. **и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е** "Буди" вместо: "обитай, находись". Иосиф, слыша это, не соблазнился. Он знал, что все совершается по Домостроительству (Божию), когда Ангелы дают наставления относительно Младенца; посему не должно быть пытливым, ни противоречить, но охотно повиноваться тому, что приказывает Бог. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** **«Младенца и Матерь Его»**: «здесь уже он не говорит жену свою, но — Матерь Его: ибо когда рождение совершилось, сомнение кончилось и муж был убежден, то Ангел уже открыто беседует с ним» (Злат., ср. Феофил.). — **«Беги в Египет»**: Египет — на юго-запад от Иудеи; его граница находилась верстах в 100 от Вифлеема. Он был в то время, как и Иудея, римской провинцией; там жило тогда очень много иудеев, был храм, были синагоги; туда не простиралась власть Ирода, и Иосиф с Младенцем и Матерью Его, прибыв к своим соотечественникам в Египте, совершенно был безопасен от замыслов Ирода. Почему местом убежища избран именно Египет, на это указывает пророческое изречение в [[new:mf:02:15|Мф. 2:15]] (см. прим. к этому стиху, ср. Злат.). «Особенно два места были гнездом всякого нечестия — Вавилон и Египет. Итак, от Вавилона Он принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил собственным присутствием» (Феофил., Злат.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** **Матерь Его** (Богомладенца). Ангел не говорит теперь Иосифу **Жену твою**, как говорил прежде, при первом явлении: потому что Иосиф знал, что у пресв. Девы нет мужа, а у отрочати Иисуса нет земного отца. **Бежи** (беги), т.е. иди как можно скорее, потому что близка великая опасность. **Египет** - на юго-востоке от Иудеи, верстах в 100 от Вифлеема. Египет, как и Иудея, был в то время римскою провинциею; там тогда жило очень много Иудеев. На Египет не простиралась власть Ирода, и Иосиф с Младенцем и Материю Его, прибыв к своим соотечественникам туда, совершенно был безопасен от замыслов Ирода. Свв. отцы замечают при сем: «От Вавилона Спаситель мира принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил Своим присутствием, потому что эти два места были гнездом всякого нечестия». Весьма трудно было это путешествие для св. семейства, но Господь Сам чудесным образом помогал им в это время. Случилось предание, что их встретили разбойники и хотели отнять у них осла, на котором ехала Богоматерь с Божественным Младенцем. Но один из разбойников, увидев Богомладенца, до того был пленен Его красотою, что не позволил своим товарищам обижать св. путников и сказал, что если бы Сам Бог принял на себя человеческий образ, не был бы прекраснее сего Дитяти. Тогда пресв. Богородица сказала разбойнику: «Верь, что сей Младенец воздаст тебе благодеянием за то, что ты теперь сохранил жизнь Его». И это был тот самый разбойник, который впоследствии был распят одесную И. Христа и сподобился услышать от Него: «Днесь со Мною будеши в раи». «Христос бежит, яко человек, спасая себя; без нужды не вдавайся и ты в опасности и не жди чудес», - замечает один духовный писатель. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет** Ангел Господень является во сне (то же слово, как и в ст. 12 — κατ᾿ ὄναρ) одному Иосифу, но не Богоматери, что было совершенно естественно, так как Иосиф во всех случаях является здесь хранителем Младенца и Его Матери. //Беги в Египет:// несомненно, что из всех мест, где могли укрыться Мать и ее Младенец, удобнее всех был Египет. Он издавна был местом, где спасались еврейские беглецы. Там около времени рождения Христа Спасителя жило много евреев. Египет в это время находился под властью римлян. Место, где поселился Иосиф с Марией и Младенцем, в Евангелии не указывается, равно как не сообщается никаких подробностей об их пребывании в Египте. Предание указывает на Матарею близ Леонтополя в илиопольском округе, след., в нижнем Египте, у самой Нильской дельты. Известно, что за 150 лет до Р. X. в Леонтополь был устроен еврейским беглецом, священником Онией, храм. Леонтополь находился за Нилом. Матарею же отождествляют иногда с Оном или Илиополем. Но где находился этот город, в точности неизвестно. В словах: “хочет искать Младенца, чтобы погубить Его”, очевидно указывается на намерение Ирода, проявившееся уже после удаления волхвов. Прежде он тайно хотел погубить Младенца, теперь он открыто ищет Его, чтобы погубить. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** Когда и где Господь наш Иисус Христос взял крест Свой, чтобы идти с ним на гору Голгофу? Когда и где Он начал страдать ради нашего спасения? Не в Иерусалиме, не на судилище Пилата, а еще в Вифлееме, повитый пеленами. Вся безгрешная жизнь Его была великим крестоношением, и в первые же дни Своей земной жизни Он уже претерпел гонение от Ирода. Вот что повествует об этом евангелист Матфей: **когда же они отошли** (говорит он о волхвах, в первую же, вероятно, ночь после их отшествия, потому что медлить было нельзя: злоба Ирода не дремала), — **се, Ангел Господень является во сне Иосифу,** как попечителю Святой Девы и воспитателю Божественного Младенца, явился **и говорит: встань** в эту же самую ночь, нимало не медля, сейчас же, **возьми Младенца,** прежде всего Младенца, а с Ним **и Матерь Его** (Матерь, а не жену твою, как я прежде называл Ее, при первом явлении моем, ибо теперь ты уже знаешь, что у сего Младенца нет земного отца, у сей Жены нет мужа. Итак, возьми, разбуди, если это нужно, возьми за руку Мать, веди, хотя бы и неудобным казалось идти в такой далекий путь и в такой поздний, полуночный час, возьми **и беги,** как бегут из дома, в котором пожар, как спасаются от зверя или неприятеля, как можно скорее, не жалея сил, беги **в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе** (не навсегда вы останетесь там, в Египте, а только на время, потом я опять явлюсь тебе и скажу, когда пройдет буря), **ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.** Но не бойтесь: вас не постигнет никакое зло, потому что с вами везде Сила Вышнего, с вами Сам Сын Божий, смиренно повитый младенческими пеленами. Не ожидал, вероятно, праведный старец такого печального сновидения после всего, что видел и слышал накануне. Он видел восточных мудрецов, пришедших с дарами на поклонение Новорожденному, он слышал от них о чудесной звезде, о намерении самого царя Ирода прийти поклониться Богомладенцу, и вдруг — Он должен для спасения жизни этого Младенца покинуть родину и бежать в чужую далекую страну!.. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его** **И беги в Египет**. Он сошел в Египет, будто врач, чтобы посетить его, ослабевшего от своих заблуждений, но не для того, чтобы там оставаться. На первый взгляд, Он сошел в Египет, убегая от Ирода, но на самом деле - чтобы изгнать из него демонов египетского заблуждения, как свидетельствует пророк Исайя: //Вот, Господь сойдет в Египет, воссев на облаке легком. И падут идолы Египетские// [[old:is:19:01|(Ис 19:1)]]. Итак, ты видишь, что Он спустился в Египет не для того, чтобы избежать смерти, а чтобы рассеять смертоносных идолов. Ибо Господь никогда больше не нисходил [никуда], кроме как тогда. Еще надо заметить, что в Египет Он бежал ночью, а возвращался днем. Поскольку, убегая, избегал Иродова гонения, а возвращался, когда гонитель был уже мертв. Ибо ночь - это притеснение и гонение, а день - утешение. [<10>]