[<10>] ====== Толкования на Мф. 3:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** См. Толкование на [[new:lk:03:03#svt_ioann_zlatoust|Лк. 3:3]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ---- См. Толкование на [[old:ps:088:03#svt_ioann_zlatoust|Пс. 88:3]] **//Беседа на псалом 88.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Царство Небесное - это оправдание верой и освящение Духом. Поэтому и в другом месте [сказано]: //Царство Небесное внутри вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Симеон Солунский ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем: мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: //«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»// [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2;]] [[new:mf:04:17|Мф. 4:17)]], т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что //«близ Господь всем, призывающим Его во истине»// [[old:ps:144:18|(Пс. 144:18)]]. А я громогласно взываю, обращая это и к себе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «//И ныне ближе к нам спасение»// [[new:rim:13:11|(Рим. 13:11)]], потому что грядет Спаситель и Судия наш. //«Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света»// [[new:rim:13:12|(Рим. 13:12)]]. А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол свидетельствует, говоря: //«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться»// [[new:iak:05:16|(Иак. 5:16)]], и научая, как нужны всем исповедь и покаяние в том, в чём пали. Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блудном сыне, который исполнил всё, что относится к покаянию. Говоря: //«отче! я согрешил против неба и пред тобою»// [[new:lk:15:18|(Лк. 15:18)]], он совершает исповедание, а словами: //«и уже недостоин называться сыном твоим»// [[new:lk:15:19|(Лк. 15:19)]], обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же: //«прими меня в число наемников твоих»// [[new:lk:15:19|(Лк. 15:19)]], смиренное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться. А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель [[new:mf:03:08|(Мф. 3:8)]]: это отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный сын. Оставив разврат, он притёк к Отцу с исповеданием: //«согреших»//, откровенно говорит он, и не просто //«согрешил»//, но: //«на небо и пред тобою»//. //«На небо»// — поскольку, творил дела беззаконные и враждебные Небесам; //«и пред тобою»// — так как презрел Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего. Затем мы видим истинное самоосуждение: //«недостоин//, — говорит он, — //называться сыном твоим»//. Далее — молитву и стремление к делам, которые свойственны уничиженным, виновным и должникам: //«прими меня в число наемников твоих»//. То же совершал и тому же учил и Собор апостолов, и ещё более того: они, несмотря на утомление, ходили с проповедью покаяния. И даже будучи при смерти стремились обратить грешников. Их они и наказывали, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению. //**Премудрость нашего спасения. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Просишь ты изъяснения слова – **покайтесь**. Я тебе некогда по силе моей писал о том, однако еще ныне о том же вкратце повторяю. Знаешь, что люди говорят, когда узнают, что плохое что-нибудь сделали или сказали? Ведь они так говорят, узнав погрешность свою: ах, как я плохо то и то сделал, или плохо то и то сказал!.. Видишь, что они жалеют о содеянном зле, или сказанном плохом слове, а если жалеют, то впредь и берегутся того делать или говорить. То же и в христианском покаянии примечается. Истинно кающиеся, узнав грех, жалеют, что его творили, и берегутся от него впредь, подобно тому, как кто-либо, поранившись от чего-то или испытав вред какой, уже впредь бережется от этого. Ибо и согрешающие христиане получают рану, но не на теле, а на душе, и кто истинно сей вред от греха узнает, тот уже уязвляется печалью, и жалеет, что эту рану получил, и впредь от того греха бережется, от которого уязвился душой. И таковой также себя осуждает и укоряет: напрасно, мол, то и то я делал. Ибо грех, узнанный в совести, делает в человеке страх, стыд, печаль и болезнь, что его впредь и не допускает до греха. Видишь, что покаяние делает. Человек познает грех, а познанию греха последует: страх суда Божия, стыд, что бесстыдно пред Богом поступал и закон Его святой нарушал, печаль и болезнь, что благого Бога, Которого должен был любить и бояться, прогневлял бесстрашием. Так человек, узнав грех, узнает и про язву на душе, а узнав про язву, печалью уязвляется за грех, и так язвой печали исцеляется от язвы греховной. Берегись же греха, как змия, чтобы не уязвил тебя. Лучше на теле, нежели на душе рану получить. **//Письма келейные. Письмо 72.//** ---- //Всем ли-де возвещается приближившееся царство небесное? вопрошаешь ты.// Ответ: неотменно всем. Но видел ты, что в начале покаяние, как преддверие к тому, всем предлагается. Как бо хотящему внити в палату надобно прежде в преддверие внити, тако хотящему внити в царство небесное надобно покаяние сотворити, переменить сердце свое, мысль свою, и сокрушити сердце свое за содеянные грехи, и тако благодатию Христовою внити в царство оное. Покаяние бо с самого имени значит пременение сердца и мысли. Каемся бо о том, что худо делали мы, как и прежде писал тебе. Всем убо возвещается приближившееся царство небесное, но всем в начале и покаяние предлагается и глаголется: покайтеся. В царство небесное ничто не внидет скверно: надобно убо прежде очиститися от скверны, и убелити ризы свои в крови Агнца Божия, закланного за спасение всего мира, и тако внити в царство оное. К царю земному в палату его не дозволяется никому внити в рубищах: кольми паче в дом Царя небесного и святого не дается вход, как только совлеченным рубищ — скверн греховных, и омытым кровию Сына Божия, и одетым одеждою правды Его. Сего ради глаголется христианам: облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти [[new:rim:13:14|(Рим. 13:14)]]. Надобно убо всякому, кто хощет в царство оное внити, знамение имети на души своей, что он есть Христов. Без того нет никому в оное место входа. Спасайся. **//Письма келейные. Письмо восемьдесят третье//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** **Покайтеся**, - возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. **Покайтеся: приближися бо Царство Небесное**, т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога. Он сокрушит владычество смерти, извлечет из погибельной пропасти тех человеков и дарует вечное блаженство тем человекам, которые направят ум и сердце к принятию Его, которые приуготовят себя для такого принятия отвержением греховной жизни, сознанием своей погибели, сознанием необходимости в спасении и Спасителе, решимостью последовать и повиноваться Богочеловеку. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Церковное покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. **Покайтесь**, сказано, **ибо приблизилось Царство Небесное**, то есть сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. **Приблизилось**, то есть само пришло, не нужно далеко искать его – оно ищет вас, вашего свободного расположения. //Крестились// (сказано о крестившихся от Иоанна), //исповедуя грехи свои// [[new:mf:03:06|(Мф. 3, 6)]], то есть сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть всегда непременно искренняя и совершенно свободная, а не невольная и вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть она и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает полноту свободного, живого чувства в душе облагодетельствованного, свободно переливающегося чрез уста: //от избытка сердца говорят уста// [[new:mf:12:34|(Мф. 12, 34]]; [[new:lk:06:45|Лк. 6, 45)]]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости и премудрости и всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, потому также, естественно, должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще, молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. //Изливаю пред Господем душу мою// [[old:1ts:01:15|(1Цар. 1, 15)]]. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** См. Толкование на [[new:mf:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 3:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и говорит: покайтесь** См. Толкование на [[new:mf:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф.3:1]] **ибо приблизилось Царство Небесное** Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Некоторые взыскуют: каково различие Царствия Божиего и Царства Небесного; отличаются ли они реально друг от друга, или же только мысленно? На это должно ответить, что они различаются не в реальности, ибо по сущности - одно, но лишь мысленно. Ведь Царство Небесное есть постижение чистого и предвечного ведения сущих согласно логосам их, [пребывающим] в Боге. А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца. Слова: **Приблизилось Царство Небесное** не означают, я думаю, уменьшения времени. //Ибо [Царствие Божие] не придет приметным образом; и не скажут: "вот, оно здесь" или: "вот, там"// [[new:lk:17:20|(Лк. 17:20-21)]], но Оно зависит от [внутренней] связи с Ним достойных, соответствующей их душевному предрасположению к этому Царству. Ведь //Царствие Божие внутрь вас есть// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Чрез покаяние совершается отмытие скверны прежних непотребных дел, а после такого очищения бывает причастие Святого Духа, но не просто, а в силу веры, расположения (крепкой решимости стоять не падая) и смирения кающихся от всей души; и не только после проявления таких расположений, но и после того, как получится разрешение грехов от духовного отца и восприемника. Почему хорошо каждодневно каяться, как повелевает заповедь. Ибо слова: **покайтеся, приближися бо царствие небесное** [[new:mf:03:02|(Мф. 3:2)]], возлагают на нас делание, не ограничиваемое определенным временем, а всегдашнее. //**Деятельные и богословские главы.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **и глаголя: покайтеся, приближибося Царствие Небесное** Покайтесь, говорит, в своих грехах, потому что близко уже стоит Христос, идущий позади меня (Его называет здесь Царством Небесным, как Небесного Царя, по Божеству); Он, найдя вас покаявшимися, дарует отпущение грехов. Или Небесным Царством называет ангельскую жизнь, которую Христос немного спустя должен был основать евангельскими заповедями. Называется также Царством Небесным и наслаждение небесными благами. И многие другие значения имеет название Царствие Небесное, смотря по связи речи. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** **Покайтесь**: покаяние — чистосердечное сознание и исповедание грехов, рождается от печали или скорби о грехах [[new:2kor:07:10|(2 Кор. 7:10)]] и предполагает непременное намерение оставить путь греховный и проводить жизнь по закону Божию, праведно. Раскаивающийся искренно сокрушается о своих грехах, потому что они губят его душу и оскорбляют Бога. Креститель проповедью о покаянии призывает иудеев, исповедав грехи свои, переменить жизнь порочную на жизнь чистую, чтобы быть достойными войти в царство Мессии, ибо Мессия уже явился устроить новое Царство Божие в мире, хотя не от мира сего [[new:in:18:36|(Ин. 18:36)]]. Вот почему и сам явившийся Мессия проповедь свою в своем новом царстве начал словом о покаянии [[new:mf:04:17|(Мф. 4:17)]]. — **Приблизилось Царство Небесное**: выражения — Царство Небесное, Царство Божие, Царство Христово — встречаются часто в книгах новозаветных и означают в сущности одно и то же — Царство Христово на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле, в церкви Христовой, и царство славы на небесах, первое — как начало, второе — как полное совершение и окончание. В Ветхом Завете было ожидание этого царства, о котором ясно предсказывали пророки (например, [[old:is:11:01|Ис. 11:1—10]]; [[old:ier:31:31|Иер. 31:31]] и д., [[old:dan:07:13|Дан. 7:13]], [[old:dan:07:14|14]] и др.). Но иудеи пред пришествием Спасителя, слишком грубо и чувственно понимая образные изображения пророками царства Мессии, извратили понятие о сем царстве духовном и привнесли в него ложные, чисто чувственные понятия: думали, что царь сего царства явится как политический завоеватель и освободитель еврейского народа из-под ига Римлян, что с явлением Мессии воскреснут все мертвые, будет суд, при чем враги Иудеев будут осуждены и истреблены, а иудеи станут великим и славным народом, которому покорятся все другие народы и пр.т. т.п. Господь Иисус, особенно в притчах своих, а иногда и в простом учении, часто касался сего предмета, обличая неверность таковых понятий. Без сомнения, и Иоанн Креститель, истинно веровавший и верно понимавший духовность царства Мессии, с целью показать его дух и силу, проповедь о сем царстве начинает словом покаяния: покайтесь, перемените жизнь, исправьтесь, чтобы оказаться достойными сего царства, ибо оно уже близко, наступает, открывается и — царь сего царства явился уже среди народа, хотя ни народ, ни сам Иоанн еще не знают его [[new:in:01:26|(Ин. 1:26]], [[new:in:01:30|30—33)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** **Покайтесь**, т.е. сознайтесь, что вы грешны вследствие грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправьтесь. **Приближибося царствие небесное**, т.е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т.е. Иисус Христос явился уже. Выражения //царство небесное//, //царство Божие//, //царство Христово// встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство Иисуса Христа на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле в церкви Христовой [[new:mk:09:01|(Мк. 9, 1)]], где даруется человеку-грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Иисуса Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах [[new:mf:25:34|(Мф. 25, 34)]], первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки [[old:is:11:01|(Ис. 11, 1-10,]] [[old:ier:31:31|Иер. 31, 31]] и дал. [[old:dan:07:13|Дан. 7, 13]] и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. [[new:mf:02:03#prot_ioann_buxarev|3 ст. 2 гл.]]). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: //покайтесь, ибо приблизилось царство небесное// [[new:mf:04:17|(4, 17)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Под Царством Небесным //Иоанн// разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое царство, которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение. Однако такое понимание слов Царство Небесное возможно только для нас, да и то не вполне. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать их в том смысле, что скоро наступит Царство, где Царем будет ожидаемый ими Мессия, — личность, немногими представлявшаяся Царем небесным, а более царем земным, с особенными только силами, данными ему от Бога, преимущественно земного характера. Он будет исполнителем небесных или Божьих обетовании. Царь был олицетворением Царства. Говоря о приближении Царства, Иоанн говорил о приближении или скором пришествии Царя. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное** Громко взывает он **и говорит : покайтесь** Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии — Христа: Он грядет к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам Царствия Божия, а это Царство недалеко от вас: **ибо приблизилось Царство Небесное**. О каком же Царстве говорит Иудеям Предтеча Христов? Что такое Царствие Божие, Царство Небесное? Иудеи, как и все люди времен ветхозаветных, неспособны были понимать духовное учение иначе, как в виде чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, о спасении души, надлежало говорить им о Царстве. Конечно, это то Царство, в которое позовет Иисус Христос во время Второго Своего пришествия праведников, когда скажет им: //Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Но чтобы войти в это Царство славы, необходимо вступить в преддверие его, в Царство благодати. Это Царство есть Святая Церковь Православная, Самим Господом на земле основанная. Будь послушным сыном Церкви Православной и, незаметно для тебя самого, придет к тебе Царствие Божие, внидет благодать Христова в сердце твое, очистит тебя, обновит, соделает чадом Божиим и внидешь в живот вечный, и получишь Царство Небесное. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей. Но не о таком царстве мечтали Иудеи: они думали, что Христос освободит их от ига Римлян, что с Его пришествием воскреснут все мертвые, будет суд, причем враги их будут истреблены, а сами Иудеи станут великим народом, которому покорятся все народы земные. Питая такие надежды, они, конечно, не понимали, как должно, проповеди Иоанна, но хорошо было уже и то, что его проповедь о Царстве Божием пробудила в них желание ближе узнать, что им нужно делать, чтобы войти в него. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]