[<10>] ====== Толкования на Мф. 3:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** Видишь ли, как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов сво­их? И подлин­но, чудное было для иудеев зрелище, когда они видели, что Иоан­н в человеческом образе проявляет такие дела, говорит с таким дерзновением, восстает на всех как на детей, блистает особен­ною благодатью в лице своем. Удивление их увеличивалось еще более от того, что явление пророка последовало спустя долгое время (ведь благодать пророческая оскудела у них, и возвратилась к ним спустя долгое время). Да и самый образ проповеди был какой-то стран­ный и особен­ный. В самом деле, они не слыхали от Иоан­на ничего обыкновен­ного: ни о земных войнах, битвах и победах, ни о бедствиях голода и мора, ни о вавилонянах и персах, ни о взятии города, ни о другом чем-либо обыкновен­ном, но о небесах, небесном царстве и о мучении в геен­не. Вот почему иудеи, несмотря на то, что незадолго перед тем временем сообщники возмутителей Иуды и Февды все были побиты в пустыне Иорданской, нимало не страшились идти туда. Иоан­н призывал их не с тем же намерением, как эти возмутители, т. е. чтобы склонять их к восстановлению царства, восстанию и нововведениям, но чтобы руководство­вать к Небесному Царству. Потому он и не удерживал их в пустыне, чтобы вести за собою, но отпускал, преподав крещение и правила строгой жизни; он всеми мерами старал­ся внушить им презирать все земное, а возноситься и устремляться постоян­но к будущему. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-6 **Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои** Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого - отпущение грехов. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 5-6 **Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя** Прежде всего, возбуждало у всех надежду самое мнение о крестящем: он был сын первосвященника, только что вышел из пустыни, украшенный многими добродетелями, и самый вид его сиял великим благочестием. Во-вторых – новый вид проповеди: она возвещала Царствие Небесное, о котором тогда впервые услышали. В-третьих, и больше всего, то, что пророк Исаия предсказал о нем: //глас вопиющаго в пустыни...// Каким образом никто из евангелистов не пишет, что Иоанн взывал к народу: //уготовайте путь Господень//, как говорит о нем пророк. Открыто никто не записал этого, хотя естественно, что он говорил и это; но оно не записано, так как само собою разумеется. С другой стороны, слова: //покайтеся и сотворите плод достоин покаяния// равносильны словам: //уготовайте путь Господень//. Покаяние и плодоносие добродетелей есть приготовление и очищение предсказанного пути. Вышел к нему город Иерусалим, т.е. иерусалимляне, потому что так сказал Марк [[new:mk:01:05|(Мк. 1:5)]]. Какое значение имело крещение Иоанна и какое отличие его от крещения, установленного Христом, это подробно найдешь в изъяснении Евангелия от Марка. Более уместно было объяснить это там, где написано: //проповедая крещение покаяния во отпущение грехов// [[new:mk:01:04|(Мк. 1:4)]]. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** **«Иерусалим — Иудея»**: жители Иерусалима и Иудеи. — **«Вся»**: усиленное выражение вместо — многие или весьма многие (ср. [[new:mf:02:03|Мф. 2:3]]). — **«Окрестность Иорданская»**: жившие по ту и другую сторону Иордана, т.е. кроме собственно Иудеи, жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей — Самарии и Галилеи — с запада, Итуреи, Трахонитиды и Галаада с востока. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** **Иерусалима** (Иерусалим) и **Иудея**, т. е. жители Иерусалима и Иудеи. **Вся страна** (окрестность) **Иорданская**, т. е. жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей. Здесь слово **вся** употреблено вместо «многие» или «очень многие», как это иногда встречается в Священном писании. Долго не видевшие у себя пророков, Иудеи стремились к Иоанну в пустыню, чтобы послушать его проповедь. Тут можно было видеть знатных и незнатных, старых и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, благочестивых и ни во что не верующих. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** [[new:mk:01:05|(Мк. 1:5)]]. Появление необыкновенного человека в пустыне и из пустыни, по виду сурового отшельника, скоро привлекло к нему внимание жителей ближайших мест, и они начали стекаться к нему. Даже если бы Иоанн был обыкновенный человек, не имел никакой божественной миссии, то и тогда его личность, вероятно, сделалась бы предметом любопытства. Совершенно понятно, что Иерусалим, Иудея и окрестность Иорданская суть только образные выражения, вместо жители Иерусалима, Иудеи, окрестности Иорданской. В Библии места около Иордана назывались издревле “окрестностью Иорданскою” [[old:gen:13:10|(Быт. 13:10, 11;]] [[old:3ts:07:46|3 Цар. 7:46;]] [[old:2par:04:17|2 Пар. 4:17)]]. Таким образом, под окрестностью Иорданскою, исключая Иерусалим и Иудею, следует разуметь прилегающие к Иордану части Переи, Самарии, Галилеи и Гавлонитиды. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** Проповедь покаяния из уст такого проповедника должна была невольно увлекать слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивавшему самое ожесточенное сердце, подобно пламени, проникавшему в самые сокровенные помыслы. И вот, далеко прошла молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. **тогда,** — пишет евангелист, — **Иерусалим** (жители Иерусалима) **и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему** (многие из жителей земли Иудейской и областей, лежавших по ту и другую сторону священной реки Иордана). Отовсюду — по галилейским и иудейским дорогам потянулись большие караваны туда, где проповедовал Иоанн. Можно было видеть в этих толпах и знатных, и незнатных, и старых, и малых, и богатых, и убогих, и ученых, и неученых, и благочестивых, и ни во что не верующих... "Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих. И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда Иоанн говорил с таким дерзновением, обличал всех, как детей, блистал особенной благодатью на лице своем!"... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]