[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне** Как же Лука говорит, что дьявол окончил //"все"// искушение [[new:lk:04:13|(Лк. 4:13)]]? Мне кажется, что он, упомянув о главных искушениях, сказал: //"все"//, потому что в этих искушениях заключаются и все другие. В самом деле, источниками всех бесчисленных зол являются следующие три порока: служение чреву, тщеславие, чрезмерное пристрастие к богатству. Зная это, и гнусный искуситель сильнейшее искушение, т. е. желание большего, сберег к концу. Мучительное желание высказать это искушение было у него с самого начала; но, как сильнейшее прочих, он сохранил его на конец. Таков закон его борьбы: употреблять после всего то, что, по его мнению, удобнее может низложить врага. Так поступил он и с Иовом; так и здесь. Начав с того, что почитал менее важным и слабейшим, доходит до сильнейшего. Как же нужно побеждать его? Так, как научил Христос: прибегать к Богу, не унывать и при самом голоде, веруя в Того, Кто может напитать нас и словом; и если получим какие блага, не искушать ими Даровавшего, но, довольствуясь славой небесной, нимало не заботиться о человеческой, и во всем удаляться излишеств. Поистине, ничто столько не подвергает нас власти дьявола, как желание большего и любостяжание. Это можно видеть даже и из того, что происходит ныне. И ныне есть такие, которые говорят: //"все это дадим тебе, если, падши, поклонишься нам"//; они хотя и люди по естеству, но сделались орудиями дьявола. Так и тогда он не сам только нападал на Христа, но употреблял в помощь и других, что показывает и евангелист Лука, говоря: //"отошел от Него до времени"// [[new:lk:04:13|(Лк. 4:13)]]; этими словами он дает разуметь, что дьявол и после нападал на Христа посредством своих орудий. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 13-я.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне** Никогда не говори, что богатство принадлежит диаволу. Хотя диавол и сказал: **«вся Тебе дам, яко мне предана суть»**, но слова эти можно отвергнуть, лжецу верить не должно, ибо, кажется, он, будучи принужден властию находившегося с ним, сказал правду. Он не сказал: **«сия вся Тебе дам»**, потому что оно мое, но, **«яко мне предана суть»**. Он не присвоил себе право владычества, но только признал себя поверенным и распорядителем. Пусть в свое время исследуют толкователи, солгал ли он, или правду сказал. **//Поучения огласительные. Поучение 8.//** ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне** Если мы посмотрим на сам порядок искушения Иисуса, давайте помыслим, с какой трудностью мы освобождаемся от искушения. Древний враг восстал против первого человека, нашего прародителя, тремя искушениями, потому что искушал его обжорством, тщеславием и любостяжанием. Но он [сатана] победил искушением, потому что подчинил себе Адама через согласие. Он искушал его обжорством, когда указывал на запрещенную пищу дерева, и убедил вкусить ее. Искушал и тщеславием, когда говорил: //Вы будете, как боги// [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5)]]. Искушал и преуспеянием в любостяжании, когда говорил: //Знающие добро и зло//. Ибо любостяжание относится не только к деньгам, но и к возвышению. Поэтому справедливо любостяжанием называется чрезмерное стремление к величию. Если бы хищение не принадлежало к любостяжанию почести, то Павел никак не сказал бы о Единородном Сыне Божием: //Не почитал хищением быть равным Богу// [[new:fil:02:06|(Флп. 2:6)]]. Но дьявол довел нашего прародителя до гордости тем, что побудил его к любостяжанию величия. Но какими способами он низложил первого человека, с теми же самыми способами пристал и ко второму искушаемому Человеку. Ибо он искушает Его обжорством, когда говорит: //Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами// [[new:mf:04:03|(Мф. 4:3)]]. Искушает тщеславием, когда говорит: //Если Ты Сын Божий, бросься вниз// [[new:mf:04:06|(Мф. 4:6)]]. Искушает любостяжанием величия, когда показывает Ему все царства мира, говоря: **Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне**. Но вторым Человеком он побеждается теми же способами, которыми славился как победитель первого человека, для того, чтобы он выходил из наших сердец, пойманный при том же входе, которым был впущен внутрь и содержал [нас в плену]. Но есть, возлюбленнейшие братья, другое, что мы должны обсудить в этом Господнем искушении. Поскольку Господь, искушаемый дьяволом, отвечает ему заповедями священного Писания, и Тот, Кто был тем Словом, Которое могло низвергнуть в бездну Своего искусителя, не проявляет силы Своего могущества, а дает только одно наставление из священного Писания, то Он представляет нам пример Своего терпения, чтобы мы, когда терпим что-либо от дурных людей, побуждались более к научению, нежели к отмщению. Помыслите, каково Божие терпение и каково наше терпение. Мы, когда нас задевают обидами или каким-либо оскорблением, побуждаемые яростью, или сами мстим, насколько можем, или угрожаем отомстить, если не можем. Вот Господь перенес враждебность дьявола и ничем ему не ответил, кроме слов кротости. Он терпит того, кого мог наказать, чтобы выше восходила Его слава благодаря тому, что Он победил Своего врага не истреблением, но терпением. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#svt_luka_krymskij|Мф. 4:8]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** Неужели сатана не знал, что перед ним – Спаситель мира, Богочеловек? Конечно, знал хорошо. Он слышал, как ангел возвещал святому праведнику: Эммануил … значит с нами Бог [[new:mf:01:20|(Мф. 1:20–24)]]; слышал, как ангелы возвещали вифлеемским пастухам, что уже родился во граде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь, и как Ангелы пели радостную песнь о славе на небе и мире – на земле [[new:lk:02:09|(Лк. 2:9–14)]]. Кто, как не сатана, вдохновлял Ирода на убийство Богомладенца. Он также слышал на водах Иорданских свидетельство Бога Отца и Бога Духа Святого, что крещаемый во Иордане от Иоанна смиренный Христос есть Второе Лицо Пресвятой Троицы [[new:mf:03:13|(Мф. 3:13–17)]]. Однако сатана осмеливается искушать Спасителя. На что он надеется? Неужели рассчитывает искусить Бога? Сатана искушал Господа потому, что полон зла и всюду стремится сеять зло. Будет ли результат или нет – он творит свое сатанинское дело: всюду завлекает всех ко греху и отрывает от Бога и вооружает против Него, пользуясь ложью и всякими средствами. Конечно, сатана не успел в своих искушениях против Спасителя [[new:mf:04:01|(Мф. 4:1–11)]]. Но не только Сам Бог Своим словом, а и слабые женщины (например юная Варвара великомученица и другие), и даже дети отражали сатану при помощи Божией... Значит, сатана не так для нас страшен, если будешь с Богом. И всякое зло его не так сильно, как кажется нам. Он нападает на истину, но это вовсе не значит, что оно сильнее истины. Служители сатаны воюют против Бога и всякой святыни, потому что такова их природа: они не могут не идти против Бога, как сие открывается нам из слов Спасителя нашего и Бога, сказанных Им книжникам и фарисеям иудейским: //Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи// [[new:in:08:43|(Ин. 8:43–44)]]. Твердо знай, возлюбленный, что истины Христовой не может никто победить. Не бойся зла; не падай ниц пред ним, как сего желал сатана от Спасителя Бога и от всех христиан сего домогается. Но с Божией помощью борись со злом и с Богом победишь и достигнешь вечной блаженной жизни! //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** //«Пади на лице Свое и поклонись предо мною»// (ср. [[new:lk:04:07|Лк. 4:7]]), – каковые слова ясно показывают гордость и дерзость того, кто от начала хотел быть Богом. * * * Еще: //«царства... и славу их... я... дам... Тебе»// (ср. [[new:lk:04:06|Лк. 4:6]]), – ибо таково обетование закона. **//Толкование на Четвероевангелие.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан Римлянин ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:03#prp_ioann_kassian_rimljanin|Мф. 4:3]] ===== Блж. Августин Иппонийский ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#blzh_avgustin_ipponijskij|Мф. 4:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 4:8]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 4:8]] ===== Евфимий Зигабен ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#evfimij_zigaben|Мф. 4:8]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** **«Все это дам Тебе»**: искуситель присвояет себе власть над всеми сими царствами, будто бы принадлежащими ему, и право передать ее, кому он захочет [[new:lk:04:06|(Лк. 4:6)]], — власть и право, принадлежащие одному Богу. Правда, язычники находились под властью сатаны до времени, и жители Палестины, поврежденные в нравах, состояли под его властью; но тем не менее в этих словах дьявола выражается гордое и лживое предвосхищение власти, принадлежащей одному Богу, как Творцу и Промыслителю вселенной, во власти которого все царства земные. — **«Падши, поклонишься мне»** (ср. прим. к [[new:mf:02:02|Мф. 2:2]]); присвояя себе власть и права над миром, принадлежащие Богу, искуситель требует себе и поклонения, как Богу, т.е. поклонения религиозного, которым выражалась бы совершенная покорность Иисуса искусителю. Сущность и сила искушения состоят в том, что Христу предлагается, вместо чрезвычайного дела искупления человечества путем крестной смерти и основания чрез то всемирного духовного и вечного царства, внешняя царская власть над миром, т.е. это искушение есть отклонение Христа от всего великого дела Его служения роду человеческому в качестве Мессии-Искупителя. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне** См. Толкование на [[new:mf:04:08#prot_ioann_buxarev|Мф. 4:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** [[new:lk:04:05|(Лк. 4:5-7).]] В некоторых кодексах — “сказал” или “говорил” (εἶπεν). Чтобы понять смысл этого искушения, нужно, по-видимому, рассуждать не столько о том, что принадлежало диаволу, а о том, что принадлежало Христу. Искушение было, так сказать, продолжением крещения, было переходом от внешнего погружения в воды Иордана к внутреннему крещению, которое заключалось в молитве и посте. На последней ступени этого внутреннего крещения, рабское состояние и рабский вид Христа дошли до крайней степени. Он не имел даже хлеба, которым мог утолить Свой чрезвычайный голод. Первое искушение имело вид попечения со стороны диавола о теле Христа, и кто был голоден, тот знает, как привлекателен бывает для голодного даже камень, превращенный в хлеб. Но такое искушение оказалось слишком малым количественно и было отвергнуто. В последующих искушениях привлекательное постепенно усиливается. Привлекательное для голодного тела заменяется привлекательным для духа. На последней ступени предлагается то, что в высшей степени привлекательно для голодного человека. Это правда, что для богатства иногда бывает привлекательна нищета; но так бывает только в редких случаях, в случаях пресыщения. Для бедного же и голодного раба всегда привлекательна бывает самая идее о господстве, счастье и благополучии. Тут дело идет не об одном хлебе насущном, а об изобилии. Таким образом, третье искушение очень ясно служит как бы последствием первого. Несомненно, что ни один обыкновенный человек, даже и в лучшем положении, чем в каком находился Спаситель, не устоял бы пред таким искушением. Он поклонился бы диаволу и, что всего удивительнее, нашел бы возможным себя оправдать. Тысячи, даже миллионы людей только и мечтают о таком поклонении. Таким образом, и здесь мы встречаемся с плюсом и минусом, а величины, поставленные при них, далеко не близки и несоразмерны. На стороне Христа был минус всякого житейского благополучия. На стороне диавола была положительная величина, и, если бы она была даже и не особенно огромна, не отличалась абсолютным характером, то и тогда могла бы быть привлекательна для лишенного всякого имущества и страдающего Отрока Господня. Но, с другой стороны, в духовном отношении числа были совершенно обратными. Страдающий раб, как раз именно в силу самого этого страдания, был Господь (Κύριος), Он господствовал в силу самой воспринятой Им идеи служения. Диавол же был рабом. Обманчивое приглашение поклониться было призывом Господа поклониться рабу. В этом заключалась логическая несостоятельность искушения, и оно было отвергнуто. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** Христос Спаситель смотрел на мир с великой скорбью: Он скорбел о грехах рода человеческого. Он с любовью помышлял: сколько страждущих сердец ждали от Него утешения, сколько сидящих во тьме ожидали от Него света!... И Он пламенел любовью к грешному роду человеческому, жаждал умереть за спасение людей... И кто знает? Может быть мысль о том, что скоро настанет конец власти диавола, похищенной им у Бога, что скоро Крестом будет сокрушена глава этого змея-искусителя, — может быть эта мысль озарила радостью Божественное лицо Его... А диавол, не понимая тайны души Его, думал, что это радость миролюбца, что Христос готов поддаться его искушению... И вот, он спешит воспользоваться этой минутой: **и говорит Ему**: я вижу теперь, что Ты — не Сын Божий; Ты не мог превратить камня в хлеб; Ты отказался положиться на силу Божию, словом, — Ты не хочешь искушать Господа. Но можно сделаться Мессией и не искушая Господа. Я готов Тебе помочь в этом. Смотри: все, что видишь, все царства мира, **все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне**... Вот до какой дерзости дошел сатана: он присваивает себе власть над всем миром видимым, власть, единому Богу принадлежащую, и требует, чтобы Господь Иисус Христос поклонился ему как богу... Он хочет, чтобы Христос Спаситель отрекся от Своего великого дела спасения рода человеческого и — из-за почестей, из-за корысти земной — стал послушным рабом его, сатаны!... В этом последнем искушении диавол соединил всю силу своего адского соблазна. Ведь почести и богатства, которые он предлагал, ведут к роскоши, к угождению плоти, к гордости, самомнению и тщеславию... Он предлагал устроить то царство, о котором мечтали Иудеи, устроить без борьбы с грехом, без страданий, немедленно. Это не было бы уже Царство Божие, Царство Небесное, а только земное, человеческое, в котором верховным владыкой был бы не Христос Спаситель, а он — диавол-искуситель. И для Господа нашего, для Его любящего сердца, искушение состояло в том, что диавол предлагал Ему власть над всем миром так дешево: поклонись мне и все будет Твое... Зачем Тебе страдать и терпеть скорби?.. Кто из нас, грешных, устоял бы против такого искушения? Нас не искушает враг целыми царствами: какой-нибудь грошовой вещи иногда достаточно, чтобы мы поклонились ему. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне** Посмотри, сколь безрассудны и лживы все дьявольские обещания. Ведь поистине не мог же он дать все одному, не отняв все у всех; но если бы он у всех все отнял, то никто ему бы не поклонялся, ибо если кто ему и поклоняется, то не по любви или из страха, а только потому, что он либо обещает богатства, либо дает их. И какой прок был дьяволу в том, чтобы отнять у всех и отдать все одному, чтобы у всех быть в презрении, а одним только почитаться? Но нельзя же нам сказать, что каждый владеет своим, а над всем этим стоит дьявол. Ибо никогда он один не владел миром, не было того никогда и быть не может, чтобы кто-то был в подчинении [только] у него. Прежде всего, благодаря Богу, ибо Он не дает дьяволу такой возможности. А во-вторых, из-за самого дьявола. В чем же его радость, слава, сила, как не в гордыне, в зависти, в ярости, в тщеславии и тому подобном? Где всему этому предаются, там единое //царство не может устоять//, но неизбежно разделяется на многие. Но где этого нет, там дьявол не в почете и царствовать не может. [<10>]