[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Так как дьявол согрешил теперь уже против Бога Отца, называя вселенную, которая принадлежит Ему, своей, и осмелился выдавать себя за Бога, как будто бы он был зиждителем мира, то Христос, наконец, запретил ему, но и тут не с гневом, а просто: **"отойди, сатана"**. Да и это было скорее повеление, нежели запрещение, потому, что лишь только Христос сказал ему: "**отойди**", дьявол, — он тотчас убежал и не смел уже более искушать Его. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 13-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Вот уже третье ухищрение дьявола пришло в действие - искушение властью. Итак, поставив Господа //на высокой горе//, он предложил Ему //все царства// земли, если только Он ему поклонится. Однако двойной ответ Господа развеял все надежды дьявола. Дьявол соблазнил Адама пищей, от райской славы увел к месту греха, то есть в область, где находилось запретное древо, и обольстил жаждой обладания божественным именем, посулив, что он будет подобен богам. Таким образом, дьявол ополчается против Господа всей властью мира и предлагает своему Создателю обладание всей вселенной, чтобы, сохраняя порядок древнего обмана, теперь искусить жаждой власти Того, Кого он не соблазнил пищей и не сдвинул с места. Однако Господь Своим ответом перевел речь к достойному Его [разговору] о высшем, ибо сказал: **Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи**. Это был подобающий ответ на безрассудство дьявола, когда он услышал имя «сатана», обличающее его преступления, и узнал в человеке своего Господа Бога, Которому подобает поклонение. Действием этого ответа Господь преподал нам великолепный пример того, чтобы мы, презрев славу земной власти и отбросив жажду обладания мирскими [благами], помнили, что следует поклоняться одному только Богу и Господу, особенно когда почитание дьявола стало обычным делом всякого века. Итак, после этого бегства дьявола Христу //служили ангелы//, показывая, что после того, как дьявол побежден и обезглавлен нами, нам будут помогать и служить ангелы и небесные силы. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Это показывает и Давид, когда говорит о Господе так: //И язва не приблизится к жилищу твоему// [[old:ps:090:10|(Пс. 90:10)]], потому что никакой грех дьявольской язвы не смог приблизиться к телу Господа. Итак, Господь выдержал искушение врага, чтобы человеку доставить победу, а дьявола посрамить, как Давид прежде предсказывал, говоря: //Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем// [[old:ps:103:26|(Пс. 103:26)]]. И еще: //И смирит притеснителя// [[old:ps:071:04|(Пс. 71:4)]]. И еще: //Ты сокрушил голову левиафана в воде// [[old:ps:073:13|(Пс. 73:13-14)]]. Господь прежде, в Книге Иова, говорил, что этот левиафан в искушении будет посрамлен и обманут: //Можешь ли ты удою вытащить левиафана?// [[old:iov:40:20|(Иов. 40:20)]]. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда говорит ему Иисус: Иди [vade], сатана, ибо написано** Вопреки мнению многих, сатана и апостол Петр осуждаются не одним и тем же выражением. Действительно, Петру говорится: //"Иди за Мной [vade retro me], сатана"//, то есть ты, противящийся Моей воле, следуй за Мной; а дьявол слышит: **иди, сатана**, но ему не говорится: //за Мной//, чтобы подразумевалось - «Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим». **Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи** [[old:vtor:06:13|(Втор. 6:13)]] Дьявол, говорящий Спасителю: //Если, пав, поклонишься Мне//, в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: //"все это дам Тебе"//, якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши** И это написано во Второзаконии [[old:vtor:06:13|(6:13)]]. Обрати внимание на то, что в первых искушениях Он терпеливо отвечал; но когда заметил, что тот бесстыдно ищет себе божеского поклонения и требует божеской чести, тогда упрекнул его, говоря: **отойди, сатано**, – т.е. удались, противник. Лука написал: //иди за Мною, сатано// [[new:lk:04:08|(Лк. 4:8)]], т.е. удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидим. И не удержался Христос от изобличения во лжи того, который говорит, что ему передан весь мир, но отразил его Писанием. И бичом для лукавого стал Его упрек, потому что больше он уже не перенес (ελαρτερησε). Почему Матфей последним записал искушение любостяжания, а Лука – тщеславия? Потому что Матфей заботился о порядке искушений, а Лука только о повествовании. Чему же нас поучают искушения Спасителя? Никогда не верить врагу, даже в том случае, если он советует полезное что-нибудь и необходимое, потому что он льстит полезным, а оканчивает злым; ни ради голода, ни ради другой подобной нужды не исполнять воли демона, но прибегать к Богу; не искушать Бога и не обращать внимания на дьявола, ищущего знамений, потому что он ищет их, скрыв под ними свое коварство. Некоторые говорят, что дьявол показал Христу все царства мира и славу их не посредством восприятия внешних чувств – местно, а в представлении – описательно. Говорят это потому, что написано, что он показал это //во мгновении времени//. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** **«Тогда говорит»** и пр.: это более дерзкое искушение, чем два первые, Господь опять отражает словами Писания, но предварительно всемогущим словом своим повелевает искусителю прекратите свои искушения: **«отойди** (прочь) **от Меня, сатана»**! — **«Написано»**: во [[old:vtor:06:13|Втор. 6:13]]. Моисей увещевает в этом месте народ еврейский не следовать, когда он взойдет в обладание Палестиною, богам тех народов, которые будут жить вокруг него, т.е. языческим богам, ибо одному только Иегове — истинному богу — подобает божеское поклонение, и никому другому. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** **Иди за Мною** (отойди от Меня), **сатано** и пр. Повелевая диаволу прекратить искушения , последнее из них Господь опять отражает писанием из книги Второзакония [[old:vtor:06:13|(6, 13)]], где Моисей убеждает Евреев не служить богам тех народов, которые будут жить с ними в земле Обетованной; ибо Божеское поклонение должно воздавать только одному истинному Богу. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** [[new:lk:04:08|(Лк. 4:8)]]. Несмотря на краткость, слова Христа (особенно на греческом) дышат здесь энергией и силой. Ύπάγε на греч. сильнее, чем “//отойди//,” и значит: “прочь с Моих глаз”. Сила искушения вызвала окончательное и гневное удаление сатаны. Прибавка ὀπὶσω μου, что значит отойди назад от Меня, т.е. почти “следуй за Мною”, имеющаяся в некоторых, сравнительно неважных, кодексах и подтвержденная Иустином Мучеником (Dial. 103), Афанасием Александрийским, Златоустом, Феофилактом и другими, хотя, след., и очень древняя, считается, однако, вставкой из Матфея [[new:mf:16:20|16:20]]; [[new:mk:08:33|Мк. 8:33.]] Ориген прямо говорит, что ее не следует присоединять (χωρὶς τῆς ὀπίσω μου προσθήκης). Игнатий, Ириней, Иероним, Евсевий и др. ее выпускают. Ее нет в важнейших кодексах, Синайском и Ватиканском. Вероятнее всего, слова эти были опущены в первоначальном тексте. Это предположение подкрепляется тем, что подобные же слова Петру (с прибавкой ὀπίσω μου) не означают повеления ему отходить от Христа, а только — не становиться на Его пути и не препятствовать Его намерениям. Отсюда, если бы такое же повеление дано было и диаволу, то он не был бы отогнан, а или мог, или должен был следовать за Христом. Диавол отступил от Христа только до времени; но весьма невероятно, чтобы Христос мог дать повеление, чтобы диавол постоянно следовал за Ним. Текст в ответе Христа взят из [[old:vtor:06:13|Втор. 6:13]]. У LXX это место читается: “Господа Бога твоего будешь бояться и Ему одному служить”. Букв. с еврейского: “Господа Бога твоего бойся и Ему служи (будь рабом)”. Ввиду такой разности одни думают, что текст переведен в вольном переводе с еврейского, другие — взят у LXX с небольшими изменениями. Откуда действительно был заимствован текст, решить трудно. Вероятно из LXX. В Библии рассматриваемый текст приведен почти рядом с другим, указанным Христом во втором искушении, и имеет тот смысл, что Господу Богу должен был служить Израиль и Ему одному поклоняться. Следовательно, и в рассматриваемом месте Евангелия речь идет не об Иисусе Христе, а о Боге Отце, и смысл тот, что, вместо поклонения диаволу, Иисус Христос должен поклоняться Богу и служить Ему. Но в переносном и отраженном смысле слова эти могли иметь отношение и к диаволу. Спаситель говорит ему как бы так: ты искушаешь Меня поклониться тебе и служить; но ты сам должен поклоняться Богу и служить Ему. А так как перед диаволом был Бог, равный Отцу и Духу по существу, то слова Христа могут иметь и такой смысл: вместо того, чтобы Мне поклоняться и служить тебе, ты сам должен поклоняться и служить Мне. Блаж. Иероним, в своем толковании, кратко и ясно выражает эту мысль: “диавол, говорящий Спасителю: если, падши, поклонишься мне, слышит противоположное, что ему самому должно более поклоняться Ему, как своему Господу и Богу”. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Третье искушение — искушение властью. В наши дни едва ли нужно еще доказывать весь ужас, всю страшную силу этого искушения, которое в каком-то смысле соединяет в себе все остальные и являет в чистом виде власть диавола над миром. Ведь подумать только: даже сейчас, в так называемое мирное время сотни и тысячи людей гибнут ежегодно ради стремления одних властвовать над другими. И нет в мире ничего страшнее этой неутолимой потребности хоть над кем-то, над чем-то властвовать, не останавливаясь перед любым насилием и жестокостью. На это искушение Христос отвечает: **Господу Богу** ... **одному служи**. И этим утверждает, что только в служении высшему, в предании себя Благому Богу преодолевается страшное порабощение, искушение властью. Христос пришел освободить нас от этого рабства дьявольским искушением, дать нам силу всегда их преодолевать. **//Беседы на радио "Свобода". Три искушения.//** ===== Троицкие листки ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Но не знал он, всегубитель, с Кем имел теперь дело, не знал, что перед лицом Сына Божия он хулит Бога Отца. И Господь Иисус более не потерпел такого ужасного богохульства: **Тогда Иисус говорит ему**, говорит все тем же спокойным, но в то же время и Божественно властным словом Своим: **отойди от Меня**, отойди прочь от Меня, **сатана**, противник Божий! И Свое Божественное повеление подтвердил словом Писания: **ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** ([[old:vtor:06:13|Втор. 6:13]]). Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи** Господь положил конец дьявольскому соблазнению, сказав: **Отойди от Меня, сатана**, чтобы он не шел дальше в своем соблазнении. Дьявол же (что вполне понятно, то есть как это можно осмыслить разумом) отступил не потому, что послушно внял повелению, но дьявола прогнала либо сама Божественность Христа, либо бывший в Нем Святой Дух. И это особенно подает нам утешение, ибо дьявол искушает Божиих людей не столько, сколько хочет, а лишь пока ему дозволяет это Христос или Дух Святой, Который в них. [<10>]