[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание. Из его слов видно, что это призвание было уже второе, — о чем можно заключить из многих признаков. Именно, у Иоанна говорится, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн еще не был посажен в темницу; а здесь — что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра [[new:in:01:41|(Ин. 1:41-42)]], а здесь обоих сам Христос. Притом Иоанн говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: //"ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр"// [[new:in:01:42|(Ин. 1:42)]]. А Матфей утверждает, что Симон уже назывался этим именем; именно он говорит: //"видел Симона называемого Петром"// [[new:mf:04:18|(Мф. 4:18)]]. То же показывает и самое место, откуда они были призваны, и многие другие обстоятельства, — например, и то, что они легко послушались Его, и то, что оставили все: значит, они еще прежде были хорошо приготовлены к этому. И действительно, из Иоаннова повествования видно, что Андрей приходил в дом к Иисусу и слышал от Него многое [[new:in:01:39|(Ин. 1:39)]]; здесь же видим, что они, услышав одно только слово, тотчас за Ним последовали. Вероятно, что они, сначала последовав за Иисусом, потом оставили Его, и увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе. Вот самый лучший образ ловли. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 14-я.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** Здесь они показали себя истинными сыновьями Авраама, потому что подобным образом, услышав глас Божий, последовали за Спасителем. В самом деле, они тут же оставили земной промысел, чтобы собирать вечную прибыль, оставили земного отца, чтобы обрести Отца Небесного, поэтому не без основания удостоились стать избранными. Итак, Господь избрал рыбаков, которые, сменив рыбацкий труд на лучший, от земной рыбной ловли обратились к небесной, чтобы из глубокой пучины заблуждения уловить для спасения человеческий род, подобно рыбам, как Сам Господь говорит им: **Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков**. Это же Он и раньше обещал, говоря через пророка Иеремию: //Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и будут охотиться на них//. Поэтому апостолов, как мы знаем, называли не только рыбаками, но и охотниками: рыбаками потому, что сетями евангельской проповеди они уловляют из мира всех верующих, а охотниками потому, что людей, бродящих в заблуждении этого мира, словно в лесу, и живущих по обычаю зверей, они ловят небесной охотой для спасения. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст 19-20 **И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним** Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но лишь работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их исполнены смирения и послушания воле Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их алчут и жаждут как можно большей истины и правды. Мы видим, что Андрей однажды уже оставил свои рыбацкие сети и последовал за Иоанном Предтечей, став его учеником. И как только Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Это живые души, ищущие все большей и большей правды Божией и Царства Божия. Потому Христос и повелевает им: идите за Мною. Таким же образом поступает Бог и со всеми нами. Он не хочет насильно гнать нас на путь спасения, но сначала предоставляет нам возможность самим, свободно и с помощью своей рассудительности, выбрать спасение или погибель. Однако когда Бог, видящий сердца наши, заметит, что сердца наши склоняются к пути добра, к пути спасения, тогда Он решительно привлекает нас на путь сей. Когда же сердца наши полностью уклоняются на путь погибели и зла, Бог оставляет нас, и сатана становится нашим господином. Так было и с Иудою-предателем. Когда сердце его полностью склонилось ко злу и выбрало мрачный путь погибели, Христос более и не пытался отвратить его с того пути; напротив, видя, что в Иуду вошел сатана, Господь сказал ему: что делаешь, делай скорее. Таким образом, ни в случае с Петром и Андреем, ни в случае с Иудою Господь ни в коей мере не ограничивает свободу человеческого самоопределения, но лишь после того как люди сердцем определились в выборе добра или зла, Он решительно говорит: Петру и Андрею – идите за Мною, а Иуде – что делаешь, делай скорее. И Я сделаю вас ловцами человеков. Это означает: как до сих пор вы сетями своими вылавливали рыб из глубины и тьмы вод морских, так отныне будете Мною и Моим Евангелием вылавливать людей из глубины и тьмы зла мира сего. Все благое останется в этих сетях, а все негодное или не сможет войти в эти сети, или выпадет из них. Услышав призыв Христов, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Видите, насколько сердца двух братьев сих уже определились в выборе добра? Они не вопрошают: «Куда ты нас зовешь? Чем мы будем питаться? И кто будет кормить наши семьи?» Они словно всю свою жизнь только и ждали, прислушиваясь: когда же прозвучит этот призыв? Простодушно, как дети, они возлагают все свои заботы на Бога, оставляют все и следуют призыву Христову. //**Беседы. Неделя вторая по Пятидесятнице. Евангелие о призвании апостолов.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** **И глагола има: грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком** В Вифлееме знаем мы колыбель Христову: а если будем искать колыбели христианства, то, кажется, найдем ее на берегу моря Галилейскаго. После Вифлеема и Египта в неславном Назарете, от младенчества до возраста мужа совершенна, почти безвестно жительствовал Сын Марии. Кроме ея, Иосифа, Симеона и, может быть, немногих других, никто не знал, что сей Иисус есть предвозвещенный Пророками Христос, что сей мнимый сын Иосифа есть истинный Единородный Сын Божий. В день крещения Иисуса во Иордане, Иоанн указал в Нем //Агнца Божия, вземлющаго грехи мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], или, без иносказания, Христа Спасителя мира, и глас Бога Отца с небес провозгласил земле Его возлюбленнаго Сына. В след за сим Андрей и Петр, Филипп и Нафанаил обрели и признали в Иисусе Христа Сына Божия, последовали за Ним, видели в Кане Галилейской начаток Его чудес, уверовали в Него: но, видно, еще мало поняли, к чему идет дело, и возвратились к своему наследственному делу – к рыболовству. Такова природа сынов Адамовых: она порывается возникнуть от чувственнаго к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух: но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается паки в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить, и дать ей постоянное духовное направление. Вот идет Он по берегу моря Галилейскаго. Петра и Андрея, Иакова и Иоанна застает занятых ловлею рыб и рыболовными сетями. Простирает на них Свою духовную мрежу – полновластное, пророчественное, творческое слово: **следуйте за Мною; Я сделаю вас ловцами человеков**. Сила сего слова тотчас оказалась: они бросили все, двое из них оставили даже отца, чтобы никогда уже не оставлять Иисуса Христа и дела, от Него на них возложеннаго. Теперь открылось намерение Христа, привлечь к Себе человеков, уловить, собрать, соединить некими узами, то есть, как Он изъяснился в последствии времени, //создать Церковь// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]] христианскую: и не только намерение открылось, но и самое дело началось; пoелику Он сам уловил четырех первых и знатнейших между будущими ловцами человеков. Так, можно сказать, рыболовное судно было колыбелью христианства, и Его повивальными пеленами – рыболовныя сети. Если бы я окружен был наиболее теми, которым богоизбранные ловцы человеков передали преемственно продолжение своего дела: то представил бы им в Петре, Андрее, Иакове, Иоанне, прекрасный и достоподражательный образец готовности последовать призванию Божию, безкорыстия, самоотвержения. Впрочем, в их примере заключено поучение и для всех. Если из Евангелия, из размышляющаго ума, из совести, откуда бы то ни было, слышишь ты голос, призывающий тебя к делу Божию, к делу веры, к делу добродетели, к молитве, к укрощению плоти, к отвержению суеты: и сей голос глубоко проникает твое сердце: ведай, что Христос невидимо мимоходит и взирает на тебя, и зовет тебя. Чем скорее и решительнее ты последуешь гласу Его: тем более благоугодишь Ему; тем большее получишь право на Его помощь. Но чем более невнимательным и косным себя окажешь: тем более удалишь от себя Призывающаго и надежду Его возвращения. Не возбранено тебе заниматься земными делами, для удовлетворения потребностям земной жизни, а есть и обязанность трудиться, и Божие повеление, да //в поте лица твоего снеси хлеб твой// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]: но берегись, чтобы не пренебречь дела небеснаго, вечнаго спасения души твоей, между тем как ты ловишь земную корысть, или чувственное наслаждение, или славу человеческую. Если бы даже отца земнаго, не внемлющаго истине и правде, оставить надлежало, чтобы исполнить волю Отца Небеснаго: не будь в недоумении, котораго предпочесть. Отец земный не приведет тебя на небо, если успеет уклонить тебя от пути Отца Небеснаго: напротив, Отец Небесный, чрез твое самоотвержение и повиновение воле Его, не только тебя приведет на небо, но и противляющагося отца твоего земнаго туда привлещи может твоею верою. Возвращаюсь к слову Господа о ловцах человеков. Когда Он, смотря на ловление рыб, по подобию сего, назначил Петра и прочих быть ловцами человеков: тогда чрез сие самое человеков назначил в ловитву, по подобию рыб. Не скажут ли на сие некоторые из нас: //Что есть притча сия?// [[new:lk:01:33|(Лк. 1:33)]] В какое море погружены мы, как рыбы? Для чего нужно нас ловить? Лучше ли нам быть уловленными во мрежу, более или менее стесняющую, нежели на свободе плавать в пространстве моря? Некоторое разрешение сих вопросов может быть не безполезно для того, чтобы мы не убегали от уловляющей мрежи Христовой, или уловленные не покушались из нея исторгнуться. Подобно рыбе в воде, как я уже отчасти заметил прежде, дух человека, в следствие первороднаго греха, погружен в плоти, в чувственности, в море житейском, в мире чувственном, который также поврежден от грехопадения Адамова, //во зле лежит//, обуревается как ветрами, //похотию плоти, похотию очес, гордостию житейскою// ([[new:1in:05:19|1 Ин. 5:19]]-[[new:1in:02:16|2:16]]). То воды скорбей доходят до души человека; то утопает он в удовольствиях; то волнуется страстями; то увлекается течением суеты, не находя покоя, и не познавая себя и своего назначения. Но, что всего хуже, во глубине моря житейскаго кроется змий бездны, непрестанно алчущий поглотить человека, подобно как большая рыба малую. Из сего можно догадываться, для чего Христос хощет человеков уловлять в море житейском. Но более дает Он сие рузуметь, изъясняясь в другом случае тою же притчею: //подобно есть царствие небесное неводу, ввержену в море и от всякаго рода собравшу// [[new:mf:13:47|(Мф. 13:47)]]. Видите, что Он уловляет человеков для того, чтобы привлечь их в царствие небесное. Мрежею слова истины и спасительных заповедей Он объемлет их, собирает, ограждает, и благодатною силою крестною, при свободном послушании, влечет их, как из воды в воздух и на брег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от обуревания страстей к тишине безстрастия, от текущаго к постоянному, от тленнаго к нетленному, от временнаго к вечному, от земнаго к небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному царствию. После сего можно ли не сказать: счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовою и охотно следует ея влечению? Или, напротив, будет кто жаловаться, что тесно в Евангельском неводе? Не станем отрицать сего: ибо и сам Христос не только не отрицал, но и провозгласил, что //узкая врата и тесный путь вводяй в живот// [[new:mf:07:13|(Мф. 7:13)]]. Но помысли жалующийся на тесноту пути Христова, будет ли тебе просторнее, если, уклонясь от мрежи Евангельской, или вырвавшись из нея, немногие дни поиграешь на просторе моря житейскаго, а потом впадешь на веки в челюсти глубиннаго змия? Помысли, что тесная мрежа Христова влечет тебя к безпредельному пространству райскому и небесному, пред которым сей, простором тебя прельщающий, мир теснее и хуже рыбарской мрежи. Помысли, что и у мира много своих сетей, которыми он тебя ловит, и теснит, и губит. Если в нем иногда просторно для плоти: то тем более тесно для духа. Напротив того, во мреже Евангельской если несколько и тесно для плоти: за-то в то же время пространно для духа, поколику Евангельскими заповедями обузданная и укрощенная плоть не препятствует духу, из вод чувственности возлетать к воздуху небесному. «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную!» Тропарь Пятидесятницы. Для нас же, братия, в особенности, благословен во Христе ловец Христов Андрей Первозванный, на горах Днепровских положивший удицу Креста в залог и предзнаменование, что ею после будет уловлен Равноапостольный Владимир и его народ. Благословенна и память Равноапостольнаго Владимира, который уловил Христу сперва Киевлян, а потом и всех Россиян, и оставил образ Благочестивейшим Самодержцам нашим, чтобы споспешествовать делу ловцев духовных, и первое благо своего народа полагать в благочестии христианском. Да благословится и благочестивая ревность и благотворная власть ныне Божиею милостию царствующаго Самодержца нашего Николая Павловича, Который не только в своем царствии распространению и утверждению царствия Христова споспешествует, и благоуправленными ловцами новыя ловитвы Христу приносит, но и за пределами отечества, там, где мятущиеся народы, расторгнув мрежу Христову, расторгли узы повиновения и человеческой законной власти, к возстановлению богоучрежденнаго порядка Богом призванный, действует рукою крепкою и мышцею высокою. Да зрит и каждый в сии благословенные следы. Кто призван продолжать подвиг ловцев духовных: да не нерадит привлекать ко Христу души словом истины, а не увлекаемыя словом – «пленять» добрым «житием» и молитвою. Всякий же без изъятия да не нерадит уразуметь и стяжать высокое благо – быть ловитвою Христовою. Да ограничиваем добровольно наши дела, желания, помышления, стремления мрежею заповедей Евангельских. Да следуем влечению благодати с верою и любовию; дабы наконец, когда //невод// Христов //исполнится// предуставленным числом спасаемых, и //извлечется на край// времен, могли мы обрестись //доброю// ловитвою и быть собраны //в сосуды// [[new:mf:13:48|(Мф. 13:48)]] небесные и погружены в море света и блаженства вечнаго. Аминь. //**256. Беседа в неделю вторую по Пятдесятнице и в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорена в Успенском соборе Июля 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** См. Толкование на [[new:mf:04:18#prp_efrem_sirin|Мф. 4:18]] =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение IV.// Почему по-разному излагают евангелисты призвание апостолов? Ибо Матфей говорит, что Господь изрёк: **«Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей»** [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]]. Лука же написал, что после рыбной ловли Господь изрёк Петру: //«Отныне будешь уловлять людей»// [[new:lk:05:10|(Лк. 5:10)]]. Иоанн же по-иному [[new:in:01:39|(Ин. 1:39)]]. //Разъяснение.// Каждое призвание истинно, [но] произошло в разное время. Ибо словами Андрея приведён Пётр и пришёл ко Господу и, услышав от Него: //«Ты будешь называться Кифа»// и прочее [[new:in:01:42|(Ин. 1:42)]], вновь рыбачьей лодке отдавал своё время. Затем, как и Матфей считает, когда чинили сети [[new:mf:04:21|(Мф. 4:121)]], он и Андрей, Иаков и Иоанн Христом были призваны. Потом, как Лука повествует, после рыбной ловли, испытав на деле силу Его и ужаса исполнившись [[new:lk:05:09|(Лк. 5:9)]], всецело Ему последовали. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **// «Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** **Сделаю вас ловцами человеков**. Хорошие ловцы – апостолы Христовы. Всю вселенную уловили в свой невод. Правда, апостолам стоила эта ловля многих трудов, и даже голов их; но было за что потрудиться, было за что и головы положить: они собирали плод не в этот привременный живот, а в вечный живот, да и сами, презрев жизнь свою в этой жизни, сохранили ее в животе вечном; //жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную// [[new:in:04:36|(Ин. 4,36)]]; //ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную// [[new:in:12:25|(Ин. 12,25)]] – говорит Господь наш Иисус Христос. Да, чудные ловцы! Чудная ловля! Вечный Ловец уловил земных ловцов в Свою блаженную вечность; а призванные Им ловцы уловили туда же братию свою – человеков, исхитивши их из уст мысленнаго волка – диавола, погубляющего нерадивых в бездне своей. За то вечная слава и ловцам, и уловленным, вечный покой тем и другим. Но ведь и мы, братия, попали в апостольский невод. Что же будет нам? Неотменно ли все мы будем в Царстве Небесном? – Под большим сомнением. Так сказать надобно, что добрые и благочестивые христиане будут приняты в Царство Небесное, а злые будут извержены вон, во тьму кромешную. На каком это основании я говорю? – на основании слов Самого Спасителя; а Его слово – все равно что самое дело. Вот что Он говорит: //подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов// [[new:mf:13:47|(Мф. 13,47–50)]]. Видите, братия, что ожидает весьма многих из нас: выбросят вон из апостольского или церковного невода и ввергнут в печь огненную. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** См. Толкование на [[new:mf:04:17#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 4:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-20 **Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним** Смотри, какими послушными людьми были они,- тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** См. Толкование на [[new:mf:04:18#evfimij_zigaben|Мф. 4:18]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** **«Ловцами людей»**: Проповедниками учения, которое будет уловлять людей и привлекать их ко Христу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** Это уже было второе призвание Петра и Андрея к апостольскому служению. О первом читается в [[new:in:01:40|Ин. 1, 40-42]]. Там повествуется, что св. Андрей из учеников Предтечи сделался учеником Христовым. Он первый последовал за Христом, отчего и назван первозванным. Он привел к Иисусу Христу брата своего Симона, которого Господь переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с Иисусом Христом. Хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным. **Сотворю вы ловца человеком** (Я сделаю вас ловцами человеков), т.е. проповедниками учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе; так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Христу (чит. [[new:lk:05:10|10 ст. 5 гл.]] Ев. Лк.). **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** (Почти буквально [[new:mk:01:17|Мк. 1:17)]]. Нескольких слов было теперь достаточно, чтобы ученики пошли за Спасителем. Идите за Мною — выражение это вполне соответствует еврейскому (леху ахара), которое по употреблению у евреев означало ученичество. Спаситель говорил: идите за Мною, т.е. будьте Моими спутниками и учениками. //И сделаю вас ловцами человеков:// Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле; вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков**. Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это — Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков** **И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков**. То есть сделаю вас учителями, чтобы сетью слова Божьего вы уловляли людей в этом лживом мире, полном бурь и волнений, неустойчивом и неверном, всегда исполненном опасностей и ни для кого не надежном, где люди не ходят, а принуждены носиться, словно против воли. Ведь дьявол в своей ярости, изобретая для людей множество страстей, обманывает их, будто исполнит все, что они пожелают, и с радостью подталкивает к дурным поступкам, чтобы люди поедали друг друга, как бывает у рыб, когда более сильные пожирают более слабых; чтобы люди, придя в плодоносную землю Тела Христова и став членами Его Тела, не жили на [той] плодоносной земле, на земле сладостной и всегда покойной, где нет сокрушительных бурь, разве что для испытания веры и приумножения терпения. Чтобы люди ходили, а не носились, чтобы не поедали друг друга, живя вместе, а поддерживали друг друга. Вот, [говорит Господь], Я даю вам в руки новое Евангелие и необычную сеть из различных речений и связных притч, дивных чудес и многообразных поучений, - сеть, сплетенную из многочисленных, будто проходящих по ней волнами туда и сюда повествований, связанную, словно крепчайшими узлами, угрозами суда и обетованиями блаженств и сверх того надежно скрепленную Божественным провидением и знанием скрытых помыслов, исповеданиями демонов и воскрешениями мертвых. Так [даю], чтобы, захватив разумных человеков, она могла в своих складках бережно сохранять этот улов в полной безопасности, чтобы уловленные ею никоим образом не могли случайно выскользнуть, словно бы сквозь некую лазейку, не замеченную Святым Духом, Который сплел эту сеть. [<10>]