[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:22 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** Подлинно, Царство Божие не имеет цены по оценке; но, впрочем, оно ценится во столько, сколько ты имеешь. Ибо для Закхея оно стоило половины имения, потому что другую половину он удержал для четверичного воздаяния того, что неправедно приобрел. Для Петра и Андрея оно стоило оставленных сетей и лодки, для вдовы стоило двух лепт, для другого стоило чаши холодной воды. Итак, Царство Божие, как мы сказали, стоит столько, сколько ты имеешь. //**Сорок бесед на Евангелия.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** И снова – не два царя, а два рыбака! Без царской короны на голове, но с царским сердцем в груди. Так Господь собирает жемчужины во тьме. Так Он избирает малых и немудрых, чтобы ими посрамить великих и мудрых; и бедных избирает Господь, чтобы посрамить богатых. Посмотрите, как бедны Иаков и Иоанн: они сами с отцом своим чинят сети! Но души их богаты алчбою и жаждою Бога; сердца их обращены к добру и – ждут. Потому, как только Христос позвал их, они тотчас оставили и свое занятие, и лодку, и отца, и сети и последовали за Ним. Во внутреннем смысле рыболов означает ловца благ духовных, сети – душу, море – мир сей, лодка – тело. Бросая сети в море, рыболовы эти ищут благ духовных, пищи духовной, или Царства Божия, простирая и погружая свою душу в глубины мира сего, чтобы где-нибудь уловить эти блага. Починка сетей означает их труд по исправлению своей души. То, что первые двое оставили свои сети и последовали за Христом, значит, что они оставили свои ветхие и грешные души и пошли за Христом, дабы Им обновиться, переродиться и обрести новую душу и новый дух. И еще это означает, что теперь они будут искать и ловить духовные блага не усилиями своей собственной души, но Христом, не своими силами, но силою Божией, не своим разумом, но Божественным откровением. А то, что двое других оставили лодку и отца своего, означает, что они оставили свое грешное тело и своего телесного отца, чтобы отныне заботиться о спасении души и идти в сретение Отцу своему Небесному как усыновленные по благодати Божией. //**Беседы. Неделя вторая по Пятидесятнице. Евангелие о призвании апостолов.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** **Она же абие оставльше корабль и отца своего, по Нем идоста** Евангелие показывает нам ныне, с какою властию Господь наш Иисус Христос призывал избранных к последованию за Ним, и в служение Апостольское; и, соответственно тому, с каким послушанием, и с какими пожертвованиями, они последовали Его призванию. Власть призывающаго являет в Нем силу Божественую: послушание призываемых вразумляет нас о долге Христианском. На берегу моря Галилейскаго четверо рыбаков занимались своим делом. Двое закидывали сети, начиная лов: другие двое, в другом месте, поправляли сети, видно, поврежденныя во время лова. Идет некто по берегу, и говорит двум первым: идите за Мною; и Я сделаю вас ловцами человеков. Петр и Андрей могли узнать в призывающем Того, Котораго Иоанн Креститель указал им на Иордане, и назвал //Агнцем Божиим// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]; и Который, при первой встрече с незнакомым Симоном, не только назвал его по имени, но и преднарек ему новое имя Петра, тогда не понятное и загадочное. Сии воспоминания должны были возбудить в Петре и Андрее почтительное внимание к словам призывающаго Иисуса. Но при сем нельзя было им не приметить и того, что призывающий был странник, безпомощный, не имеющий ни собственнаго дома, ни богатства, ни звания в обществе, почетнаго или начальственнаго. Как же вдруг пойти за Ним? Куда итти за человеком, который не имеет, где преклонить голову? Петр и Андрей имели какую нибудь хижину, имели лодку, сети, рыболовный промысл, и от того пропитание: как бросить сие, чтоб итти за тем, который и сего не имеет? – Но Он сделает //ловцами человеков// [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]]? – Что это значит? Как это возможно? Люди ловят людей в свою власть, подчиненность, зависимость, в свою волю, посредством предварительной власти над некоторыми людьми, посредством богатства, посредством разнообразнаго светскаго искусства, посредством сильных, богатых, образованных сообщников и единомышленников: ничего такого не имеют ни призывающий, ни призываемые быть ловцами человеков. Посему чего бы естественно должен был ожидать призывающий Иисус от Петра и Андрея? – если не решительнаго отказа, то нерешимости, раздумья, колебания и борьбы между порывами на зов необыкновенный и привязанностию к быту обыкновенному, между желанием и надеждою неизвестнаго великаго, и между опасением потерять известное малое, и не приобрести ничего. И что же напротив оказалось? – Решимость быстрая, готовность полная, последование зову неотсроченное ни на минуту. Петр и Андрей не остановились даже, чтобы передать свои рыболовныя сети, дабы оне без пользы не пропали, или не сделались добычею хищника. Они просто их бросили. //Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста//. Иисус идет далее по берегу, и подобным образом зовет других двух рыбарей, Иакова и Иоанна. Действие зова оказывается подобное прежнему, и, может быть, еще более удивительное. Из Евангельской истории не видно, чтобы Иаков и Иоанн так рано, и так благоприятно предварены были о Иисусе, как Андрей и Петр: тем более удивительно, что и те приняли зов Его также безпрекословно, как сии. Иаков и Иоанн, чтоб итти за Иисусом, должны были оставить то, что гораздо дороже рыболовных сетей, – оставить отца своего: но и сила сыновней любви, вместе с прочими противоборными чувствованиями и помышлениями естественными, не могли стоять против силы слова Иисусова: **она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста**. Что же это за сила, которая в немногих звуках слова Иисусова действует так внезапно, так неестественно, так победоносно над сильнейшими естественными привязанностями, чувствованиями, умопредставлениями? – По самому действию необходимо должно признать, что это сила вышеестественная, следственно Божественная, – сила слова Божия //живаго и действеннаго// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]], – //глагола, который не возвращается тощь// [[old:is:55:11|(Ис. 55:11)]] к изрекшему его, Слова, – которым //вся Быша// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. То же Слово, соприсносущное Богу Отцу, Которое в начале мира непостижимым, Божественным образом //рече, да будет свет: и бысть свет// [[old:gen:01:03|(Быт. 1:3)]], и вообще: //рече, и Быша: повеле и создашася// [[old:ps:032:09|(Пс. 32:9)]], теперь облекшись в одежду человеческаго естества, с тою же Божественною властию глаголет человеческим гласом, и глаголемое творится; тварь неудержимо никакими препятствиями устрояется и движется по гласу Творца; человек идет за Бого-человеком; рыбарь делается Апостолом. Из сказаннаго доселе усмотрим, братия, к нашему назиданию и утешению, сколь благодетельно для нашея веры Господь Иисус повсюду являет Божество Свое и спасительную силу Свою; сколь дивная сила обитает в Слове Его, исшедшем из уст Его; и сколь богатое сокровище Божественной и спасительной силы предано нам в наследие в словесах Господних, сложенных, как в некоей сокровищнице, в Святом Евангелии. Но при сих размышлениях о Божественном могуществе Слова Христова, надлежит принять в разсуждение и то, что сие Слово, всегда одинаково могущественное само в себе, неодинаково простирает Свое могущество на твари. Когда Оно глаголет твари, как твари: тогда она покорствует Ему необходимо. Так Иисус //запрети ветру, и рече морю: молчи, престани; и улеже ветр, и бысть тишина велия// [[new:mk:04:39|(Мк. 4:39)]]. Но когда Слово Божие глаголет твари, как существу разумному и свободному: тогда предоставляет ей свободно внять глаголемому, и принять спасительную силу и действие глагола. Так глаголал Господь Петру и Андрею: //грядита по Мне// [[new:mf:04:19|(Мф. 4:19)]]; и сим не только побуждал их следовать за Ним, но и давал им силу исполнить сие, и преодолеть все препятствия: однако не принуждал их, а предоставлял им свободно принять слово, и силу слова, повеление, и благодать исполнения. И потому, прославляя Божественную силу слова Христова, мы не должны оставить без замечания и человеческую в Апостолах добродетель послушания слову Христову. Как быстро подвиглась их свободная воля во след призывающаго слова Христова: **абие**, тотчас! Как верно за намерением последовало самое дело: **по Нем идоста!** Как безусловно всем для сего пожертвовано: **оставльша мрежи, – оставльша корабль и отца своего!** И вот, братия, и для нас пример, и указание общаго Христианскаго долга – послушания слову Христову, – послушания скораго, неуклоннаго, деятельнаго, никакими препятствиями не побеждаемаго, на все пожертвования готоваго. Ибо не одним Апостолам так могущественно глаголал Христос: но с тою же Божественною силою глаголет и всем Христианам, или желающим быть Христианами: покайтеся и веруйте; – бдите и молитеся; – будите милосерди; – да любите друг друга; – глаголет, и вместе подает благодать исполнения. Самое повеление итти за Иисусом, хотя не в том смысле, чтобы всем быть ловцами человеков, но чтобы самим быть уловленными во спасение, относится ко всем Христианам, как не трудно усмотреть из другаго изречения Его: //аще кто Мне служит, Мне да последствует// [[new:in:12:26|(Ин. 12:26)]]. Служить Христу, без сомнения, обязан каждый Христианин; следственно и последовать Ему должен каждый. Долг, котораго нарушение тем неизвинительнее, что дающий повеление, дает вместе и силу исполнять оное, только-что не принуждает. Испытаем себя, Христиане, и возбудим. Господь призывает нас, чтобы Ему служить, и Ему последовать, и куда последовать? – //Идеже есмь Аз//, – говорит Он, – //ту и слуга Мой будет// [[new:in:12:26|(Ин. 12:26)]]. Какую высокую цель Он указует нам! И Он же дает силу достигать оной. Что же мы? Может ли каждый из нас, не запинаемый совестию, сказать: //готово сердце мое, Боже, готово// [[old:ps:056:08|(Пс. 56:8)]]? Если и кажется в лучшия минуты наши, что душа наша //исходит в слово Его// [[old:pp:05:06|(Песн. 5:6)]]: идут ли также и дела наши во след Его повелений и заповедей? Мрежи земных забот, привязанностей, пристрастий, не опутывают ли наших ног, направляемых во след Господа? Видя истинный путь Господень, и слыша призывание на оный, не говорят ли некоторые: что же нам делать с нашими родителями, с нашими знакомыми, с нашими общественными связями, с нашими выгодами, которых нельзя взять с собою на сей путь? Да! //Узкий путь//: нельзя увлечь по нем за собою многаго. Но надобно вспомнить, что нет инаго пути за Христом, ко спасению, кроме узкаго, и что нельзя притти ко спасению, если не вступишь самым делом на истинный путь спасения. Если, не обманывая себя, желаешь спастися: то будь верным последователем Христа, по пути истинной веры Его и заповедей Его, и как можно, оставляй позади себя все, что не может, или не хочет, проходить с тобою путем тесным, но единым спасительным. Господи, в силе Слова Твоего посли нам благодать последования Тебе! //Влецы// нас //в след Тебе, в воню мира Твоего течем// [[old:pp:01:03|(Песн. 1:3)]]. Аминь. //**125. Слово в неделю вторую по Пятьдесятнице. По указателю в Чтениях Общ. Люб. Дух. Просв. значится произнесенным в Чудове монастыре, мая 31 дня 1836 г. (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1836 год**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** Зеведей, по-видимому, не уверовал, и потому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца: тогда, когда он преграждает путь к добродетели и благочестию. Сыновья Зеведея, увидев, что первые (братья Симон и Андрей) последовали за Христом, тотчас, подражая им, и сами пошли за Ним. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** См. Толкование на [[new:mf:04:21#evfimij_zigaben|Мф.4:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** [[new:mk:01:20|(Мк. 1:20)]]. Златоуст и Феофилакт ставят поступок братьев примером для лиц, следующих и желающих следовать за Христом, оставляющих ради этого имущество и родных. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним**. Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: //идите за Мною// [[new:mk:01:17|(Мк. 1:17)]]; но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, — замечает блаженный Феофилакт, — когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой. Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами — рыболовные сети.  //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним** Смотри, говорится, что Петр и Андрей оставили //сети//, а Иаков и Иоанн - **отца и лодку**. Ибо всякий, кто идет ко Христу должен оставить главным образом три [вещи]: дела плоти, мирское имущество и родителей по плоти. Оставление рыболовных сетей означает оставление плотских дел, лодки - имущества, отца - всех родителей. И смотри, сначала сети, затем лодка, а потом отец. Ибо сначала подобает оставить мирские дела, ведь именно они вредят духовным делам. Во-вторых, имущество, ибо не столь вредно иметь что-либо в миру, как делать, хотя и обладание чем-либо также приносит вред. В последнюю очередь - родителей, которые также приносят вред, хотя и меньший, чем богатство или дела сего века. Следовательно, они оставили лодку, чтобы стать кормчими корабля Церкви; оставили сети, чтобы доставлять уже не рыб для града земного, а человеков для града небесного; оставили одного отца, чтобы сделаться родителями всего духовного. [<10>]