[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **уча на сонмищах их** Христос учит явно и с дерзновением, дабы веровали, что не противно Закону то, чему учит Он. А этим Он наиболее и раздражал против себя иудеев. **//Из Бесед на Евангелие от Матфея.//** ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** Исайя прежде предвозвещал это, говоря: //Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни// [[old:is:53:04|(Ис. 53:4)]]. Ибо для того пришел учитель жизни и небесный врач Господь Христос, чтобы Своими наставлениями научить людей жизни и излечить небесным врачеванием болезни тела и души, чтобы освободить захваченные дьяволом тела и изнуренных разными недугами возвратить к истинному и крепкому здоровью. Ибо телесные болезни Он лечит словом божественной силы, а душевные недуги - врачеванием небесного учения. Давид ясно показывает, что эти душевные раны излечивает один только Бог: //Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его//. И добавляет: //Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои// [[old:ps:102:02|(Пс. 102:2-3)]]. Итак, истинный и совершенный врач есть тот, кто дает телесное здоровье и возвращает душевное спасение, - наш Господь и Спаситель. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Николай Сербский ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** После тридцати лет уединенной жизни Господь наш Иисус Христос теперь начинает Свое Божественное служение, и начинает ревностно и решительно. На сие указывают слова: ходил по всей Галилее. Его служение заключалось в толковании ветхого, в проповеди нового и в том, чтобы подтверждать и то, и другое чудесами, исцеляя людей. Закон был дан чрез Моисея и пророков, и он был засвидетельствован многими чудесами, дабы люди уверовали, что закон сей – от Бога. Но толкователи закона, помрачив душу свою грехом, полностью помрачили и смысл этого закона. Оттого ветхозаветный закон сей сделался мертвым и как бы не существующим. Ныне Господь наш Иисус Христос, пречистый и безгрешный, являет Себя как единый истинный Законник и подлинный Толкователь того первого закона. Он толкует смысл его и открывает дух его, закрытый для грешников. Теперь Он является Толкователем Духа, как позднее Дух будет Его Толкователем. Он не отвергает ветхозаветного закона Божия – как Он может его отвергнуть, когда Он Сам и дал его? Но на основании его истинного духовного и пророческого смысла Он дает теперь новый закон спасения, проповедуя Благую Весть о Царствии. Ветхозаветный закон подобен доброй и плодородной земле, которую люди настолько запустили, что лице ее полностью скрылось под терниями и волчцами, посеянными людьми, то есть лжеименными толкователями. Так, что всякий отвращал очи свои и сердце свое от сей запущенной земли. Ныне Господь перепахивает эту землю и сеет новое семя. И люди смотрят на Него со страхом и удивлением. И как ветхозаветный закон был засвидетельствован многими Божественными чудесами, так и сей новый закон Господь наш Иисус Христос как Законодатель засвидетельствовал многими чудесами. Чудеса те совершены не для праздного и тщеславного показа своей силы, но для того, чтобы принести людям истинную пользу. Все они состоят в исцелении телесных и душевных болезней и немощей человеческих. Ибо Господь посетил нас не как чародей, а как Друг и Врач. Все вы, алчущие и жаждущие правды и любви Божией, тщетно ловящие эту правду и любовь своими душами, словно сетями, в море мира сего, услышьте глас Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он призывает вас, как некогда призывал рыболовов близ моря Галилейского: идите за Мною. И, услышав глас этот, не медлите ни минуты, но тотчас оставьте все свои старые усилия и всю свою старую любовь и последуйте за Ним. Он – единственный ваш Друг и Врач; все прочие, находящиеся вне Его, суть или невежды, или шарлатаны. Он призывает вас ни как царей, ни как пастухов, ни как богачей, ни как бедняков, ни как ученых, ни как необразованных, но как людей, исполненных болезней и немощей. Причина болезней и немощей наших – грех. Посему припадите ко Господу нашему Иисусу Христу и возопите к Нему, как некогда многочисленные болящие и немощные: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Прости мне, Господи, прости бесчисленные мои согрешения. Очисти меня силою Твоею, напитай меня животворящим хлебом Твоим, глубоко войди в меня, как свежий и чистый воздух в душную комнату, и я буду здрав, и я буду здрав и жив! Да прославится так Господь в крепости души нашей и чистоте тела, со Отцем и Святым Духом – Троица Единосущная и Нераздельная, помощью и молитвами святых апостолов Христовых, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. //**Беседы. Неделя вторая по Пятидесятнице. Евангелие о призвании апостолов.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** **И прохождаше всю Галлилею Иисус, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех** Иисус проходит всю Галилею, ходит по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собираются к Учителю, как имеющие в Нем нужду: но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление: Врач ищет болящих, дабы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он, //Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити// [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]]. Если Он, Господь всех, с таким попечением служит рабам Своим: кольми паче мы, рабы Его, должны служить друг другу, кто чем может ради Господа. О! если бы и сие малое по сей области хождение, в котором и до вас, братие, мы достигли, – о! если бы оно было не праздным путешествием, но по благодати Божией, служением для вас полезным и Господу, пример на сие подавшему, благоугодным. Под руководством собственного слова Его, скажем нечто теперь о проповеданном от Него **Евангелии царствия**, во уврачевание душ наших. **И прохождаше всю Галилею Иисус, уча на сонмищих их, и проповедая Евангелие царствия**. Пoелику Святый Евангелист Матфей не пересказывает здесь слов, которыми Господь проповедывал, то некоторые могут недоумевать и спрашивать: что за проповедь то была? Что значит **Евангелие царствия?** При внимательном рассматривании повествования Евангельского, нетрудно удостовериться, что Евангелист говорит в приведенных нами словах о Евангелии царствия, кратко, без объяснения в чем оно состояло, полагая сие уже известным из его повествования; ибо, действительно, уже написал он выше те самые слова, которыми Господь проповедывал Евангелие царствия. //Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное// [[new:mf:04:17|(Мф. 4:17)]]. Из сего видно, что проповеданное Иисус Христом Евангелие царствия имело два предмета: во первых, возвестить приближение царствия небеснаго; во вторых, побудить к покаянию. Опять представляется недоумение, опять рождается вопрос: что такое //царство небесное//? что такое //приближение// царства небесного? Дабы разрешить сие, надлежит привести на мысль, что Иудеи, к которым говорил о сем Господь, были люди мало способные к прямому разумению вещей духовных, а более преклонные к чувственным. Сие говорю, не уничижая народ Божий: ибо другие народы, ему современные, были еще глубже погружены в чувственность. Но таково было свойство времени ветхого завета, и возраст рода человеческого в то время, что Сам Бог благоволил действовать на сердца человеческие наиболее обетованием чувственных благословений, как-то: долгоденствия, многочадия, земли текущей медом и млеком, и представлением духовного ведения и духовного Богопочтения в чувственных образах и обрядах. Усмотрев чувственное исполнение обетований Божиих в сильном царстве Давида и в мирном царстве Соломона, потом быв пленены, и, после возвращения из плена, оставлены без царей, среди врагов, Иудеи никакого блаженства не могли вообразить так живо, как блаженство иметь собственное царство, собственного царя. Посему, дабы понятным и занимательным для них образом говорить о спасении, о блаженстве, надлежало говорить им о царстве. Но как они видели, понимали только блаженство царства земного, и земного же царства ожидали для блаженства: то, исправляя и возвышая их понятие, Божественный Проповедник говорил им о //царстве небесном//. Итак, //царство небесное// то же значит, что иначе мы называем душевным спасением и блаженством. Что сказал Божественный Учитель в сих словах: //приближися бо царство небесное//, то же самое сказал один из ревностнейших учеников Его в следующих словах: //ныне... ближайшее нам спасение// [[new:rim:13:11|(Рим. 13:11)]]. //Приближение// царствия небесного, проповеданного Господом нашим, не иное что значило, как приближение Царя сего царства, явление Его на земли; также и у Апостола //ближайшее ...спасение// значит преимущественную близость Спасителя, с Его спасительными действиями. Так ли, например, как для Апостолов, близко было царство небесное и спасение для Авраама, когда не только Царь и Спаситель наш еще не явился на земли, но даже теней и гаданий о Нем не представляли ни закон, ни Пророки? Потому, когда из такой дали времен //увидел// Авраам очами веры //день Христов//, и увидел так ясно, что //возрадовася// [[new:in:08:56|(Ин. 8:56)]], вера сия так уважена, что ему наречено великое имя //отца верующих// [[old:gen:17:05|(Быт. 17:5)]] - //но будет имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя//. Напротив того, как близко было царство небесное и спасение, например, для Апостола Павла, когда он в отверстых небесах увидел Господа, и собственным гласом Его с пути погибели обращен на путь спасения. //Приближися... царство небесное//, взывает Божественный Проповедник: блаженство, потерю которого вы оплакиваете, и которое жаждете возвратить, не то, которое вы имели во Иерусалиме и в Давиде, и паки думаете иметь в царстве и царе земном; вы сами не понимаете, чего не достает сердцу вашему, и к чему оно стремится сильным, но темным желанием; истинное блаженство есть то, которым вы обладали, и которое утратили в раю и во Адаме грехопадением; и сие блаженство, которого так долго не имели и не знали в мире потому, что //вси... согрешиша, и лишени суть славы Божия// [[new:rim:03:23|(Римл. 3:23)]], сие царство, не земное, а небесное, которого не видали на земле, потому что с тех пор, как //грех в мир вниде, и грехом смерть, царствова смерть ...и над несогрешившими по подобию преступления Адамова// ([[new:rim:05:12|Рим. 5:12]], [[new:rim:05:14|14]]), сие //спасение//, которого тень одну представлял закон Моисеев, о котором столь долго изыскивали и испытывали Пророки [[new:1pet:01:10|(1 Пет. 1:10)]], готово теперь открыться в истине и силе; уже Царь Небесный призывает и собирает сынов царствия, прошед чрез крест и смерть, в воскресении получает Он всякую власть на небеси и на земли, и, вознесшись на небо, уже //посаждает// с Собою //на небесах// [[new:ef:01:20|(Еф. 1:20)]] таких людей, которые ходят еще телом по земли, но которых по духу житие на небесех есть. //Приближися... царство небесное//. Из сего приближения царства небесного, Божественный Наставник извлекает то заключение, что должно покаяться. //Покайтеся, приближися бо царство небесное//. Покаяться значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежния желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и восприять новые мысли, а следственно и желания и дела. Подлинно, надлежало покаяться Иудеям, когда приближалось царство небесное, когда явился между ими Спаситель мира. Они думали о царстве земном, а им возвещается царство небесное: надобно переменить мысли земные на небесные. Они, как блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им проповедуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради: надобно переменить желания чувственные и страстные на духовные и бесстрастные. Они слегка и наружно исполняли принятые обряды набожности, а оставляли //вящшая закона, суд и милость и веру// [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23)]], и хваляся законом, //преступлением закона//, – как обличает их Апостол, – //Бога безчествовали// [[new:rim:02:23|(Рим. 2:23)]]: надобно было переменить дела лицемерно благовидные, или явно беззаконные на дела внутренно добрые и чистые, и начать новую жизнь, которою бы Бог прославлялся в душах и телесех. Так должно разуметь проповедь Господню о приближении царства небесного, в отношении к первоначальным ее слушателям – Иудеям. Но и мы, братия, не находимся ли между слушателями сей Божественной проповеди? Не взывает ли Господь и к нам ныне в Евангелии: //покайтеся, приближися бо царство небесное//? Иудеи большею частию не вняли проповеди Господней, и ветхий Иерусалим, //понеже не разумел ...времене посещения// Его [[new:lk:19:44|(Лк. 19:44)]], разрушился у самаго основания царства небесного. И вы //блюдитеся, ...како слышите// [[new:lk:08:18|(Лк. 8:18)]]. Дни земные приходят и проходят, и вечное царство небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приближилось и открылось уже давно чрез спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, чрез Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, чрез обильное излияние Святого Духа на Апостолов, чрез распространение христианской веры во все концы вселенной, – чрез что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками царства небесного. Приближается новое более торжественное откровение царства небесного, как царство славы и блаженства. Предреченные Господом знамения времен указывают сие великое событие со дня на день ближе. //Востанет//, сказал Он, //язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем// [[new:mf:24:07|(Мф. 24:7-8)]]. Сколько раз уже являлось сие начало последних времен! Как грозно было сие знамение между прочим и в сей самой области, во дни наши! //За умножение беззакония//, – говорил еще Господь, – //изсякнет любы многих// [[new:mf:24:12|(Мф. 24:12)]]. О, как беззаконие умножается! О, как возлюбленная любовь иссякает. //И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней// [[new:mf:24:14|(Мф. 24:14)]], предрекал Он еще; и оно проповедано и проповедуется. Что далее? И //тогда приидет кончина// [[new:mf:24:14|(Мф. 24:14)]]. Когда? Я не знаю; не знают //ни Ангели// на небеси [[new:mf:24:36|(Мф. 24:36)]]: но знаю, и вам сказано, и теперь напоминается, что кончина приидет точно в такой час, как нынешний, в который о том не знают и не полагают, чтобы то был час кончины, который, как сеть рыбу, захватит живущих на земле; знаю и не трудно всякому понять, что если время за тысячу восемьсот лет до нашего называлось уже //кончиною лета//, то наши дни, конечно, еще ниже висят на конце веков, над бездною вечности; знаю, что Тот, Который проповедывал во Иудеи и в Галилее, что //приближися... царство небесное//, вновь подтверждает в Иоанновом Откровении: //время близ//, и даже клянется: //ей! гряду скоро// ([[new:otkr:22:10|Откр. 22:10]], [[new:otkr:22:20|20]]). Покаемся братия и принесем плод достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, то есть, час ожидаемого пришествия Христова и великого суда, или час смерти, за которым также ничего не видно далее, как суд, – пока сей великий час не постиг нас беспечных, как потоп современников Ноя, как огнь и жупел сограждан Лота. Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть пред служителем алтаря, но на все последующее время жизни. Покаемся, и не только дела злые оставим, что и неверующие частию делают, избегая осуждения от человеков, но и сердца от страстей и похотей очистим, и помышления исправим, да будем благоугодны Испытующему сердца и утробы. Не будем обеспечивать себя во грехах наших тем, что много подобных нам грешников, или и все грешны; может быть, те, которые кажутся нам по внешности подобными нам грешниками, много успели во внутреннем сердечном покаянии и в тайных добродетелях; притом, несмотря ни на какое число, //потребит... Господь вся делающия беззаконие// [[old:ps:100:08|(Пс. 100:8)]]! Но да сохранит Он нас от сего страшного жребия, и покаянием истинным да введет в царство небесное, дабы блаженствовать в Нем, и славословить Его во веки. Аминь. //**462. Слово в неделю вторую по Пятидесятнице, при посещении города Можайска (Говорено 8 июня). 1824**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя евангелие Царствия** Ходит в синагоги еврейские для того, чтобы показать, что Он не противник закона. **исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** Знамениями начинает для того, чтобы поверили тому, о чем Он учит. Недуг - это долговременное злострадание, немощь же - непродолжительное нарушение правильной жизни тела. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И прохождаше всю Галилею Иисус, учя на сонмищих их** **Прохождаше** вместо: обходил. Учил Он в синагогах, частью чтобы больше привлечь, частью чтобы никто не мог сказать, что, уча тайно необразованных, Он обольщал их, так как боялся учить открыто. **и проповедая Евангелие Царствия** Марк написал: //Царствия Божия// [[new:mk:01:14|(Мк. 1:14)]]. Евангелие Царствия Божия, т.е. Новый Завет, как учащий о Царстве Божием, или как вводящий в Царство Божие повинующихся Ему. **изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех** **Недуг** (νοσος – болезнь) есть продолжительное нарушение состояния тела, – а **язя** (μαλακια – немощь) есть начало телесного расслабления, предвестник болезни. Так бывает по отношению к телу. По отношению к душе болезнь (недуг) есть действие греховное,– а немощь (язя) есть расслабление рассудка, согласившегося на это действие. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** **«Уча в синагогах»**: синагога — здание для религиозных собраний иудеев. Их происхождение в точности неизвестно. Богослужение и жертвоприношения у иудеев по закону должны были совершаться в одном месте, где была скиния, а потом в Иерусалиме, где был единственный храм истинному Богу, куда обязан был ходить каждый еврей по крайней мере раз в год. Во время плена вавилонского (см. прим. к [[new:mf:01:11|Мф. 1:11]]), когда иудеи жили вдали от своей земли и храма не было, могла особенно сильно почувствоваться нужда в частных местах нарочитых религиозных собраний, в которых можно было бы по крайней мере заниматься чтением закона и общественною молитвою, если нельзя было совершать жертвоприношений. К этому-то времени, со всею вероятностью, надобно относить происхождение синагог. По возвращении из плена и по построении храма вошло в обычай совершать отдельные части богослужения или частное богослужение и не в храме, а и в других местах, при затруднительности путешествий в Иерусалим, тем более, что и древле воспевались песнопения во славу Божию в школах пророческих, и кто желал — присоединялся к сонмам пророков, во дни суббот и новолуний, возносить хвалу Иегове [[old:1ts:10:05|(1 Цар. 10:5,]] [[old:1ts:10:11|11,]] [[old:4ts:04:23|4 Цар. 4:23)]]. Празднества происходили и в домах частных, но потом, по высказанной причине, почувствовалась нужда хотя частных, но вместе с тем и общественных религиозных собраний и мест для таких собраний. Около времени Рождества Христова синагоги распространились всюду, где жили евреи, не только в Палестине, но и в рассеянии, в сирийских, малоазиатских, греческих городах. В больших городах их было не по одной, а в некоторых палестинских их считали десятками, даже сотнями (например, в Иерусалиме). Собирались в синагогу обыкновенно по субботам и праздникам, а впоследствии, кроме того, еще во 2-й и 5-й дни недели. В таких общественных собраниях читался закон, т.е. пятикнижие Моисеево, и пророки, изъяснялись они, и потом все присутствующие молились. Закон и пророки разделены были (параши и гафтары) так, что в продолжение года прочитывались все. За чтением следовало объяснение (мидраш) прочитанного, деланное или членом синагоги, или всяким, кто только хотел [[new:lk:04:16|(Лк. 4:16)]]. Устройство обыкновенной синагоги было самое простое: это была прямоугольная комната; в ней кафедра для чтения закона, хранившегося тут же в ковчеге; потом седалища для слушающих — особо для мужчин, особо для женщин; кафедра, по обычаю, убиралась ветвями и цветами; во время чтения закона и пророков читавший стоял, начиная беседу или объяснение — садился. Из должностных при синагоге лиц в священных книгах упоминаются: начальник синагоги ([[new:mk:05:22|Мк. 5:22]], [[new:mk:05:25|25]] и др.) и слуга или, вероятно, хаззан, чтец обязанный [[new:lk:04:20|(Лк. 4:20)]]. Господь Иисус, особенно в первое время своего общественного служения, и апостолы, когда проповедовали иудеям, часто проповеди свои держали в синагогах. — **«Евангелие Царствия»**: благовестие о царстве Мессии или проповедь о пришествии Мессии, свойстве его царства, приготовлении к нему людей, условиях для вступления в него и пр. — **«Исцеляя»**: чудесным образом. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** **Синагога** (сонмище) – это здание для религиозных собраний Иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие, храм у Евреев был один в Иерусалиме. В него каждый Еврей обязан был ходить по крайней мере раз в год. В синагогах же собирались Евреи по субботам и праздникам. При собраниях в синагогах обыкновенно читался закон, т.е. Пятокнижие Моисеево, и книги пророческие. За чтением следовало объяснение прочитанного, делаемое или начальником синагоги, или всяким, кто только хотел [[new:lk:04:16|(Лк. 4, 16)]], затем совершалась молитва. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была большею частью прямоугольная комната; в ней кафедра или место для чтения закона; книга закона хранилась тут же в особом ковчеге; против кафедры были устроены седалища для слушающих – особо для мужчин и особо для женщин. **Евангелие Царствия**, т.е. благовестие или проповедь о Мессии, – о Его царстве, т. е. о христианской церкви на земле и блаженстве на небе (чит. объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|3 гл. 2 ст.)]], о свойстве сего царства и об условиях для вступления в него. **Евангелие** – слово греческое и значит благовествование или благовестие. **Исцеляя всяк недуг** (всякую болезнь) **и всякую язю** (немощь) **в людех**. Исцеляя, т.е. чудесным образом, без лекарств, – так, как нельзя сделать ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею, например, одним словом исцелить больного и даже воскресить мертвого. Такие дела обыкновенно называются чудесами. Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий. Господь творил бесчисленное множество чудес, и творил именно для того, чтобы показать, что Он не простой человек, и учение Его не простое, а Божественное, и чтобы поэтому люди всем сердцем верили Ему. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** [[new:mk:01:39]|(Мк. 1:39;]] [[new:lk:04:44|Лк. 4:44)]]. Нужно думать, что Иисус Христос сделал несколько путешествий по Галилее. Неизвестно, были ли тожественны путешествия, о которых говорит здесь Матфей, с теми, о которых говорят Марк и Лука в указанных местах. Путешествуя по Галилее, Иисус Христос учил в синагогах. Иоанн проповедовал на открытом воздухе; Иисус Христос также; но в некоторых случаях и, по-видимому, много раз — в синагогах. Синагоги возникли во время Вавилонского плена, когда храм был разрушен, и были молитвенными местами иудеев, где не приносилось, однако, никаких жертв. Синагога значит собрание. Слово “их” относится к жителям Галилеи. //Исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях:// слово исцеляя, по греч. θεραπεύων, значит лечить, ходить за больными, услуживать. Дальнейшие слова — всякую болезнь и всякую немощь — указывают на чудесный характер, который придает евангелист этому слову. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** **И ходил Иисус по всей Галилее**, проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собирались к Учителю, как имеющие в Нем нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, чтобы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он: //Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить// [[new:mf:20:28|(Мф. 20:28)]]. И служил Он, проходя по Галилее, **уча в синагогах их**, т. е. в тех местах, куда Евреи собирались по праздникам, чтобы молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища или синагоги для Евреев были почти то же, что для нас, православных христиан, церкви Божии: только жертв не могли они приносить в синагогах, так как жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился здесь, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно в праздники, Церковью установленные. И Евреи могли видеть, что Он не враг Закона, что Он охотно исполняет все его предписания; могли слышать из уст Его, что Он не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагоге народ, **и проповедуя Евангелие Царствия**, возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царствие Божие на земле. Невидимо было это Царство Божие, о котором говорил Господь; никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал, и вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, **и исцеляя всякую болезнь**, всякую застарелую, неизлечимую болезнь, **и всякую немощь**, всякую случайную немощь, **в людях**. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях** Он обошел всю Галилею, как заботливый врач обходит тяжело больных, доставляя каждому из страждущих нужные при их болезни лекарства, потому что они, обессилев, сами не могли дойти до врача. [<10>]