[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** Итак, последуем и мы за Христом. Ибо и мы имеем многие душевные болезни, а их-то Он прежде всего и желает исцелить. Ведь Он врачует наши телесные болезни, чтобы истребить и душевные. Приступим же к Нему и будем просить не чего-то житейского, но отпущения грехов. Ведь Христос и ныне подает, если мы будем усердны. Тогда разнесся о Нем слух по Сирии, ныне же - по целой вселенной. К Нему стекались люди, услышав, что Он исцелил бесноватых, а ты, имея гораздо большие и важнейшие подтверждения Его могущества, не встаешь и не устремляешься к Нему? Те оставили и отечество, и друзей, и родственников, а ты не хочешь выйти из дома, чтобы приступить к Нему и получить намного лучшее? Но мы и этого от тебя не требуем. Оставь только злые привычки, и ты сможешь, оставаясь дома со своими, легко спастись. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** См. Толкование на [[new:mf:04:24#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 4:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И по Нем идоша народи мнози от Галилеи и Десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана** **Со онаго полу Иордана**, т.е. с той области, которая была по ту сторону Иордана. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** **Десятиградия:** Декаполис — Десятиградие было названием области на восточной стороне Иордана. Область называлась так потому, что в ней было десять городов, союзных между собою и пользовавшихся некоторыми привилегиями под непосредственным владычеством римлян. Какие это города, в точности неизвестно, по крайней мере в отношении к некоторым. Большая часть географов согласны, что главный из этих городов был Скифополь, и он один только из всех этих городов находился на западной стороне Иордана. Затем более известны еще семь городов, принадлежавших к Десятиградию, именно: Гиппо (или Гиппос), Гадара, Дион (или Диос), Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергесса, Филадельфия и Рафана, или Рафаны. Остальные два города должны быть Конафа, Капитолия или Отопос. Эти города во времена Спасителя были населены, по большей части, язычниками, а не иудеями природными. Так Гергесинцы имели стада свиней [[new:mf:08:30|(Мф. 8:30-33)]], что иудеям было запрещено. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** Здесь требует объяснения слово Десятиградие. Так называлась страна к востоку от Иордана, включавшая в себе, по Плинию (Н. N. 5:18, 74), десять городов: Дамаск, Филадельфию, Рафапу, Скифополь, Гадару, Иппон, Дион, Пеллу, Геласу (= Герасу) и Канафу. Из них, впрочем, один, Скифополь, находился на западе от Иордана. Точно числа городов нельзя определить. Впоследствии к городам прибавилось или убавилось несколько, однако страна по прежнему называлась Десятиградием. Это был союз свободных эллинистических городов. Десятиградие прекращает свое существование в начале 2 века по Р. X., когда некоторые из важнейших городов этого союза были присоединены к Аравии (Шюрер). **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** На горе Синайской, в безплодных пустынях Аравии, близ Чермного моря, был дан Закон Моисею; на горе Галилейской, поднимающейся из прекрасной, плодоносной долины близ моря Галилейского, возвестил Господь наш Иисус Христос Свой благодатный Закон Евангельский. Закон Моисеев заключал в себе десять заповедей Божиих; Закон Христов изложен в девяти заповедях о блаженствах. В сущности, и тот, и другой Закон — один и тот же; Христос Спаситель Сам говорит: //Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить// [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]; но в то же время, какая великая разница между этими двумя Законами! Суровый Закон Моисеев провозглашен был среди громов и молний, трубным гласом, грозно раздававшимся среди диких утесов пустынной горы. А благодатный Закон Евангельский возвещен миру среди ясного весеннего дня (думают, что Нагорная беседа Спасителя произнесена в мае), при тихом веянии прохлады с озера Галилейского, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами. Там густые, грозные тучи закрывали вершину Синая; глас Бога Невидимого поражал ужасом сердца сынов Израилевых; здесь сладостно для сердца возвещались глаголы Жизни вечной из пречистых уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Там под страхом смерти никто не смел подойти ближе известной черты к Священной горе, которая трепетала от присутствия на ней Самого Бога — Творца и Законодавца; а здесь народ тесной толпой окружал Христа Спасителя, стараясь как можно ближе подойти и хотя бы только прикоснуться к одеждам любвеобильного Чудотворца-Законодавца, и сколько больных исцелилось, сколько страдальцев было утешено Его Божественной, всеобъемлющей любовью, Его всемогущим, всеисцеляющим словом!  Тогда, в Ветхом Завете, соблюдение Закона ограждалось грозным: //…предать смерти// [[old:ish:21:12|(Исх. 21:12)]]. Теперь — как приятно поучает Небесный Учитель! Он не стесняет свободы учеников строгим повелением; не устрашает угрозами; Он только указывает то, чего все ищут — блаженство; потом указывает и путь к этому блаженству — исполнение Его заповедей. Исполнять эти заповеди Он побуждает как нежно любящий Отец сладостным словом — блаженны, т. е. счастливы; а кто не пожелает себе счастья, блаженства? Истинно блажен тот, кто имеет все доброе и не желает ничего злого, у кого мир в совести, радость в сердце и полная уверенность в будущей блаженной жизни. А все это и обещает Христос тем, кто исполняет Его святые заповеди. Закон Синайский был законом строгой правды; Закон Евангельский — закон Божественной любви. В нем ветхозаветная истина и новозаветная милость соединились, правда и мир облобызались. Но и этого сказать мало; древний Закон говорил: не делай зла; новый Закон говорит: и не думай о зле, и мысли о нем к сердцу не подпускай. Тот отсекал плоды от зла; этот исторгает самые корни зла, истребляет самое семя его в сердце человека. Древний Закон не давал человеку сил исполнять заповеди; новый благодатный Закон Христов сам в себе заключает животворящую силу Божию, которая может очистить, обновить, возродить исполняющего эти заповеди. Вот почему святые подвижники называют их животворящими: только начни делать все по этим заповедям, и ты сам опытом убедишься, сердцем почувстуешь, как близка к тебе благодать Божия, и уж никогда не расстанешься с этим деланием, ничего не пожалеешь для того, чтобы исполнить заповеди Божий. В Евангелии от Матфея Нагорная, т. е. произнесенная на горе, беседа Спасителя изложена полнее, чем у других евангелистов; он писал свое Евангелие для Евреев, а в этой беседе лучше всего видно превосходство новозаветного Евангелия над ветхозаветным Законом Моисеевым. Евангелист сказал: **И следовало за Ним множество народа**, привлекаемого чудесами Божия всемогущества, услаждаемого словом Божественного учения Иисуса Христа, следовало **из Галилеи и Десятиградия**, т.е. из десяти городов, находившихся большей частью за Иорданом, к востоку от моря Галилейского, где среди жителей особенно много было не природных Иудеев, а язычников, и, хотя Господь ходил тогда только по Галилее, но приходили к Нему и из **Иерусалима, и Иудеи, и из-за** (с той стороны) **Иордана.** //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана** Всякий царь, намереваясь воевать с другим царем, своим противником, сначала набирает войско и только потом идет в бой; так и Господь, намереваясь вести брань против дьявола, сначала набрал апостолов и только потом начал возвещать Евангелие по всей Галилее. Брань же с дьяволом есть проповедь истины, и слово правды для его утробы - как смертоносная стрела. Сотворение знамений - его сокрушение, и обращение верных - ниспровержение его силы. Земной царь собирает войско, чтобы их трудами самому достичь славы, но Он собрал апостолов не для того, чтобы их трудами достичь Самому славы, а чтобы Своим трудом обеспечить им победу. [<10>]