[<10>] ====== Толкования на Мф. 5:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Я, говорит Он, возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, — и это не для себя только самих, но и для других, которые должны воспользоваться его сиянием и руководствоваться им к истине. Злословие нимало не затмит вашего света, если вы должным образом станете проводить жизнь свою, если будете жить так, как подобает людям, которые должны обратить всю вселенную. Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** См. Толкование на [[new:mf:05:14#svt_ilarij_piktavijskij|Мф. 5:14]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Сам, соделав их светом, повелел, чтобы чрез них просвещался мир, и говорит: **«ниже вжигают светильника, и поставляют под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине.** //Тако да просветится свет ваш пред человеки»// [[new:mf:05:15|(Мф. 5:15-16)]]. А сие значит: не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим. //**Духовные беседы. Беседа 1.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Поэтому никто пусть не отказывается верить символу Креста, но блаженному и треблаженному древу Крестному поклоняется, – символу того Креста, который отверз нам врата небесные. Уже не **«вжигают светильника и под спудом поставляют»**, под **«спудом»** же подразумеваю Закон, **«но на свещнице»**, а под **«светильником»** – Слово. Под Законом, как под спудом, пребывало Слово и оставалось сокрытым для неверных, но когда взошло на Крест и тем самым было поставлено **«на свещнице»**, тогда по всей вселенной воссияло. //**Первое слово на Святую Пасху.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Церковь, как единая, сравнивается... с храминою (светит всем... в храмине). //**Дневник. Том XVIII. 10 мая.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** См. Толкование на [[new:mf:05:14#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 5:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме** Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть)** Следовательно, и Я воспламенил вас светом Богопознания не с тем, чтобы сокрыть вас; но вот, Я полагаю вас **на подсвечнике**, т.е. на высоком месте учения, чтобы вы освещали всех, находящихся во вселенной. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** **Не ставят**… под сосудом, который бы скрывал свет, иначе не для чего было бы и зажигать свечу. То же и в отношении к учителям веры христианской и ко всем христианам. Они должны светом веры и сообразной с верою жизни просвещать весь мир, распространять благо ее на всех. Христиане не должны ее скрывать, но исповедовать и распространять всюду, иначе не достигалась бы вполне высокая цель Христова. //**Толковое Евангелие.**// ===== Анонимный комментарий ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Этот город находится на горе: то есть апостолы, пророки и другие учители, наставленные во Христе. А гора - это Христос, о Котором говорит Даниил: //Вот камень отсеченный без содействия рук, сделался великою горою и наполнил всю землю// [[old:dan:02:34|(Дан. 2:34-35)]]. Теперь же другим сравнением евангелист хочет показать, почему Христос Сам открыто являет Своих святых и не позволяет им укрываться. Потому что те, кто зажигают свечу, зажигают ее не для того, чтобы** поставить под сосудом**, но **на подсвечнике, чтобы светила всем в доме**. А кто зажигает свечу? Отец и Сын. Что означает эта свеча? Божественное Слово, о Котором сказано: //Слово Твое - светильник ногам моим// [[old:ps:118:105|(Пс. 118:105)]]. **Чтобы светила** - то есть чтобы стало видно и озарилось, кто - в доме Церкви, а кто - в доме всех миров. Что означает **подсвечник**? Церковь, несущая Слово жизни. В соответствии с этим и Павел говорит: //В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни// [[new:fil:02:15|(Флп. 2:15-16)]]. Соответственно, и всякий муж в Церкви, имеющий слово Божие, называется подсвечником. **Сосуд** же - это мирские люди, лишенные Бога и всего Божьего. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Подобно сему и учители веры христианской и вообще христиане не должны скрывать свою веру и свои добрые дела, но должны просвещать ими мир, т. е. распространять веру и добрыми делами увлекать к подражанию себе. В этих словах тот же смысл, что и в предшествующих. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:05:14#prot_ioann_buxarev|Мф. 5:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Мысль о городе, поставленном на верху горы, тотчас же обрывается, и Спаситель опять возвращается к речи о свете. Теперь ученики сравниваются с “светильником”, который “светит всем в доме”. Под λύχνος нельзя здесь разуметь “свечи” (как в русском переводе), но — лампу, налитую маслом, потому что свечи у греков и восточных были мало употребительны (Цан). Слово, переведенное в русск. под “сосудом”, слав. под “спудом”, есть латин. modius, хлебная мера, принятая и у греков, = 8,754 литра. По Морисону она равнялась евр. сате или сеа (Сата — древнееврейская мера объема сыпучих тел, третья часть ефы (ок. 6 л.). Прим. ред.). Δυχνία — собственно подставка для лампы, иногда устраивавшаяся до полутора метров в вышину ([[new:evr:09:02|Евр. 9:2]] — “светильник” в скинии, в Апокалипсисе упоминается о золотых светильниках [[new:otkr:01:12|1:12;]] [[new:otkr:02:01|2:1]] и проч.). ===== Троицкие листки ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** Вы на то и избраны Мною, чтобы светить всему миру: **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом** (иначе для чего было бы и зажигать ее?), **но на подсвечнике, и** (светильник) **светит всем в доме**. Итак, не словом только учите, но и делом, и добрым примером своим. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме** См. Толкование на [[new:mf:05:14#mitr_ilarion_alfeev|Мф. 5:14]] [<10>]