[<10>] ====== Толкования на Мф. 5:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Устранив от Себя всякое подозрение и заградив уста тех, кто вздумал бы противоречить, Господь начинает уже возбуждать страх и предлагать сильные угрозы для ограждения вводимого Им закона. А что приведенные слова Его относятся не к древним заповедям, но к тем, которые Он сам намеревался дать, это видно из дальнейшего. //“Ибо, говорю вам,// — говорит Он, — //если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное”// [[new:mf:05:20|(Мф. 5:20)]]. Если бы Его угрозы относились к нарушителям ветхого закона, то для чего бы говорить Ему: // “если не превзойдет”//? Те, кто делал то же, что и фарисеи, без сомнения, не могли перед ними иметь никакого преимущества в праведной жизни. В чем же состояло это преимущество? В том, чтобы не гневаться, не смотреть на жену любострастным оком. Почему же Он называет эти новые заповеди малыми, когда они так важны и высоки? Потому, что Он сам хотел дать этот закон. Как Он смирит Себя самого, и во многих местах говорит о Себе скромно, — так говорит и о законе Своем, научая этим и нас всегда быть скромными. Притом же, так как Его могли подозревать в нововведении, то Он до времени и употребляет смиренный образ выражения. А когда ты слышишь слова: “**малейшим в Царстве Небесном**”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение. Царствием Он называет не только наслаждение будущими благами, но и время воскресения, и страшное второе пришествие. В самом деле, возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым, и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и других доведет до того же, будет находиться в царствии? Не это, следовательно, разумеется здесь, но то, что нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну. Будучи Богом, Христос предвидел беспечность многих, предвидел, что некоторые примут слова Его за преувеличение, и будут умствовать о законе так: “неужели тот будет наказан, кто назовет брата своего глупым? Неужели тот прелюбодей, кто только посмотрит на жену?” Предотвращая такое небрежение к закону, Он и произносит страшную угрозу против тех и других, т. е. и против нарушителей закона, и против тех, которые других доводят до этого. Зная такие угрозы, потщимся и сами не нарушать закона, и не будем ослаблять ревности других, желающих блюсти его. “**А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном**”. Мы должны быть полезны не только для самих себя, но и для других; не одинаковую награду получает тот, кто только сам добродетелен, и тот, кто ведет с собою к тому же и другого. Как учение, не оправдываемое делами, осуждает учащего: //“уча другого,// — говорит апостол, - //не учишь себя самого?”// [[new:rim:02:21|(Рим. 2:21)]], так и добрые дела, если мы не будем в то же время руководить и других, получают меньшую награду. Итак, в том и другом надобно быть совершенным; исправив прежде самого себя, должно приложить старание и о других. Потому-то и сам Христос поставил прежде дела, а потом учение, показывая, что только таким образом можно учить с успехом; в противоположном же случае скажут: //“Врач! исцели Самого Себя”// [[new:lk:04:23|(Лк. 4:23)]]. В самом деле, если кто, будучи не в состоянии научить себя самого, вздумает исправлять других, тот сделается для многих предметом посмеяния; вернее же — он совсем не в состоянии будет учить, так как дела его будут противоречить его учению. А если он будет совершен в том и другом, то "**тот великим наречется в Царстве Небесном**". //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божьего. И теперь он получает наказание из евангельского закона, которое древний закон не определял. В соответствии с этим Христос и говорит, что Он //пришел не нарушить закон, но исполнить// [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]. Ибо то, чего там недоставало, Он здесь восполнил. Так, например, в законе было сказано: //Пред лицом седого вставай// [[old:lev:19:32|(Лев. 19:32)]] и //Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, подними его вместе с ним// [[old:ish:23:05|(Исх. 23:5)]]. Если кто преступил эти заповеди, для него не было определено наказания законом. Восполняя это, Христос говорит, что в Царстве Божьем таковой будет уничижен. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** После Своего славного пришествия Христос приступил к упразднению дела закона, но не для того, чтобы разрушить, но чтобы, окончательно исполнив, превзойти его. Поэтому Он предвозвестил апостолам, что они не войдут на небеса, если их праведность не превзойдет праведность фарисеев. Итак, Христос, явив все, что предписано в законе, оставляет его позади, но не уничтожая, а исполняя. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем. А иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем** Податель, учитель и образец смирения, Господь наш, Иисус Христос, назвал Свои всесвятые, всемогущие, Божественные заповеди **малыми**, по той простейшей форме, в которой они изложены, и по которой они удобоприступны и удобопонятны для всякого человека, самого некнижного. Но вместе с этим Господь присовокупил, что намеренный и постоянный нарушитель одной такой заповеди **мний наречется в Царствии Небеснем**, или, по объяснению святых Отцов, будет лишен Царства Небесного, будет ввергнут в геенну огненную. //**Советы относительно душевного иноческого делания.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Если должно, по слову Премудрого, чтобы «//память праведнаго//» была «//с похвалами//» [[old:pr:10:07|(Притч. 10:7)]], нам не трудно воздать сей долг праведнику, которого память ныне торжественно совершаем. Довольно взять от древа жизни один добрый цвет, – и сам собою составится венец на главу праведника; довольно произнести одно живое слово, взятое из уст Слова, все создавшего и все украсившего, чтобы увенчать похвалою достойного служителя сего самого Слова. «**Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем**». Сию меру великости поставив против духа и деяний Алексия, кто не усматривает тотчас, как совершенно наполняет он сию священную меру духовным возрастом? Как же скоро мы убеждены признать, что Он есть «**велий**» – велий такою великостию, с которою ничто на земли не равняется, поелику он «**велий ...в царствии небеснем**», а небесное, бесспорно, выше земного: то есть ли еще какая высота, на которую могла бы вознести Его похвала земная? Цветущее древо не имеет нужды в том, чтобы ему приносили цветы для его украшения; по благотворности всеблагим Творцем созданного естества, оно ждет, чтобы кто его естественными цветами себя украсил, или благоуханием их насладился, или плодами его напитался. Сему подобно и праведник, насажденный «//в дому Господни//», рукою благодати, «//во дворех Бога нашего//» процветающий [[old:ps:091:14|(Пс. 91:14)]] похвалами существенными, то есть, совершенствами, добродетелями и чудесами, не имеет нужды в том, чтобы мы приносили ему словесные похвалы; но, по любви Божией, в нем живущей, желает и ожидает, чтобы мы сами его существенными похвалами украшались и питались, то есть, чтобы, по образу Его, для собственной нашей жизни, «//елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала, сия помышляли//» [[new:fil:04:08|(Флп. 4:8)]]. Возмем же цвет Евангельский, которым думали было мы украсить праведника. Поставим для самих себя данную Иисус Христом меру малого и великого, так, чтобы она могла показать, чего недостает, или что нужно нам для достижения «//в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова//» [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]. «**Иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем**». «Разорить малую заповедь, – сотворить, научить», – какия необыкновенные меры великого и малого! Итак, велик ли тот, кто видит ниже себя тысячи подобных себе и может их преклонять и восклонять, низлагать и восстановлять, низвергать и возносить? Велик ли тот, кто на раменах своих носит целую область или государство, и может удерживать, направлять, даже увеличивать их силы? Велик ли тот, кто искусство и силу свою испытал в бранях и победами доказал свое превосходство? Велик ли, – найдутся и о сем вопрошающие, – велик ли тот, который избытки и недостатки других умеет обращать в состав своего изобилия так, что люди, которые могли бы за стыд допустить его с собою в спор о великости, принуждены обращаться к нему для получения средств сохранить блеск сей великости? «//Ты глаголеши!//» ([[new:mf:27:11|Мф. 27:11]], [[new:mk:15:02|Мк. 15:2]], [[new:lk:23:03|Лк. 23:3]], [[new:in:18:37|Ин. 18:37]]) скажут мне; ты почти назвал их уже великими. Но нет! То, что праведно или неправедно, нарицается великим на земле, не соответствует мере великости небесной, которая совсем иная. Спросим и еще: мал ли тот, кто не имеет на земли ни великого сокровища, ни великой силы, ни великого искусства, ни великого имени, кого пред другими унижает и степень звания, и бедность, и недостаток уважаемой в обществе образованности, кто едва не ниже самой земли, в которую он углубляется для извлечения из нее питательной силы, или драгоценностей, более для других, нежели для себя? Опять нет! И сей малый земли не соответствует мере того, что называется малым в царствии небеснем. Что ж? Неужели великие и малые земли равны между собою? – Подлинно, велико ли между ими неравенство пред Тем, Который безмерные небеса измеряет пядию? Не скажем однако, как и Господь не сказал, чтобы между ими не было различия; и между малыми земными мерами великого и малого есть правильные различия, положенные Тем, Который «//вся мерою, ...числом и весом расположил//» [[old:prs:11:21|(Прем. 11:21)]], только не по земным мерам идут небесные. Давид при стаде Вифлеемском мал пред прочими сынами малого в народе своем Иессея; в то же время тот же Давид уже велик паче братий своих пред Богом и пред Пророком Его Самуилом. Давид на престоле во Иерусалиме велик и пред Богом и вместе пред человеками. Навуходоносор, без сомнения, почитал себя очень великим, когда нарек себя создателем Вавилона великого; но в то же самое мгновение открылось, что он не выше бессловесных. Сын Захарии, живущий в пустыне, одевающийся звериною кожею, питающийся дикою пищею, вероятно, диким человеком казался многим из тех, которые «//носят мягкая, и живут в домех//» [[new:mf:11:08|(Мф. 11:8)]]: и кто бы подумал, что есть род великости, в которой он перерос всех рожденных женами прежде его? Но и еще есть род великости, в которой он не достиг до меньшего в царствии небесном. К чему же, наконец, могут послужить нам столь разнообразные меры великого и малого. К тому, чтобы к ним примеривал себя мнящийся быть более других, и не презирал малых земли, не возносился пред ними надменною мыслию, предусмотрительно помышлял о времени, когда разновидная великость земная, подобно разносоставному истукану сновидения Навуходоносора, рассыплется в прах, и, может быть, оставит его слишком малым против меры небесной, – чтобы к оным примеривал себя и малый земли, и не завидовал великим, не упадал духом, заботился не о том, как бы возвыситься на земли, но, да не «**наречется мний в царствии небеснем**». Не разумеющий, или нерадящий может сказать, что для него довольно, если хотя **мний наречется в царствии небеснем**. Таковому ответствует Святый Златоустый: «//егда слышиши меньшего во царствии небеснем, ничто же ино разумей, разве геенну и муку; царство бо он не наслаждение весть нарицати токмо, но и время воскресения, и пришествие оное страшное//». И далее говорит: «//Мний будешь, сие есть, отверженный, последний, – последний же всячески в геенну впадет тогда//», то есть, во время всеобщего воскресения и открытия царствия Божия. И подлинно, как рассуждает тот же учитель Церкви, если тот, кто скажет брату: //уроде, осуждается в геенну//, может ли быть меньше осуждение тому, кто «**разоряет... заповедь, ...и научает тако человеки**»? И так, «**мний**», или малейший «**в царствии небеснем**», есть мера не только скудная, но страшная, мера не просто умаленных и униженных, но осуждаемых и погибающих. И кто упадает в толико низкую меру? «**Иже аще разорит едину заповедей сих малых**». Грозный приговор, который, как острая коса, подсекает наши легкие надежды достигнуть царствия небесного! Кто из нас может похвалиться, что он не нарушает ни единой, даже малой заповеди? Кто не надеется, однако, что и многие малые грехи не увлекут его в геенну? Где же теперь сия надежда? Нарушивший одну из малых заповедей есть «**мний ...в царствии небеснем**»; а мний в царствии небеснем есть не иное что, как сын геенны. Удержимся от отчаяния и спокойным размышлением вникнем в изречение Спасителя. Что должно разуметь в словах Его под указательным названием: «заповедей сих?» Конечно, такие заповеди, которые были в очах или в мыслях слышащих, когда Он произносил суд Свой о малых и великих, в отношении к царствию Божию. Какие же то были заповеди? Без сомнения те, которыми Господь изъяснял, и возвышал в то время дух заповедей Моисеевых. Заповеди Моисеевы запрещали убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление, обиду: Господь запретил и гнев, и любодейный взгляд, и справедливую клятву без нужды, и сопротивление обижающему, заповедуя вместо того любить врагов. И сии-то заповеди назвал Он «малыми», потому что запрещаемые ими действия кажутся только малыми грехами, или совсем таковыми не кажутся людям, которые грубо держатся только письмени, то есть, чувственного понятия закона, – и не умеют читать тонкий закон духа на скрижалях сердца, избегают явных, пред очами самого мира презрительных пороков и беззаконий, но за ничто почитают внутренние нечистоты, мерзкие пред очами Божиими. Таким образом, открывается, что нарушитель малых заповедей, есть тот, кто хотя не убивает, но в тайне злобствует; не прелюбодействует, но не умерщвляет похотей; не обуздывает языка; не имеет терпения и любви ко врагам; иначе сказать, кто не имеет сердца чистого и духа правого. О таковом какая чистая совесть не приступит к приговору суда Христова, и не признает, что «//праведен Господь, наводяй гнев?//» [[old:ps:007:12|(Пс. 7:12)]]. Когда же слышим, что Он осуждает и за единую из малых заповедей неисполненную, почти так же, как за все великие: не станем сами у себя малыми грехами отнимать надежду спасения. Если верно сказанное, что «//уничижаяй малая, по мале упадет//» [[old:prsir:19:01|(Сир. 19:1)]]: то хотя бы малые грехи и не строго осуждаемы были сами в себе, они погубили бы нас, доведя мало по малу до великих; и потому, должно не сетовать на строгость суда, но сею самою строгостию возбуждать себя к необходимой осторожности против падений, почитаемых малыми. Прежде нежели грех обольстит тебя тем, что он кажется малым: поражай его и отражай от себя грозным судом Христовым: «**иже аще разорит едину заповедей сих малых, мний**», последний, отверженный «**наречется в царствии небеснем**». Впрочем, строгость суда сего в полной силе своей устремлена не просто на малые грехи, нами соделанные, но на грехи нами распространяемые. «**Иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем**». Итак, нам, поставленным научать человека заповедям Божиим, нам паче прочих угрожает здесь Господь судом Своим; и в то же время, как возвышает сие служение до великости небесной, сколько-нибудь неверное хождение в сем служении Он уничижает даже до геенны. «//Праведен еси Господи, и прави суди Твои//» [[old:ps:118:137|(Пс. 118:137)]]! Как мы оправдаемся, если тех, которым посылаешь Ты нас дати разум спасения, мы введем в заблуждения погибельные? И «//аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит?//» [[old:ps:129:03|(Пс. 129:3)]]. Помилуй нас уничиженных; удали от нас всякое слово растленное, всякое дело, могущее соблазнить единого от малых сих, верующих в Тя! Но и вы, не призванные особенным званием Божиим к тому, чтобы научать человеки, не думайте, что суд Господень на тех, которые научают человека разорять заповеди, вас уже не коснется! Нет! И по вас пройдет также мера посрамительного унижения и отлучения от царствия небесного, если не потщитесь, данными от Бога средствами, возращать себя во спасение, так, чтобы, ежели не в слове учения, то в деле примера, «//просвещался свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех//» [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]. Если родитель пред детьми, домувладыка пред домашними, господин пред рабами, начальник пред подчиненными, даже кто бы ни был пред ближними, «**разоряет едину заповедей**», уже он не только разоряет оную, но и «**научает тако человеки**». Дети естественно подражают делам родителей, домашние или рабы иногда почти невольно бывают запутаны в беспорядочных делах домувладыки или господина; низшим перестает казаться низким дело, которое видели у высших; если разоряющий заповедь имеет, по-видимому, только свидетелей, а не последователей, – и тогда он или нарушает чистоту их мысли зрелищем греха, или еще вводит их во грех осуждения, и таким образом, неприметно «**научает разорять оныя малыя заповеди**». Помни, Христианин, что грех, который ты соделаешь пред очами ближнего, не только унижает тебя пред сим ближним, но и пред всем царствием Божиим, яко распространителя греха: «**иже аще разорит едину заповедей сих малых, ...мний наречется в царствии небеснем**». Доселе большею частию о малых, в отношении к царствию небесному, говорили мы, яко малые; и может быть, не напрасно потому, что малых во всяком отношении более, нежели великих. Дерзнем ли далее говорить о великих в царствии Божием? Но и они не требуют нашего малого слова; и слово сие не хочет быть тяжко слушателю продолжительностию; и близ нас сущий великий царствия Божия проповедует о сем величии паче всякого слова. Скажем только еще в утешение малых, что от малейшего до великого в царствии небеснем не так далеко, как то бывает в земном царствии. Тот, кто вчера малыми или даже великими грехами умален и низвержен был даже до геенны, сего дня может покаяться, сотворить плоды достойные покаяния; – «а иже сотворит», уже идет вслед за великими в царствии небеснем. Если же он примером своего исправления возбудит и других к исправлению жития: то он уже не только «сотворил», но и научил; «**а иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем**», в котором, наконец, многомилостивый Царь и Господь наш да сподобит всех нас, малых и великих, величать и славословить Его Единого во веки. Аминь. //**Слово на память иже во Святых Отца нашего Алексия, Митрополита и всея России Чудотворца (Говорено в Чудове Монастыре февраля 12). 1824**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Меньшими или малейшими назвал Господь заповеди не потому, чтоб они в самом деле были таковы, но потому, что мы почитаем их такими. Попразднословить, например, или пожелать елика суть брата нашего, или посмотреть страстно, или презреть и осудить кого, – все это и подобное сему почитаем мы за ничто, имеем малейшим и последнейшим, почему нерадим, и относимся к тому безразлично, не остерегаемся того и никакого о том понятия не имеем; потому что забыли, какой строгий суд произносит Господь о таких делах, говоря: //всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный// [[new:mf:12:36|(Мф.12:36)]]; еще: //не пожелай, елика суть ближняго твоего// [[old:vtor:05:21|(Втор.5:21)]]; еще: //иже воззрит... ко еже вожделети... уже любодействова// [[new:mf:05:28|(Мф.5:28)]]; и еще: //иже речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу; а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней// [[new:mf:05:22|(Мф.5:22)]]. – И Апостол, желая показать, что диавол действует в тех, кои делают такие дела, говорит: //жало смерти грех// [[new:1kor:15:56|(1Кор.15:56)]]. Ибо если грех есть не что иное как преступление заповеди Божией, а – не пожелай, не лги, не празднословь и не осуждай брата своего, есть заповедь Божия, то явно, что всякий, творящий такие дела, уязвляется жалом смерти, то есть грехом; сквозь же эту язвину и ужаление греха, тотчас, как червь, входит диавол и живет там внутри. **//Слова (Слово 80-е).//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Хотя многим и без слова часто доставляет пользу то, что можно видеть праведную жизнь, однако же поучаемые, когда видят учителя побежденным в умозаключениях и беседах, нередко терпят вред в существенном, увлекаясь искаженными догматами, ибо винят не неопытность учителя, но нетвердость догмата. Если же слово льется с силою и низлагает противников, то победа омрачается худостью жизни. Недостойным веры почтут учителя, который не делает того, что должно. Посему, надлежит просвещать и словом, и жизнью. Сказано: **иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном**. Но если бы только сотворить значило и научить, то не было бы прибавлено второго. ---- Делать и учить — всего превосходнее, а делать и не учить недостаточно, потому что тогда человек хромает на одну сторону. Для этого у человека и есть дар слова. Если бы делать значило учить, то не было бы сказано: **иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем**. Ибо какую силу будет иметь доблестная жизнь, когда предстоит спор о догматах и защитник неправого учения неудержимо устремляется против догматов правых? А учить не делая — это, имеет видимость, листья, но лишено плода и не остается без осмеяния, посрамления и осуждения. //**Письма. Книга II.**// ---- …Недостойным веры почтут учителя, который не делает того, что должно. Сказано: **«Кто сотворит и научит…»** Но если бы только **«сотворит»** значило и **«научит»**, то не было бы прибавлено второе (2, 23). …Бесполезны, как слово, которого нельзя привести в исполнение, так и дело, которого нельзя высказать. Ибо словом и делом (хотя бы и не угодно это было тем, которые добрословесную мудрость неосновательно почитают чем-то малоценным и презренным) очертывается правая и. светлая жизнь наставников. **«Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»**. Если же надлежит сделать сравнение между тем и другим, то лучше делать не говоря, нежели говорить не делая (2, 359). **// Толкование Нагорной проповеди. //** ===== Прп. Федор Студит ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** <...> все заповеди связаны между собою, так что с нарушением одной и прочие необходимо нарушаются, говорит Василий Великий, объявляя это не от себя, но со слов Христа, Который говорит в Евангелии: **иже разорит едину заповедей сих малых, мнiй наречется в царствии небесном**, т.е. погибнет [[new:mf:05:19|(Мф. 5:19)]]. **//Письма к разным лицам. К Льву, папе римскому. Послание 34.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном** Уясни ми язык, Спасе мой, разширив ми уста и исполнив я; умили сердце мое, да яже глаголю, последую, и яже учу, сотворю пёрвее: [...] творя и уча, рече, сей велик есть; аще же глаголя не творю, яко //медь звенящая// [[new:1kor:13:01|(1 Кор. 13:1)]] вменюся. Темже глаголати ми подобающая и творити полезная научи, Едине сведый сердечная. (Икос святому Апостолу Петру, автор прп. Роман Сладкопевец) Если говорю о терпении, незлобии, милосердии, чистоте и целомудрии и воздержании, то и да творю все сии добродетели. //**Дневник. Том XV. Май 1870.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 19-22 **Итак кто нарушит одну из сих самых меньших заповедей и научит так людей, тот меньшим наречется в царстве небесном; а кто исполнит и так научит, тот великим назовется в царстве небесном. Я же говорю вам, если праведность ваша не превзойдет **[не будет большей - nisi abundaverit]** праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное. Вы слышали, что сказано древним: Не убий; а тот, кто убьет, будет отвечать пред судом. Я же говорю вам** Этот отрывок связан с предыдущим изречением (testimonium), где говорится: //Ни одна малая буква или ни одна черта не погибнет из Закона до тех пор, пока все существует// [[new:mf:05:18|(Мф. 5:18)]]. Итак, Он укоряет фарисеев за то, что, презрев заповеди Божий, они установили свои собственные предания. Поэтому не приносит пользы для них учение в народе, когда они нарушили хотя бы и малую заповедь закона. Это мы можем понять и иначе: образованность учителя, поврежденная хотя бы малым грехом, низводит его с высшей степени, и он мало приносит пользы, уча правде, которую он уничтожает самой малейшей виной. А совершенное блаженство состоит в том, чтобы делом исполнить то, чему будет учить словом. **что всякий, гневающийся на брата своего, будет ответствен пред судом** В некоторых кодексах прибавляется: "без причины". В действительности мысль точно определяется [и без этого]; ею запрещается всякий гнев, когда Писание говорит: **Гневающийся на брата своего**. В самом деле, если нам повелевается наносящему удар подставить другую щеку и любить наших врагов, и молиться за преследующих нас [[new:lk:06:27|(Лк. 6:27-29)]], то этим исключается всякий повод к гневу. Итак, слова: "без причины" должно уничтожить, //ибо гнев человека// [хотя бы по причине] //не творит правды Божией// [[new:iak:01:20|(Иак. 1:20)]]. **кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону** Это слово рака есть собственно слово еврейское: гаса (דקה), которое значит κενός, т. е. "пустой", бессодержательный, которого на обыкновенном языке мы можем назвать ругательным именем "безмозглый". Если за праздное слово мы должны дать ответ, то тем более за бесчестие [[new:mf:12:36|(Мф. 12:36)]]. Кроме того, многознаменательно прибавляется: **Кто скажет брату своему**, ибо брат наш есть не кто иной, как тот, кто имеет с нами единого Отца. Итак, когда он одинаково с нами верует в Бога, то познает и Христа - Божию премудрость [[new:1kor:01:24|(1 Кор. 1:24)]], а потому на каком основании он может быть отмечен прозвищем, указывающим на глупость? **а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной** По соответствию с вышесказанным подразумевается: "брату своему". **Кто скажет** брату своему "**безумный**"... и т. д. Действительно, кто скажет человеку, одинаково верующему в Бога: "безумный", тот сам нечестив в вере. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном** Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. "**Малейшим наречется в Царстве Небесном**" вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение. **а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Сначала стоит "сотворить", а потом - "научить", ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем** **Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем** Малых, не говоря уже о больших. Освободив Себя от ложного подозрения, Он устрашает и полагает большие угрозы относительно будущего Своего законоположения. Всякий, **кто нарушит одну из** тех **заповедей**, которые Я намерен установить, и не только сам нарушит, но и для других послужит таким примером (заповеди эти Он назвал **малейшими**, отчасти по смирению, отчасти для того, чтобы не превозносились исполнители их; вместе с тем научает и нас унижать собственные дела, хотя бы они были велики и значительны), тот назовется **малейшим**, т.е. последним из всех, ничтожным, отверженным, что равносильно: будет подвергнут наказанию. **Царством Небесным** в этом месте называет второе Свое пришествие, в котором Он явится Царем всех. **а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем** Смотри, как Он сказал: нужно прежде делать, а потом учить, и не только делать, но и учить. Как достойно порицания не делать, но учить, так, с другой стороны, недостаточно делать, но не учить. Совершенная добродетель состоит не только в том, чтобы быть полезным самому себе, но – и другим. Не научишь правильно тому, чего сам не сделал, и не легко убедишь других сделать то, чего сам не делал, потому что услышишь: //врачу, изцелися сам// [[new:lk:04:23|(Лк. 4,23)]]. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** **Нарушит**. Преступит, сделает противное заповеди или превратным толкованием отнимет обязательную силу у заповеди, например представив заповедь маловажной и нарушение ее не греховным делом, а виновного не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23)]]. **Заповедей сих малейших**. Фарисеи разделяли заповеди Закона на два класса — большие и малые, и о последних говорили, что нарушать их не грех, хотя между ними поставляли заповеди, относящиеся к самой сущности Закона — к любви, милостыне, правосудию [[new:mf:23:23|(Мф. 23:23)]]. О них-то и говорит Господь, называя их малейшими по ложному только понятию фарисейскому. Святые Златоуст и Феофилакт, впрочем, толкуют так, что малейшими Господь называет не заповеди Закона Ветхозаветного, но те, которые Он Сам намеревался дать, и называет их так по смирению; как Он смирил Себя Самого и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о Законе Своем. **И научит так**. Не только сам будет думать и поступать так, но и другим внушать то же, развращать других. **Малейшим наречется**. То есть будет (ср.: [[new:mf:05:09|Мф. 5:9]]). Выражение не означает того, чтобы такой нарушитель и развратитель остался в Царстве Небесном, хотя бы на последних степенях блаженства. По свойству греческого выражения оно означает, что таковой не взойдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда: «Когда ты слышишь: малейший в Царстве Небесном, то разумей не что иное, как геенну или мучение… Ибо возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит эту заповедь, был ввержен в геенну [[new:mf:05:22|(ст. 22)]], а кто нарушит весь Закон и других доведет до сего, будет находиться в Царствии?.. Будет малейшим, то есть отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну» (Златоуст; ср.: Феофилакт). **В Царстве Небесном**. См. [[new:mf:03:02|Мф. 3:2]]. Сотворит и научит: «Господь наперед сказал — сотворит, а потом — научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому я сам не хаживал? С другой стороны, если я и творю, но не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености» (Феофилакт). **Великим наречется** (будет). Получит высшую награду в Царстве Небесном. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** **Разорить** – разрушить, т. е. по небрежению сделать противное заповеди, или, как то делали иудейские законоучители, превратным толкованием представить заповедь маловажною и нарушение ее не греховным делом, и виновного в нарушении не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности [[new:mf:23:16|(Мф. 23, 16-23)]]. **Заповедей сих малых** (малейших). Фарисеи, разделяя заповеди закона на большие и малые, о малых говорили, что нарушить их не составляет греха, хотя между сими были заповеди, относящиеся к самой сущности закона, – к любви, милостыни, правосудию [[new:mf:23:23|(Мф. 23, 23)]]. Их-то и называет Господь малыми, применительно к ложному понятию фарисеев. **И научит тако** (так), – не только сам будет думать так, но и других научит тому же. **Малым** (малейшим) **наречется**, т. е. будет. Это не значит, чтобы таковой нарушитель и развратитель остался в царстве небесном, хотя на последних степенях блаженства. Нет. Это так объясняет св. Златоуст: **будет малейшим**, т. е. отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет в геенну; потому что возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и доведет других до сего, будет находиться в царствии? (Злаутоуст). Сказал Господь сначала **сотворит**, а потом **научит**: потому что как вести другого по пути, по которому сам не хаживал? С другой стороны, это значит, что если я и творю, но не учу; то не буду иметь такой награжы и заслужу даже наказание, если не учу по лености (Феофилакт). **В царствии небесном** (чит. объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]]. **Велий** (великим) **наречется** – получит высшую награду. 11-е зачало от Матфея читается во дни свв. святителей, т. е. святых из епископов или архиереев, потому что здесь указывается обязанность их, как преемников апостольских – светить своей пастве учением Христовым и жизнью своею. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** “То, о чем говорится в законе, называется малейшим; то, что намерен был сказать Христос, есть величайшее” (Август.). В речи Христа (греч.) ряд аористов в сослагат. накл. “нарушит”, “научит”, “сотворит и научит” (λύση, διδάξη, ποίηση καΐ διδάξη), и два раза “наречется” (κληθτήσεται) — будущее изъявит. наклонения. Отсюда заключают, что “нарушить” и проч. и “наречется” не указывают на действия одновременные, современные или сопровождающие одни другие. Не тотчас и не одновременно наречется, когда нарушит, но в будущем, в Царстве Небесном, Слово “малейших” (заповедей) находится в соответствии с “малейшим” (наречется); но кто сотворит, т.е. исполнит, одну из “малейших” заповедей и научит этому других, тот “великим” наречется и проч. Здесь, однако, подразумевается не механическое исполнение заповедей, от великих до малейших, закона, но — осмысленное, внутреннее, духовное. Пояснением этой мысли служат следующий и дальнейшие стихи. ===== Троицкие листки ===== **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном** Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на большие и меньшие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных, но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и ненарушимо, что делить так заповеди на большие и малые — тяжкий грех; все заповеди важны и спасительны. **Итак, кто нарушит** (по пренебрежению хотя) **одну из заповедей сих малейших**, только потому, что она покажется ему неважной, **и научит так людей**, научит и других так же рассуждать об этой заповеди, **тот малейшим наречется в Царстве Небесном**, т.е. по толкованию святителя Златоуста, во время Второго пришествия Христова, когда откроется Царство Небесное для праведных, такой нарушитель будет меньшим, отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну. «Ибо возможно ли, — говорит святитель, — чтобы тот, кто назовет брата своего глупым был ввержен в геенну, а кто нарушит весь Закон и других научит этому, тот будет находиться в Царствии? Конечно, это невозможно, и потому //малейший в Царстве Небесном// означает — вовсе будет лишен Царства Небесного». Итак, если отец делает худое при детях, если хозяин дает недобрый пример домашним, если начальник легкомысленно нарушает Закон при подчиненных, — все они не только сами разоряют заповедь Божию, но и научают тако человеки. Или, если своенравные христиане ни во что ставят уставы церковные, и не только сами их не исполняют, но и другим внушают, что эти уставы — будто бы человеческие установления, что соблюдение постов, например, неважное дело, — всем таковым, конечно, грозит слово Христово: **малейшим наречется**, т.е. негодным окажется таковой для Царствия Небесного… Да и кто из нас может похвалиться, что он не нарушает ни единой заповеди Божией? Помни, христианин, что всякий грех, а особенно грех соблазна делает человека сыном геенны; но не отчаивайся; кто вчера малым или великим грехом низвержен до геенны, тот сегодня может покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, **а кто сотворит и научит**, кто прежде сам на деле исполнит, а потом и других научит исполнять заповеди Божии, **тот великим наречется в Царстве Небесном**, получит там высшую награду. «Как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? — рассуждает блаженный Феофилакт. — Мне всякий может сказать: //врач! исцели Самого Себя// [[new:lk:04:23|(Лк. 4:23)]]. С другой стороны, если я творю, но не учу, хотя и призван учить других, то не буду иметь такой награды, а даже заслужу наказание, если не учу по лености или по зависти…» //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== Ст. 19-20 **Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное** Не случайно в третьем и четвертом изречениях трижды упоминается Царство Небесное. Эти два изречения на первый взгляд кажутся содержащими внутреннее противоречие. В одном из них говорится: **кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном**. В другом, соединенном с предыдущим союзом **"ибо"** и, следовательно, мыслящемся как прямое продолжение, утверждается, что если праведность учеников Иисуса не превзойдет праведности книжников и фарисеев, они не войдут в Царствие Небесное. В первом случае речь идет об иерархии внутри Царства Небесного: первые места в нем займут те, кто не только говорят о заповедях, но и исполняют их; однако и те, кто не исполняют все заповеди, но говорят о них, все-таки не будут исключены из этого Царства. Во втором же случае речь идет именно о полном исключении из Царства Небесного тех, чья праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев. Как разрешить это кажущееся противоречие? Прежде всего мы должны сказать о том, что, по учению Иисуса, в Царстве Небесном существует определенная иерархия: в нем есть меньшие и большие. Эта мысль в разных вариантах присутствует в Евангелии от Матфея [[new:mf:11:11|(Мф. 11:11]]; [[new:mf:18:04|18:4]]; [[new:mf:20:23|20:23)]], и в параллельных местах двух других синоптиков, а также в Евангелии от Иоанна, где Иисус произносит слова: //В доме Отца Моего обителей много// [[new:in:14:02|(Ин. 14:2)]]. Из этого можно заключить, что двери Царства Небесного не закрыты не только для тех, кто исполнил все заповеди закона Моисеева, но и для тех, кто исполнил почти все. В приведенном изречении Иисуса дозволяется нарушить одну из заповедей сих меньших и, более того, научить так людей (то есть научить их нарушению этой заповеди). Такому человеку вход в Царство Небесное оказывается не полностью возбранен. Далее, мы должны отметить, что концепция **"праведности"** (греч. δικαιοσυνη, соответствующая евр. צרק) включала в себя различные добродетели, в том числе милостыню, молитву, пост. Весь раздел Нагорной проповеди, говорящий об этих добродетелях [[new:mf:06:02|(Мф. 6:2-18)]], подчеркивает их важность и в то же время предостерегает от фарисейского, показного благочестия. Слова же о праведности книжников и фарисеев следует понимать в общем контексте полемики Иисуса с этой категорией лиц, к которой Он относится с подчеркнутой жестокостью. Евангелие от Матфея содержит целую серию таких обличений, каждое из которых начинается словами: //Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры//. Мнимая праведность фарисеев, таким образом, существенно отличается от праведности тех людей, которые исполняют весь закон Моисеев, но нарушают одну из наименьших заповедей. Фарисейская праведность — это лжеправедность, лицемерие и ханжество под видом праведности. Фарисеи подобны гробам, снаружи кажущимся красивыми, а внутри полным костей мертвых и всякой нечистоты [[new:mf:23:27|(Мф. 23:27)]]. Такой лжеправедности не место в Царстве Небесном. Приведенное нами толкование основано на буквальном прочтении двух изречений Иисуса, следующих одно за другим, с учетом общего контекста Его учения, как оно представлено в Евангелии от Матфея. Выражение **"Царство Небесное"**, как синонимичное ему выражение "Царство Божие", никогда и нигде в речи Иисуса не употреблялось в смысле загробного существования вообще, включающего и блаженство праведных, и мучение грешных. В тех случаях, когда речь идет о посмертном воздаянии, Царству Небесному, или Царству Божию, противопоставляется геена огненная, а жизни вечной — мука вечная. Вот лишь два примера: //И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную// [[new:mk:09:47|(Мк. 9:47)]]; //И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную// [[new:mf:25:46|(Мф. 25:46)]]. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что, говоря о Царстве Небесном, Иисус всегда имеет в виду пребывание с Богом, даже если в этом Царстве существует своя иерархия и //"многие обители".// См. также Толкование на [[new:mf:05:17#mitr_ilarion_alfeev|Мф. 5:17]] **//Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.//** [<10>]