[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Обрати внимание, какая обещается награда. Упомянув о наказании, ожидающем лицемеров, Спаситель показывает и ту славу, которая ожидает раздающих милостыню втайне, чтобы и тем и другим возбудить Своих слушателей, и возвести их к высокому учению. Он внушает, что Бог везде присутствует, и что наши дела не ограничиваются настоящей жизнью, но что после этой жизни мы предстанем на страшное судилище, дадим отчет во всех делах своих и получим или почести, или наказания, и что тогда ни малое, ни великое дело не может скрыться, хотя бы оно во время настоящей жизни, по-видимому, и было скрыто от людей. На все это Спаситель сделал намек, когда сказал: "**Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно**". Воздаст, когда представит тебе великое и священное зрелище, когда то, чего теперь желаешь, даст тебе в великом обилии. Чего желаешь ты, говорит Он? Не того ли, чтобы иметь кого-нибудь зрителем дел твоих? Так вот тебе зритель – Сам Бог всяческих, а даже не ангелы, не архангелы. Если же ты желаешь иметь своими зрителями и людей, то Он в надлежащее время исполнит и это твое желание, и даже в величайшем избытке удовлетворит его. Если ты ныне захочешь показать себя, то можешь показаться только десяти, двадцати, или ста человекам; а если стараешься скрываться ныне, то тогда сам Бог возвестит о тебе перед всей вселенной. Итак, если ты особенно желаешь того, чтобы люди видели твои добродетели, то скрой их ныне, чтобы все с большей честью увидели их тогда, когда Бог сделает их явными, откроет и возвестит перед всеми. Видящие ныне обвинят тебя, пожалуй, и в тщеславии; а когда увидят тебя венчаемого, тогда не только не обвинят тебя, но и все удивятся тебе. Таким образом, если ты можешь получить от Бога величайшую награду и всех привести в удивление, для этого только потерпев малое время, то подумай, какое бы было безумие лишиться того и другого, и, прося у Бога награду за свои добрые дела, стараться показать их людям, тогда как на них взирает Сам Бог? Если уж нужно показывать себя, то, прежде всего, нужно показывать Отцу, а особенно – когда Отец властен и увенчать, и наказать. Даже, если бы Бог и не наказывал за тщеславие, то и тогда ищущему славы неприлично было бы менять Бога на людей, заставляя их смотреть на свои дела. Кто бы был так жалок, чтобы, пренебрегши царем, спешащим видеть его блистательные подвиги, захотел быть видимым одними только бедными и нищими? Потому-то Спаситель повелевает нам не только не выказывать самих себя, но и стараться скрывать себя от других; а не иметь желания выказывать себя, и иметь желание скрываться – не одно и то же. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 19-я.**// ===== Блаж. Августин ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Лицемер – это тот, кто как в Церкви, так и в повседневной человеческой жизни желает казаться тем, чем не является. Ведь он притворяется, не являя праведности, потому что всю выгоду полагает в людской славе, которую могут стяжать даже лицемеры, когда вводят в заблуждение тех, кому кажутся добрыми и кем прославляются. Но такие не обретают вознаграждение от зрящего сердца Бога, разве что наказание за обман. Ибо //они уже получили//, говорит, от людей //свою награду//. И о них самым справедливым образом будет сказано: «//Отойдите от Меня, делающие беззаконие// (см. [[new:mf:07:23|Мф. 7:23]]). Ибо вы произносили имя Мое, но не творили Мои дела». Поэтому уже получили свое вознаграждение те, кто творит милостыню только для того, чтобы прославиться перед людьми, а если не прославиться перед людьми, то поступают так, чтобы прославиться, как уже обсуждалось выше. Ведь тот, кто поступает правильно, не [должен] стремиться к людской похвале, но сама похвала должна следовать за тем, кто верно поступает, дабы достигли преуспеяния те, кто может подражать тому, что восхваляют, а не так, чтобы тот, кого хвалят, считал их до некоторой степени полезными для себя. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** См. Толкование на [[new:mf:06:03#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 6:3]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Когда? Когда все окажется обнаженным и явным, тогда наиболее прославишься и ты. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** См. Толкование на [[new:mf:06:03#evfimij_zigaben|Мф. 6:3]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** **Видящий тайное, воздаст тебе явно**. Побуждение, по которому милостыню должно творить втайне, то, что эта милостыня угодна Богу; Он видит все наши действия, как бы тайны они ни были, и за них воздаст явно. Это воздаяние бывает иногда и в этой жизни, когда рука дающего не только не оскудевает, но видимо восполняется; но особенно оно будет явно на Страшном Суде Христовом, когда за все действия объявлено будет воздаяние ([[new:mf:25:31|Мф. 25:31]] и далее; ср.: Златоуст, Феофилакт). //**Толковое Евангелие.**// ===== Анонимный комментарий ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Смотри, Он говорит о тайне сердца, а не места. Ведь Бог пребывает в тайне сердца, а не в тайном месте. Подумай, что Бог пожелал, чтобы мы творили втайне, не для того, чтобы наше дело осталось в неизвестности. А иначе как же Он говорит: //Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]? Но для того, чтобы Самому явить это. Ибо всякое доброе [дело] благодатнее, когда нами скрывается, а Богом показывается. Так, если ты показываешь сам себя, то немногие тебя похвалят, то есть те, кто не понимает, что ты мог поступить так и втайне; а кто понимает, тот скорее осуждает, чем хвалит. Но если тебя явит Бог, то никто не будет тебя порицать, кроме, быть может, дурного человека, кому неприятен добрый человек. Ибо невозможно, чтобы доброе дело, совершенное человеком втайне, было оставлено Богом, но в сем веке Он делает его явным, и в будущем прославляет, ибо слава у Бога. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** См. Толкование на [[new:mf:06:03#prot_ioann_buxarev|Мф. 6:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** См. Толкование на [[new:mf:06:03#lopuxin_ap|Мф. 6:3]] ===== Троицкие листки ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Сделай доброе дело, и тотчас же постарайся, если можно, забыть об этом добром деле, **чтобы милостыня твоя была втайне** от всех. Помышляй, что ты исполнил только повеленное тебе Богом, как раб непотребный: чем же можно тебе тщеславиться? Да еще все ли так исполнил ты, как Бог велел? Милостыня — дело не твое, а Божие, Богом тебе только порученное; ты исполнил дело Божие, пусть Богу и слава воздается: //не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу// [[old:ps:113:09|(Пс. 113:9)]]. Впрочем, и ты не будешь лишен славы: Бог все видит, везде присутствует; на Его Страшном Суде не укроется, как бы ты не старался скрыть ни малое, ни великое дело твое; поэтому знай, что **и Отец твой** Небесный, **видящий тайное**, от Которого ничто нигде не может укрыться, **воздаст тебе явно**, открыто. Это воздаяние бывает иногда и в этой жизни, когда рука дающего не только не оскудевает, но видимо наполняется; но особенно оно будет явно на Страшном Суде Христовом, когда за все дела и даже намерения твои будет объявлено тебе воздаяние. «Чего желаешь ты? – объясняет святитель Златоуст. – Не того ли, чтобы иметь зрителей дел твоих? Вот ты имеешь не Ангелов, не Архангелов, но Бога всяческих. Если же желаешь и людей иметь зрителями, то Он исполнит и это твое желание: если ты ныне захочешь показываться, то можешь показаться только десяти, двадцати или ста человекам; а если стараешься скрываться ныне, то тогда Сам Бог возвестит о тебе перед всей вселенной. Видящие ныне обвинят тебя в тщеславии, а тогда будут все удивляться тебе. Даже если бы Бог и не наказал за тщеславие, то и тогда ищущему славы неприлично было бы менять Бога на людей, заставляя их смотреть на свои добрые дела. Сам Царь Небесный желает видеть твой подвиг: зачем же ты от Него отвращаешься и желаешь, чтобы видели только люди?» Сам Отец Небесный на тебя взирает; будь же достойным такого Отца. Так и творили угодники Божии дела милосердия к ближним. Их жития полны рассказов, самых трогательных, о тайной милостыне. Вспомним, как святитель Христов Николай Чудотворец, в глубокую полночь бросал золото в окно бедной хижины старика отца, чтобы помочь ему выдать замуж его трех дочерей. Вспомним, как наш святитель Тихон Задонский тайно, через своего келейника, подавал милостыню беднякам. Есть, по милости Божией, есть и в наши грешные времена такие милостивцы, единому Богу ведомые. Они знают, что истинная нищета стыдится просить подаяния: бедному больно сознавать, что ему приходится жить на чужой счет, кормиться чужими кусками; зачем же стеснять несчастного, зачем давать ему чувствовать эту боль? Нет, лучше подай ему милостыню так, чтобы и ему было не стыдно принять, и тебе нечем было тщеславиться. Зато какое сладостное чувство испытает душа твоя, когда ты сделаешь добро тайное! Твое сердце скажет тебе, что на него снизошло благословение Божие, как роса небесная, что это благословение низведено свыше молитвой того бедняка, которого ты осчастливил своим благодеянием. И доброе дело твое, сокрытое от людей, будет для души твоей манной небесной, для сердца твоего елеем радования, и ты познаешь тогда, сколько счастья и блаженства может доставить человеку одно дело любви христианской. //Да не увесть же шуйца твоя, что творит десница твоя// (см. [[new:mf:06:03|Мф. 6:3]])! //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно** Еще одним скрепляющим звеном, также относящимся к трем темам, является рефрен: **и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно**. В большинстве древних манускриптов во всех трех случаях текст звучит так: **"и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе"**. Выражение **"явно"** (εν τω φανερω) в них отсутствует. В более поздних рукописях оно появилось в результате смысловой корректировки, в качестве антонима к слову **"тайное"**. Оба позднейших чтения вошли в textus receptus, на основе которого был сделан русский синодальный перевод. **//Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.//** [<10>]