[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:22 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 22-23 **Светильник телу твоему есть око твое: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет** Тело, когда око лукаво, делается темным, не по вине Создателя, — потому что //вся, елика сотвори// Бог, //добра зело// [[old:gen:01:31|(Быт. 1, 31)]], – но по развращенному и злонамеренному нраву того, кому принадлежит око. И ты, благоразумный читатель, слыша о лукавом оке, разумей не око в главе, но лукавый помысл в непросвещенном сердце. А если случится, что телесное око омрачено будет от сильного гноетечения и от головной боли; то телесная слепота не делает еще человека чуждым благ будущих и вечных. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло** Самоиспытание и благоразумие есть око и светильник для души, как глаз есть светильник для тела. А **если око светло, то и всё тело светло будет, если же око темно, то и всё тело темно будет**, как сказал Сам Господь в Евангелии. То есть посредством самоиспытания человек исследует и различает все свои желания, словá и действия и уклоняется всего, чтó может удалять нас от Бога. Помощью же сего благоразумного различения человек отражает и совершенно уничтожает все ухищрения вражии и ясно отличает добро от зла. Истина сего очевидна из Священного Писания. Саул, царь израильский, поскольку не имел сего светильника, то ум его до того помрачился, что он даже не понимал, как исполнить то, что Бог повелевал ему через Самуила пророка, и что исполнение сего повеления было бы лучше принесения жертвы, а потому он раздражил Бога тем самым, чем думал угодить Ему, за что и лишен был царства (см.: [[old:1ts:13:07|1 Цар. 13, 7-15]]). Апостол сие различение называет //испытанием// (см.: [[new:1kor:11:28|1 Кор. 11, 28]]), и оно почитается правителем и источником жизни нашей, по сему изречению Писания: //имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете// [[old:pr:11:14|(Притч. 11, 14)]]. То есть Писание называет самоиспытание советом и предписывает нам, чтобы мы ничего не делали без совета, даже не позволяет нам без совета пить духовного вина, веселящего сердце человека, ибо говорит: //без совета ничесоже твори// [[old:prsir:32:21|(Сир. 32, 21)]], //с советом все твори, с советом пий вино// [[old:pr:31:04|(Притч. 31, 4)]]. То же Писание внушает нам: //якоже град стенами разорен и не огражден//, в который, то есть всякий, кто хочет, может входить и расхищать сокровища его, //тако муж творяй что без совета// [[old:pr:25:28|(Притч. 25, 28)]]. //**Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== Ст. 22-23 "**Светильник телу есть око: аще убо будет око твое**» светло, «**все тело твое**» просветится: «**аще же око твое лукаво, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми**" Как очи суть свет для тела; и когда очи здоровы, – все тело освещено; а когда попадет что в очи, и они омрачатся, тогда все тело бывает во тьме: так Апостолы были поставлены очами и светом для целого мира. Посему, Господь, заповедуя им, сказал: „если вы, будучи светом для мира, устоите и не совратитесь, то просвещено будет все тело мира. А если вы – свет мира – омрачитесь; «**то тьма**», то есть мир, "**кольми**"? Итак, Апостолы, став светом, послужили светом для веровавших, просветив сердца их тем небесным светом Духа, которым просвещены были сами. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 1.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло** Сказано: **«светильник телу есть око»** [[new:mf:06:22|(Мф. 6:22)]]. Ибо горнее мудрствующий ум есть душевное око, и зрение его сильно распространяет свет свой на все устройство вещей. Но если в упоении среди бесполезных забот, влекущих долу, в бездну погибели, преклонишь ум к этому грубому и жалкому, то будет ли ум в состоянии представить себе что-то доброе или внушить что-то полезное собственным своим помыслам? Посему должен прийти в омрачение и смятение всякий злой навык, который везде, как в ночи, представляет уму недоумения и тяжкую брань. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Серапиону.//** ---- Духовно разумея, читай написанное: **«аще будет око твое просто, все тело твое светло будет»** [[new:mf:06:22|(Мф. 6:22)]]. Ибо телом называется здесь душа, а оком – ум. **//Письма на разные темы. Письмо 4.5.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло** Какое другое разумеет Он здесь око, кроме ума? Сие око не может быть просто, если не видит простого (чистого) света. Свет же простый (чистый) есть Христос. Итак, кто имеет в себе свет Христов, который бы светил в уме его, о том говорится, что он имеет ум Христов. Когда око твое, то есть ум твой прост, то есть светел, тогда и бестелесное тело твое, то есть все части души твоей будут светлы; и наоборот, когда ум твой лукав, то есть омрачен и погашен, тогда и вся душа твоя будет темна. Итак, рассуди добре, не тьма ли и свет, который в тебе? Вникни также добре, не думается ли тебе, что имеешь то, чего еще не стяжал? Добре рассмотри это, чтоб не обмануться и не подумать, что в тебе свет, тогда как это не свет, а тьма. **//Слова (Слово 59-е).//** ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Светильник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет** **Светильник телу есть око**, то есть светильник душе или сердцу есть разум. Разум должен быть путеводною звездою для сердечных движений и проливать в сердце свет веры и естественных познаний; движения святые, добродетельные он должен поддерживать и питать размышлением, а движения греховные, страстные сейчас отсекать как гибельные для души и противные Богу – Законодателю. Потому-то и совесть называется практическим умом. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ---- Бог есть Око всевидящее — и душа наша есть око простое //(Про́стый (церк.-слав.) — открытый, прямой, чистый; цельный, неделимый на части.)//; аще будет око твое просто, все тело твое светло будет, говорит Господь . Итак, да будет оком твоим Господь в сердце твоем. Душа наша — око от Ока, и как чрез телесное зрение видит душа, так чрез наше сердечное око в чистом его состоянии зрит Бог, Око нашего сердца. Отсюда пророки, прозорливцы, видевшие будущее и сокровенное и сокровенные помышления человеческие. //**Дневник. Том XI.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 22-23 **если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма** Гноящиеся глаза обыкновенно видят многочисленные светильники, глаз простой и чистый созерцает простое и чистое. Все это он будет переносить и к чувству. В самом деле, подобно тому, как тело совершенно погружается во тьму, если глаз не будет прост, и душа будет держать все чувства в непроглядной тьме, если она утратит свое первоначальное сияние. Итак, **если** находящийся в тебе **свет есть тьма**, то сколь велика будет самая тьма! Если чувство, которое есть свет, помрачается пороком души, то, подумай, какою тьмою будет окутан самый мрак! //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 22-23 **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма** Это место следует понимать так, что мы знаем, что все наши дела чисты и желанны в глазах Божиих в том случае, если они творятся чистым сердцем, то есть со стремлением к высшей цели любви, ибо //любовь есть исполнение закона// [[new:rim:13:10|(Рим. 13:10)]]. Поэтому **глаз** следует нам понимать здесь как то самое намерение, с которым мы делаем все, что только делаем. Если [это намерение] было чистым и правильным и обращено на то, на что следует, то все наши дела, которые мы совершаем согласно этому намерению, непременно благие. Все эти дела [Христос] назвал **всем телом**; также и апостол называет нашими членами некоторые дела, которые осуждает и предписывает умертвить, говоря: //Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, любостяжание// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]] и прочие подобные [дела]. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло** См. Толкование на [[new:mf:06:21#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 6:21]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 22-23 **Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет** **Светильник**, т.е. осветитель. Сказав о недостойном рабстве ума, который есть глаз души, желает показать еще яснее, что такое рабство ума есть пагуба для души. Для примера берет глаз телесный и предоставляет заключать от этого к тому. Здесь нужно заметить, что **простым** Он называет здоровый глаз, а **лукавым** – больной. Итак, говорит: если глаз твой будет здоров, то **все тело твое будет светло**, заимствуя свет от собственного светильника; а если глаз твой будет болен, то все тело твое будет во мраке, не освещаясь им. Так и ум, глаз души, когда служит заботе о зарытом сокровище, болен, и болезнь есть эта именно забота; вследствие этого и душа потемнена. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло** **Светильник для тела есть око**. Наглядным общевразумительным примером Спаситель разъясняет и доказывает выраженное в предшествующих стихах учение о стяжании истинного сокровища на Небесах. Глаз – светильник для тела: если он здоров и чист, то и все тело через него светло, и все предметы видит он в их истинном виде. Но если глаз болен или нечист, он плохо видит и различает предметы и даже члены собственного тела. Тот, у кого око чистое, хорошо видя, может оценить и истинное достоинство предметов, а этот, с больными глазами, не может хорошо рассмотреть и узнать их. То же должно сказать и о душе в отношении ее к духовным предметам. Светильник души есть ум (ср.: Златоуст, Феофил.): если ум светел, ясно понимает предметы духовные, то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно драгоценного для души. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 22-23 **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма** Здесь с оком телесным, т. е. глазами, сравнивается око душевное, – ум и совесть. Смысл сих слов следующий: светильник для тела суть глаза. Если глаза твои здоровы и ясно видят предметы; то и все тело, осматриваемое ими, будет чисто, не чистое смоешь, сотрешь, и безопасно, – напр. не споткнешься. Если же глаза твои не здоровы и видят слабо и неправильно; то и тело твое все не будет чисто и безопасно. Подобным образом светильник для души – ум и совесть. Если ум и совесть будут чисты, т. е. будут правильно понимать истину веры и правила закона, будут желать спасения, то они будут просвещать и всю душу со всеми ее действиями, направлять их к соблюдению веры и исполнению закона; если же будут слепы, т. е. неправильно понимать истину и закон, то ослепят и всю душу со всеми ее действиями: тогда станешь считать и ложное истинным, и порочное добродетельным, и будешь водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Посему каждый должен смотреть, не сделался ли в нем этот душевный свет, т. е. ум и совесть тьмою, напр., ум не увлекся ли очень заботою о земном, с нарушением закона Божия, а совесть уже не беспокоит за это заблуждение и за пороки. И если это случилось так, – т. е. **если**, по евангельскому выражению, **свет, который в тебе, тьма**; то что сказать о других низших способностях души, какова память, воображение, чувство и др., какого рода их деятельность? – **то какова же тьма?** Опытно подтверждают слова сии язычники, которые, в помрачении ума и совести, вместо истинного Бога кланялись идолам, пороки, напр., мщение, считали добродетелями и между нами людьми, потерявшие, как говорится, совесть. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Глаза у нас суть светильник для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, и безопасно, – ходя, мы не споткнемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно. Подобным образом светильником для души служит ум. Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу, со всеми ее действиями, направлять их к соблюдению веры и исполнению закона, для спасения. Если же он темен, т.е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станешь считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будешь водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Тогда, между прочими неправильными действиями, будешь привязываться к земным и чувственным предметам, а не к небесным и духовным, о чем было говорено выше и будет говориться далее. Этот же смысл и в дальнейших словах Христовых: **Если свет, который ** (иже) **в тебе, тьма**, т.е., если разум затемнился и не понимает истинно Божественного; то **какова же** в таком случае **тьма** (тьма кольми), т.е. каковы же при этом прочие, низшие сравнительно с умом, способности души, как то: память, воображение, чувство? Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам, пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями. Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша будет чистая; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть. В дальнейших словах Евангелия: //никто же// и проч., – Спаситель указывает причины, почему не должно чрезмерно заботиться о земных благах, а должно больше заботиться о душе и надеяться на промысл Божий. Первая причина сего в том, что //никто не может// (работати) //служить двум господам// и проч. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-23 **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма** Толкование этого места у древних церковных писателей отличалось простотой и буквальным пониманием. Златоуст принимает “чистый” (απλούς) в значении “здоровый” (ύγής) и толкует так: “ибо как глаз простой, т.е. здоровый, освещает тело, а если худ, т.е. болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы”. Иероним: “как все тело наше бывает во тьме, если глаз не прост (simplex), так, если и душа потеряла свой первоначальный свет, то все чувство (чувственная сторона души) остается во мраке”. Августин разумеет под глазом намерения человека, – если они будут чисты и правильны, то и все наши дела, исходящие из ваших намерений, хороши. Иначе смотрят на это дело некоторые современные экзегеты. “Идея 22 стиха”, говорит один из них, довольно наивна – “будто глаз есть орган, через который свет находит доступ ко всему телу, и будто существует духовное око, через которое входит духовный свет и освещает всю личность человека. Это духовное око должно быть чисто, иначе свет не может входить и внутренний человек живет во тьме”. Но даже с точки зрения современной науки какой же другой орган может быть назван светильником (хотя бы для тела), как не глаз? Идея 22 ст., поэтому, вовсе не так “наивна”, как воображают, тем более, что Спаситель не употребляет тех выражений: “находит доступ”, “входит”, какие употребляются людьми, знакомыми с последними выводами естественных наук. Гольцман называет глаз “специфическим световым органом (Lichtorgan), которому тело обязано всеми своими световыми впечатлениями”. Несомненно, что глаз есть орган для их восприятия. Если глаз не чист, то, – какое бы из этих выражений мы ни выбрали, – получаемые нами световые впечатления не будут иметь такой живости, правильности и силы, какие бывают у здорового глаза. Это правда, что с современно-научной точки зрения выражение: “светильник для тела есть око” могло бы показаться не совсем ясным и научно правильным. Но Спаситель и не говорил современным нам научным языком. С другой стороны, и современная наука не чужда подобных неточностей, напр., “солнце восходит и заходит”, тогда как солнце остается неподвижным, и никому нельзя ставить подобных неточностей в вину. И так выражение должно считаться правильным и равносильно современному научному выражению: глаз есть орган для восприятия световых впечатлений. При таком понимании нет надобности вводить и дальнейших рассуждений, будто противоположными рассуждениями этого и дальнейшего стиха внушается контраст между щедростью и милостыней, и что по иудейской аксиоме “хороший глаз” есть метафорическое обозначение щедрости, “худой глаз” – скаредности. Это правда, что в нескольких местах Священного Писания “жадный” и “завистливый” глаз употребляются в этом смысле [[old:vtor:15:09|(Втор. 15:9;]] [[old:vtor:28:54|28:54-56;]] [[old:pr:23:06|Притч. 23:6]]; [[old:pr:28:22|28:22;]] [[old:pr:22:09|22:9;]] [[old:tov:04:07|Тов. 4:7]]; [[old:prsir:14:10|Сир. 14:10)]]. Но в рассматриваемом месте нет речи ни о щедрости, ни о милостыне, а просто выясняется, каково должно быть отношение человека к земным благам. В этом последнем и связь 22 и 23 стихов с предшествующею речью. Тусклый, помраченный, больной глаз любит больше созерцать земное (по аналогии с плохо зрящим человеком – смотреть под ноги, не смотреть вдаль; прим ред.), для него тяжело смотреть на яркий свет, на небесное. По словам Бенгеля, в священном писании слова, выражающие простоту (απλούς, άπλότης) никогда не употребляются в худом смысле. Простой и добрый, имеющий небесные намерения, стремящийся к Богу – одно и то же. В 23 ст. – противоположение предыдущей речи. Последние предложения этого стиха всегда представлялись трудными. Можно наблюдать в этом месте чрезвычайно поэтическую и тонкую игру слов, и переводить так же, как в нашем русском (слав. тьма кольми – точно, но неясно) и Вульгате (ipsae tenebrae quantae sunt), не относя слова тьма к “внутренним помыслам человека, его страстям и наклонностям”. Последний смысл только дальнейший и несобственный, поскольку образы и метафоры служат обозначением внутренних духовных отношений. Метафора основывается на различии степеней тьмы, начиная от недостатка света, сумерек и кончая полным мраком. Глаз нездоров (πονηρός) в противоположность здоровому (απλούς), и тело освещается только отчасти; иначе сказать, глаз только отчасти воспринимает световые, и притом неверные, впечатления. Так что “если свет в тебе” равняется тьме, то “сколько тьмы”. Гримм объясняет это выражение так: “если свет твой внутренний есть тьма (темен), т.е. если ум лишен способности разумения, то как велика будет тьма (насколько больше она достойна сожаления в сравнении с слепотою тела)”. Σκότος относится к так называемым “колеблющимся” выражениям у классиков, которые употребляют его и в мужском и среднем роде. В [[new:mf:06:23|Мф. 6:23]] – средний род и употреблено в значении нездоровье, пагуба (ср. [[new:in:03:19|Ин. 3:19;]] [[new:act:26:18|Деян. 26:18;]] [[new:2kor:04:06|2 Кор. 4:6]] – Кремер). ===== Троицкие листки ===== Ст. 22-23 **Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма** Спаситель хочет показать, какой вред происходит для человека, когда его сердце бывает порабощено земным попечением. Он приводит такое сравнение: **Светильник для тела есть око**: **Итак, если око твое будет чисто, **если глаз твой будет чист и здоров, **то все тело твое будет светло, **т.е. твой глаз будет видеть и тело твое таким, каково оно есть. «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души», – объясняет святитель Златоуст. **если же око твое будет худо, **если глаз твой болен или нечист, **то** он плохо видит, и тогда **все тело твое будет темно**: ты не будешь видеть даже собственных членов твоих. **Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма**? Если ослепим ум, то чем смотреть будем? Заградив источник, иссушишь и реку; подобным же образом, если разум, просвещенный светом истинной веры, ты помрачишь пристрастием к земному, то какова же будет тогда эта непроглядная тьма, этот мрак страстей, который охватит со всех сторон твою душу? «Когда кормчий, – говорит Златоуст, – сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, – тогда какая надежда остается для подчиненных? Бог даровал нам ум для того, чтобы мы рассеивали мрак неведения, имели правильное понятие о вещах и, пользуясь им как светом, пребывали безопасны». Блаженный Августин так толкует слова Христовы: «Если око твое будет чисто, если твое намерение честно и богоугодно, то все дела твои, совершаемые с этим намерением, будут также чисты и праведны; они будут светлы. Если же око твое будет лукаво, если твое намерение осквернено и омрачено плотским похотением и пожеланием временных благ, то все твои действия, проистекающие из этого нечистого побуждения, будут причастны мраку». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]