[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что //этого ищут язычники// [[new:mf:06:32|(Мф. 6:32)]], которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: **ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам**. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам** Царствие Божие не иное что есть, как вкушение будущих благ, т. е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно это душе человеческой. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== ****Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам**** Увещевая не пещися душею, – потому что это свойственно язычникам, – Он присовокупил: **«Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам»**, показывая, что если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того – Бог устроит так, что вместе с спасением души ты несомненно будешь обладать и этими (необходимыми земными благами). Ибо это – Он, Который отверзает руку Свою и наполняет все живое благоволением; Которому и Давид говорит: //«Жатву и весну Ты создал еси я, (их)»// [[old:ps:073:17|(Пс.73:17)]], говоря не только о видимых вещах, но и о духовных, посему и //«жатву»// он поставил перед //«весной»//: потому что если сначала не будет отсечения от неверных или дурных поступков и людей, ты не достигнешь весны, цветя добродетелями. **//Омилия 26, произнесенная во время жатвы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам** <...> Правило совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди, безусловно для всех обязательной, но в качестве совета, условно предлагаемого желающему: //аще хощеши совершен, быти//. И как не от всякого можно надеяться совершенства, так ненадежно было бы советовать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами. Если бы все занимающееся земледелием решились буквально исполнять правило: //не пецыся на утрей//, и, отвергнув попечение о завтрашнем дне, тем паче отвергли попечение о следующем годе и перестали бы пахать и сеять, – такое одностороннее направление к жизни духовной разрушило бы жизнь естественную. Но если, таким образом, неизбежно, чтобы многие не оставляли занятий делами земными и мирскими, то неизбежно встречается вопрос: как достигнуть того, чтобы дела земные и мирские не препятствовали делу духовному и небесному? Более общеупотребительное и для немощи нашей более снисходительное решение сего вопроса можем найти в изречении Господнем: **ищите прежде Царствия Божия и правды его**. Поставление одного дела прежде показывает, что допускается другое дело после. Следственно в изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая сокрытая в слове: **прежде**. Мысль открытая: должно искать царствия Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и некоторых других предметов после. Таким образом из слова Христова открывается, что есть возможность, с успехом упражняться в деле небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, без вреда для сего дела, заниматься и делами земными, делами необходимыми, как-то: снисканием пропитания, одежды, жилища; – делами должными, как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом; – делами полезными, или хотя только невинными, как-то: приобретением и употреблением разнообразных познаний в области природы и искусства, впрочем так, чтобы с сими египетскими сокровищами не погрязнуть в море житейском, но чтобы мудро и праведно похитить их у египтян, и употребить во славу Отца Небеснаго и во благо земных чад Его. Тайна доброго и беспрепятственного успеха заключается в том, чего вы будете искать прежде, какое дело пойдет у вас вперед других дел, будет первенствовать между всеми делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях, или, как изъяснился один из древних отцов, что будет у вас делом и что поделием. Если вы будете прежде всего искать Царствия Божия и правды его; если дело спасения души вашей благодатию и верою, очищения заповедями, усовершения добродетелями будет у вас первенствовать между всеми прочими делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях; если сие только и будете вы почитать Делом истинным и важным, а все земные дела только поделием, занятием второстепенным, маловажным, которому некоторая доля внимания уступается после главного дела, то земные дела не будут у вас препятствием делу небесному; вы можете надеяться обрести Царствие Божие, паче всего искомое, и между тем не иметь недостатка и в том, о чем менее заботитесь, в потребном для земной жизни, по верному обещанию Господню: **сия вся приложатся вам**. Напротив того, если вы думаете, что надобно прежде обеспечить себя в делах земных и мирских и потом уже пещись о небесном; если какое-нибудь земное занятие наукою, искусством, художеством, промыслом, исканием выгод, блеска и приятностей жизни сделалось у вас первенствующею мыслью, господствующим желанием, вашим делом по превосходству, а дело благочестия остается у вас только поделием, делом досуга от мирских занятий, то вы превратили порядок, предписанный словом Господним; вы не на пути к обретению Царствия Божия; да и для обеспечения себя земными благами не знаю, на чем можете утвердить свою надежду, потому что не к вам относится обещание Господне: **сия вся приложатся вам**. **//Слова и речи, том V. 257. Слово в день обретения мощей прп. Сергия. 1850 г.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам** Господь заповедует ученикам Своим: **Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам**. //Весть бо Отец ваш Небесный, яко всех сих требуете// [[new:mf:06:32|(Мф. 6:32)]]. Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что, по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, т.е. всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедает нам через апостолов //носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов// [[new:gal:06:02|(Гал. 6:2)]]. //**Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.**// ===== Блаж. Августин ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам** См. Толкование на [[new:mf:06:31#blazh_avgustin|Мф. 6:31]] ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** См. Толкование на [[new:mf:06:31#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 6:31]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам** См. Толкование на [[new:mf:06:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 6:32]] ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** На пищу и питие сладкое смотри под образом праха и гноя, что они и действительно суть, и не пецысь, что тебе есть и пить. **Ищи прежде Царствия Божия и правды Его** — мира, святыни, любви со всеми, и Бог Сам приложит тебе всё нужное для тела. //**Дневник. Том V. Март.**// ---- **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам**. Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, - помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, - исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. //Аз свет в мире приидох,// говорит Господь, //да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет// [[new:in:12:46|(Ин. 12:46)]]. Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: //елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся// [[new:gal:03:27|(Гал. 3:27)]]. Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, - помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша. //**Моя жизнь во Христе: Слово 860.**// ---- **Ищите прежде Царствия Божия**, то есть всеми мерами умудряйтесь достигнуть того, как бы воцарился в сердцах ваших Христос и исполнил чрез вас всякую добродетель, со всем усердием старайтесь искоренять из сердца своего всякое зло, всякую страсть: самолюбие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, гордость, славолюбие, чрез которые царствует в вас диавол, и со всем усилием старайтесь насаждать искреннюю любовь к Богу и ближним, благожелание ко всем, стремление угодить всем всяким образом по истине, кротость, смирение. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам** **Прежде**, т.е. прежде телесных нужд, или: преимущественно, особенно. **Царством Божиим** называет здесь наслаждение вечными благами, а **правдою Его** – оправдание от Него, т.е. чтобы Он Сам оправдал вас (или преуспевание в праведности, т.е. всецелой добродетели, чрез которую мы оправдываемся). Если вы будете просить того, что необходимо для души, то Он присовокупит и дарует то, что необходимо для тела. И как выше, где Он учил, как должно молиться, повелел прежде говорить: //Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли,// а потом уже: //хлеб наш насущный даждь нам днесь// ([[new:mf:06:09|Мф. 6, 9-11]]). И не для того мы сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы, благоугодив Богу, наслаждаться вечными благами. Поэтому нужно особенно искать этого и сильно домогаться. Если мы не будем искать этого, то Бог и не даст; между тем как то, что необходимо для тела, будем ли мы искать, или не будем, все-таки получим ради поддержания тела, как и неверующие язычники. Посему и сказал: **приложатся**. Итак, не об этом должно заботиться, что мы получим и без заботы, но о том. Но если то, что необходимо для тела, Он дает, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе? Конечно для того, чтобы посредством такой молитвы признавали, что питает нас Он, а не наша забота. И чтобы, признавая это, мы посредством благодарности становились к Нему ближе. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** **Ищите же прежде Царства Божия**. Ищите, заботь­тесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к [[new:mf:03:02|Мф. 3:2]]), сделаться истин­ными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека. **И правды Его**. Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Цар­ства, — праведности пред Богом. **Приложится**. Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. При­ложится — и чувственно, внешне, так как праведни­ки получают иногда и внешнее воздаяние, а особен­но внутренне, так как истинно ищущие Царства Бо­жия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них — истинное до­вольство. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** **Ищите же прежде царствия Божия**, т. е. старайтесь прежде всякой заботы о телесных нуждах найти царство Божие, – истинную Христову веру на земле и райское блаженство на небе (о царстве небесн. см. в объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]], **и правды Его** – праведности пред Богом, т. е. святой, чистой, добродетельной жизни и оправдания от грехов чрез веру во Христа Спасителя и участие в спасительных таинствах Христовой церкви. В этих словах указывается, о чем более всего, т. е. прежде всякой заботы о телесных и житейских потребностях, должен пещись христианин. Спасение души – вот главное дело христианина; забота о земном – дело второстепенное, а не наоборот, как по большей части бывает у нас. **И сия вся** (и это все) **приложатся вам**, т. е. земные блага без особенной заботливости и усилия будут даны вам, – присоединятся как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия. И мы видим, что праведники получают и земное воздаяние, – с помощью Божиею они имеют успех в своих делах. Для праведников, впрочем, как ищущих царства Божия, и скудость служит довольством в надежде благ небесных, вечных. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:06:31#prot_ioann_buxarev|Мф. 6:31]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** Переведено точно, и однако не согласно с некоторыми кодексами. По русскому переводу выходит, что “его” относится к царству, т.е. ищите Царства Божия и правды этого Царства; между тем в некоторых греческих текстах, если бы местоимение “его” относилось к Царству (βασιλεία), то вместо αύτοΰ (муж. рода) стояло бы αυτής. Значит слово “Его” должно относиться к “Отец ваш на Небе”, и смысл выражения таков: ищите прежде Царства и правды Отца вашего небесного. В русском переводе это, впрочем, выражено тем, что “Его” напечатано с прописной буквы. Чтобы избежать всякой двусмысленности в греческом в нескольких кодексах прибавлено к την βασιλείαν — του θεοΰ (в Вульг. и лат. перев.: regnum Dei, et justitiam ejus); а в некоторых του θεού еще и после δικαιοσύνην, что излишне. Кодекс В перемещает: ищите прежде правды и Царства, — что, вероятно, вызвано тем соображением, что правда служит условием для вступления в Царство 5:20, и потому должна стоять впереди. Встречающееся у Оригена, Климента и Ефсевия изречение Христа: “просите многого и малое приложится вам; просите небесного и земное приложится вам”, объясняет смысл 33 стиха, но не вполне. “Ищите” здесь заменено “просите”. Люди должны прежде всего стремиться к тому, чтобы на земле наступило или появилось Царство и правда Божии, всячески содействовать этому своею жизнью, поведением и верою. Это в положительном смысле; в отрицательном — уклоняться от всякой неправды (лжи, обмана, показухи и проч.), где бы она ни существовала. Если бы такое стремление было общим, то все остальное, чего язычники так усердно ищут и о чем так много заботятся, появится без особенных трудов и забот. Опыт действительно показывает, что благосостояние среди людей появляется не тогда, когда они все свое внимание сосредоточивают в мирских интересах и своекорыстии, а когда ищут правды. Благосостояния людей никогда не отрицает Христос. ===== Троицкие листки ===== **Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** Господь говорит только: Не предавайтесь излишним заботам о том, о чем обыкновенно люди заботятся; предпочитайте всем заботам одну, одного и ищите паче всего: **Ищите же**, никаких трудов не жалейте, **прежде** всего земного ищите **Царства Божия**, чтобы вам быть истинными сынами этого Царствия, послушными чадами Церкви Божией на земле и наследниками Царства Божия на небе, ищите и **правды Его**, оправдания пред Богом, по заслугам Сына Божия; тогда все прочее, чего ищут люди, найдется само собой: и **это все приложится вам**, присоединится, как бы в придачу за труды ваши в искании Царствия Божия. Бог не оставит вас, не забудет, все, что нужно вам, пошлет, а наипаче подаст вам мир Божий и радость духовную. Тогда у вас всегда будет светло на душе, всегда будет чиста и спокойна совесть, довольно всем сердце, так что вы за все будете Бога благодарить. **Ищите же** - говорит Господь — **прежде Царства Божия**. «Следовательно, — пишет святитель Филарет, — после Царствия Божия не возбраняется искать и того, что необходимо для земной жизни; следовательно, искание Царствия Божия не принуждает всех бежать из мира в пустыню, не запрещает жить и трудиться в мире». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]