[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:14 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** //Вопрос//. От чего **«узки»** те врата, и **«тесен»** тот путь, который вводит **«в живот»**, и как входит им человек? //Ответ//. Опять и здесь узкое и тесное означают не что либо разное; но слово: **«тесный»** выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: //«при стези соблазны положиша ми»// [[old:ps:139:06|(Псал.139,6)]]. Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: //«не уклоняйся ни направо, ни налево»// [[old:vtor:17:11|(Второз.17, 11)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Как если две сдвинувшиеся стремнины оставляют одну тропинку на высоком береговом утесе, то идущему по ней не безбедно туда и сюда уклоняться от середины, потому что на обеих, может быть, сторонах за уклонением последует обрыв со стремнины, так и закон требует от идущего по его следам не оставлять **пути**, как говорит Господь, **узкаго и тесного**, никакого уклонения ни влево, ни вправо не признавая благоуспешным. И этим словом определяется то учение, что добродетели состоят в середине. Почему всякий порок обыкновенно совершается или от недостатка, или от нарушения меры добродетели; например, относительно к мужеству робость есть некоторый недостаток этой добродетели, дерзость - нарушение меры, но что свободно от того или другого из этих пороков, то усматривается в середине между ними и есть добродетель. //**О жизни Моисея законодателя.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#svt_ioann_zlatoust|Мф. 7:13]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 7:13]] ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#svt_iustin_poljanskij|Мф. 7:13]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Поелику пространный путь, как видимый, более и более обольщал странников и привлекал в пагубу, а истинный путь жизни, как сокровенный и даже непроходимый без вышнего руководителя, более и более запустевал и становился совсем неведом; то наконец, по неизреченной благости небес, чудесно явился на земли «//Тот, Который есть//» (//В отд. изд. сих слов нет.//) «//Путь и Истина и Живот//» [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]]. Однако и Он не очистил пути к блаженству от терния и волчцев, но предоставил сие тому времени, когда Он паки приидет «//очистить//» все пространное «//гумно Свое//» и все «//плевы... сожещи огнем неугасающим//» [[new:mf:03:12|(Мф. 3:12)]]. Ныне же Он указал нам «**тесный путь вводящий в живот**», и Сам прошел сим путем, «//нам оставль образ, да последуем стопам Его//» [[new:1pet:02:21|(1 Пет. 2:21)]]. Есть различные стези и части единого всеобщего пути к блаженству; но всегда вернее узнается он потому, что «**тесен**», и требует подвига от проходящих по нему. Он лежит, там чрез воды слез: «//блажени плачущии//» [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]; здесь – чрез пустыню, в которой должно потерять все, чем когда-либо мы думали обладать в самих себе: «//блажени нищии духом//» [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]; инде – чрез дебри уничижения: «//блажени изгнани//» [[new:mf:05:10|(Мф. 5:10)]]; «//блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят//» [[new:lk:06:22|(Лк. 6:22)]]. Должно иногда воинственною рукою низлагать преграды и напряженнейшими усилиями восходить на высоту совершенства: «//царствие небесное нудится//» [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]]; иногда преданностью веры повергаться в смертные опасности, чтобы достигнуть спасительного упования на Бога: «//иже погубит душу свою, ...той спасет ю//» [[new:mk:08:35|(Мк. 8:35)]]. То, что споспешествует в путях плоти, часто даже препятствует на пути духа, и колесницы мира устрояются большею частию не по размеру «//узких врат, ...вводящих в живот//»: так «//не удобь уповающим на богатство в царствие Божие внити//» [[new:mk:10:24|(Мк. 10:24)]]. Небесный Путеводитель требует от нас некоторого разлучения с ближайшими нашими сопутниками: «//приидох//, – говорит Он, – //разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою; иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин//» ([[new:mf:10:35|Мф. 10:35]], [[new:mf:10:37|37]]). Чтобы достигнуть в царство всеобъемлющей любви Божией, должно прежде остаться одиноку сердцем, как тот, кто сказал: «//един есмь аз, дондеже прейду//» [[old:ps:140:10|(Пс. 140:10)]]. //**Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.)**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Господь говорит в Евангелии: "**Тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их**". Подразумевается, во-первых, что каждый обретает ее высочайшей добродетелью, проходя через тесноту, в подвиге и борьбе. А во-вторых, тесным Он называет путь для не хотящих идти по нему: тесен путь для врагов Его, для не могущих вступить на него, по слову Писания: "//Для невежд он очень суров; и неразумный не останется на нем//" [[old:prsir:06:12|(Сир. 6, 12)]]; потому что нужны большой разум, мудрость, терпение и вера, чтобы человек уверенно и не колеблясь достиг блаженства и Божьего пути правды [[new:2pet:02:21|(2 Пет. 2, 21)]]. Как если была бы безмерно высокая и отвесно крутая гора с очень тесной тропой шириною, скажем, в след ноги, и по ней не могли бы ступать и проходить четвероногие звери или иное что, кроме только легких птиц, возносимых своими крыльями, – так и высочайшие заповеди Евангелия и путь Божий тесны и узки людям мира сего, непричастным Духа Божия, и этим путем невозможно идти (то есть стать послушниками и безупречными во всех евангельских заповедях) никому, пока они не приобретут крыл Святого Духа; тогда, возносимые Святым Духом, они легко смогут пройти по евангельскому пути правды и удостоятся войти в жизнь, по слову Господа: "//Иго Мое благо, и бремя Мое легко//" [[new:mf:11:30|(Мф. 11, 30)]]. Они узнают, что не тяжелы заповеди Иисуса, когда, окрыленные Святым Духом, пойдут с великой легкостью и радостью по тесному для остальных людей пути. И невозможно без святых крыл духовных никому вступить на сказанный путь (то есть в совершенной и безупречной чистоте исполнить все заповеди Господа) и удостоиться войти так во врата Царства Небесного. //**Собрание рукописей типа III. Поучение 16.**// ===== Прп. Аммон ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Авву Аммона спросили: «Что есть **узкий и тесный путь**?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: //вот, мы оставили все и последовали за Тобою// [[new:mf:19:27|(Мф. 19, 27)]]. //**Повествования.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который, по слову Божию, вводит **в живот вечный**. //**Поучения.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** **«Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»** [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]]. Поэтому, если и обретающих путь мало, то еще меньше тех, которые имеют силу войти в живот. Но не входят они по собственному своему нерадению. **//Письма на разные темы. Декуриону.//** ---- Если желаешь войти в небесное царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]]. **//Письма на разные темы. Письмо 3.244.//** ===== Блж. Августин ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#blzh_avgustin|Мф. 7:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 7:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Слово "потому что" означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: //"бремя Мое легко"// (см. [[new:mf:11:30|Мф. 11:30]])? По причине будущих воздаяний. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его** **что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот** "Что" поставлено вместо: "весьма". Увеличивает узкость и тесноту, чтобы, заранее зная это, мы возбуждались к борьбе и заблаговременно приготовлялись к терпению и перенесению трудов. Если постигнет нас какая-либо печаль, о которой мы заранее знали и которой ожидали, то она обыкновенно переносится гораздо легче. Итак, желая, чтобы ученики были весьма сильны в борьбе и терпеливы, открыл, что указанный путь тесный и полон скорби. Утешая же их относительно долженствующего последовать мучения и облегчая тяжесть его, открыл, куда этот путь ведет, именно к жизни, разумеется – вечной, чтобы ты в то время, как беспокоишься, видя все труды, возбуждался, взирая на конец их, и получал новые силы от надежды на воздаяние. И не очень малое утешение назвать эти ворота и путь, потому что ни одно из них не остается, но проходит. **и мало их есть, иже обретают его** Там, конечно, много, по причине приятности пути и отсутствия трудов на нем, а здесь – мало, по причине неудобства и трудности. Следует знать, что теперь Он назвал путь небесной жизни узким и тесным ради Его временных страданий, а в другом месте Он говорит, что //иго// заповедей Его – //благо и бремя// предписаний Его //легко// [[new:mf:11:30|(11,30)]] ради надежды на вечные блага. Добродетель – тяжела по причине тяжести трудов, а легка по причине воздаяния за нее; ожидание будущей радости смягчает и уменьшает ощущение скорби. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** См. Толкование на [[new:mf:07:13#prot_ioann_buxarev|Мф. 7:13]] ===== Лопухин А.П. ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Правильный перевод этого места зависит от решения вопроса, какое слово должно быть поставлено в начале стиха, τί или ότι. Во многих унциальных кодексах и древних латинских переводах читается τί; но Златоуст и другие ότι. Если бы чтение было τί, то смысл был бы сентиментален: как тесны врата, и как узок путь, ведущие в жизнь! Феофилакт говорит, что τί здесь есть восклицательное. Иероним переводит: quam angusta porta! Цан принимает τί. С другой стороны, если бы было ότι, то в ст. 14 содержалось бы почти совершенно ненужное доказательство мысли, высказанной в 13 стихе. “Входите тесными вратами... потому что тесны врата...” Но, с принятием ότι, можно понимать выражение и так: в первом предложении 13 стиха дается заповедь: входите тесными вратами, и она доказывается в дальнейших словах, смысл которых тот, что широкий путь за вратами ведет к погибели. В следующем 14 стихе доказывается та же мысль, но с другой стороны. Если многие идут широким путем, то одно это уже служит достаточным основанием для того, чтобы ученики Христа не следовали преданной роскоши и развратной толпе; они должны идти собственной дорогой, которую указал им Христос. Логическое ударение стоит здесь, следовательно, не над словами широкий или тесный путь, а на том, что многие или погибают, или получают жизнь. На этих основаниях можно считать более вероятным ότι (//потому что// — как в русском). **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Сам Господь со скорбью говорит: **потому что тесны врата и узок путь** (о, как тесны врата и узок путь!) **ведущие в жизнь** вечную! Это – путь обуздания своих помыслов, отсечения собственных пожеланий для Бога, путь скорбей и лишений, но зато он ведет к жизни святой и богоугодной, к чистоте и бесстрастию, а затем и к жизни вечноблаженной! «Сей путь до того узок, – говорит святитель Василий Великий, – что опасно всякое уклонение и в правую, и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода. Поэтому, кто идет этим узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого уклонения, отступления и совращения от заповедей Господних, по писаному: //«не уклоняйся ни направо, ни налево»// [[old:vtor:17:11|(Втор. 17:11)]]». «Сей путь лежит, – по выражению святителя Филарета, – или через воды слез: //«блаженны плачущие»//, или через пустыню духовной нищеты: //«блаженны нищие духом»//; или через дебри уничижения: //«блаженны изгнанные»//; на этом пути грозят нам смертные опасности: //«потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»//, а иногда требуется разлука с людьми самыми близкими: «//ибо Я пришел разделить человека с отцом его»//… Тесен и прискорбен этот путь: святые подвижники омочили его своим потом, а святые мученики – даже кровью своей…». «Итак, – говорит святитель Илия Минятий, – кто ходит, высоко подняв голову, кто гордится перед другими, тому не пройти здесь, если не наклонит головы, если не смирится: **«тесны врата и узок путь!»** Кто пресыщается земными благами, тому не пройти, если не изнурит своего тела постом и трудами: //«тесны врата и узок путь!»// У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними этим добром, тому не пройти здесь, если не уменьшит всего этого: //«тесны врата и узок путь!»// Много нужно пота пролить, много нужно труда приложить, много нужно потерпеть и пострадать, чтобы в рай пройти: //«многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»// [[new:act:14:22|(Деян. 14:22)]]. У кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести, тому не пройти в рай: //«узки»// туда// «врата»// и прискорбен путь!"… **и немногие**, – говорит Спаситель (о, как мало таких), – **находят их!** Да и из тех, которые обретают, одни в самом начале, другие в середине, а иные у самой уже пристани тонут. Путь воистину тесный, но неизбежный для тех, кто хочет войти в Царство Небесное. Туда не пустят в ветхой одежде греха: надобно снять эту одежду. Каким же образом? Блаженный Августин отвечает: «Возьми за образец змеиную хитрость: чтобы сбросить с себя старую кожу, она проползает сквозь узкое отверстие. А где, скажешь, я найду это узкое отверстие? Слушай: тесные врата скорбей ведут к жизни…» Преподобная Феодора говорила: «Как деревья не могут приносить плодов, если не вытерпят зимних бурь и дождей, так и для нас сей век есть зима, и мы не можем иначе сделаться наследниками Царства Небесного, как через многие скорби и искушения». Но если путь в Царство Небесное тесен, то почему же Господь в другом месте говорит: //«иго Мое благо и бремя Мое легко»//? «Как это, путь – тесный и вместе с тем – удобный? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст и сам же отвечает. – Тем этот путь и удобен, что он есть путь и врата; на нем ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни». «Кто терпит обиды, – говорит блаженный Феофилакт, – тот как бы только проходит сквозь некоторые ворота; равно и сластолюбивый, предаваясь сластолюбию, проходит как бы только некоторый путь. Но так как то и другое временно, то выбирай лучшее». «Врата в Царство Небесное тесны не сами по себе, – говорит блаженный Августин, – мы стесняем их для себя своей гордостью, а затем мучаемся, что не можем войти, сетуем и раздражаемся препятствиями. Как же облегчить душу? Должно испить от чаши смирения, хотя горькой, но целебной». «Как стесненная вода поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Вот почему одна горько плакавшая богобоязненная женщина, на вопрос старца, о чем она плачет, отвечала: «О том я и плачу, что забыла я Бога, и Бог меня забыл; вот уже три года за грехи мои не посылает мне ни одной скорби…» Скорби она считала великой милостью Божией к себе. «И Павел назвал скорбь легкой, – говорит святитель Златоуст, – но он называет ее так не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущих благ. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случаются с нами многие несчастья. Господь для того и назвал путь трудным, дабы пробудить от сна путников. Но пусть путь прискорбен и врата тесны, – зато не таков тот град, к которому ведут они!..» //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]