[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** См. Толкование на [[new:mf:08:02#svt_ioann_zlatoust|Мф.8:2]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 25-я.**// ---- Для чего прикоснулся? Для того, чтобы показать тебе, что Он не раб, подчиненный закону, а Владыка, стоящий выше закона. Чем же Он исполнил закон? Тем, что сказал: **«Хочу, очистись»**, а не тотчас коснулся его. Предшествовало слово, прогнало болезнь, а потом Он коснулся нечистого и сказал: **«Хочу, очистись»**. Как? **«И он тотчас очистился от проказы»**. Евангелист не нашел выражения, – потому что слово **«тотчас»** выражает не так скорое действие, – не нашел выражения, соответствующего быстроте действия. **«Тотчас»**, т. е. как? В то самое время, как было произнесено слово, уничтожилась болезнь, прошла проказа, и прокаженный стал чистым. **//Беседа о жене хананейской.//** ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** Проказа очищается тотчас, как только Господь простирает руку. Подумай вместе с тем, с каким смирением и без хвастливости дается ответ. Тот сказал: //Если хочешь// (см. [[new:mf:08:02|Мф. 8:2]]). Господь отвечает: **Хочу**. Тот предпосылает слова: //Можешь меня очистить//. Господь присоединяет слово **Очистись**. Итак, слова Господа нужно соединять не так, как полагают очень многие из латинян, не нужно [читать их вместе]: "Хочу очистить", а отдельно: так что сначала он говорит: **Хочу**, а потом повелевает, говоря: **Очистись**: [или: повелевает очиститься]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: Хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им** Господь коснулся прокаженного, показывая, что Он не подлежит закону, который повелевает не касаться прокаженного, но что Он - Владыка его, что для чистого нет ничего нечистого и что Его святая плоть сообщала освящение. Однако, избегая славы, Господь велит никому не говорить, но показаться священнику, ибо если бы священник не сказал, что прокаженный очистился, то он остался бы вне города. Христос повелевает принести дар, во свидетельство иудеям, то есть как бы говоря: "если Меня обвинят, как нарушителя закона, будь свидетелем ты, которому Я приказал принести, что приносится законом". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И простер руку Иисус, коснуся ему, глаголя: хощу, очистися. И абие очистися ему проказа** Желая, с одной стороны, утвердить мнение прокаженного, так как он правильно думал, что Он есть всемогущий Бог, с другой стороны, показать народу Свою власть, как выше мы сказали, говорит: **хощу, очистися**. "Хощу" здесь служит доказательством человеколюбия, а "очистися" – власти. Но если Христос исцелил прокаженного словом, зачем Он, **простерши руку, коснулся его**? Так как был закон, запрещавший дотрагиваться до прокаженного. Христос же, желая показать, что Он, как Бог, выше закона (потому что последний поставлен только над обыкновенными людьми) смело коснулся, и никто из народа не противоречил Ему. Из предыдущего они уже знали, что Он все делает, как должно. Этим также Христос научил, что не должно гнушаться телесною проказою единоплеменников, но должно страшиться одной только проказы душевной, которая есть грех. И рука Его не только не восприняла нечистоты, коснувшись тела прокаженного, а скорее очистила это последнее. Поэтому, если красотою души нашей уничтожается проказа греха, то приступим же к слову заповедей Христовых, чтобы, коснувшись нас, оно очистило и эту проказу. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** **Прикоснуся ему** (коснулся его, больного). Иисус Христос исцелял больных иногда словом Своим, а иногда прикосновением Своей руки. «Христос прикасается к нечистому, – замечает Златоуст, – для того, чтобы показать, что Он, как Господь, выше закона и что надлежит страшиться не телесной проказы, а душевной, которая есть грех». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** [[new:mk:01:41|(Мк. 1:41-43;]] [[new:lk:05:13|Лк. 5:13)]]. Последнее выражение буквально: и тотчас была очищена (у) него проказа. У Луки выражения почти буквально сходны с выражениями Матфея (греч.); Марк добавляет:// “умилосердившись над ним”.// Чтобы исцелить прокаженного, Спаситель протянул Свою руку и прикоснулся к нему; это было запрещено иудейским законом. Но здесь Иисус Христос, чтобы доказать, что Он “исцеляет не как раб, а как Господь, — прикасается” (Иоанн Златоуст). Елисей, по Иоанну Златоусту, не вышел к прокаженному Нееману, соблюдая закон. Но рука Господня, через прикосновение к проказе, не сделалась нечистой, между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто. Господь, говоря словами, сказанными самим прокаженным, отвечает: “хочу, очистись”. В первом случае глагол “очистить” употреблен самим прокаженным точно в действительном залоге; в двух последних — в страдательном. Иероним замечает, что нельзя читать вместе с “многими латинянами:” “хочу очистить” (volo mundare), но отдельно; сначала Христос сказал: “хочу”, а потом повелительно говорит “очистись”. На исцеление прокаженного, быстрое, чудесное, мы должны смотреть, как на действительный исторический факт, а не как на аллегорию, имевшую символический смысл. Христос теперь переходит, по Матфею, от учения к чудесам. Много было говорено о том, что чудеса совершались Христом с целью подтвердить Его учение. Но здесь по крайней мере повеление прокаженному ничего не говорить о чуде, свидетельствует о противном. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** И эту Божественную власть Свою Господь проявляет самым делом: И с любовью **Иисус, простерши руку**, всеосвящающую Свою руку, Иисус, как Господь самого Закона, вопреки букве этого Закона, **коснулся его** и, ободряя его веру, исполняя его смиренную просьбу, властно, как Всемогущий, отвечал ему теми же словами, какими была выражена его просьба – **и сказал: хочу, очистись**. И за Его словом последовало и дело: **и он тотчас** (тотчас же от прикосновения святой руки Господа) **очистился от проказы**». «Природа, – говорит Златоуст, – получив повеление, повинуется, и повинуется с большей скоростью, чем говорит евангелист. Ибо слово **«тотчас»** (церк.-слав. áбие) не выражает той скорости, с какой совершилось дело. Но для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукой? Для того, чтобы и этим показать, что Он – выше Закона, и что для Чистого нет ничего нечистого. Елисей даже не посмотрел на Неемана и, строго соблюдая Закон, сам остался дома, а его послал к Иордану омыться. Но Владыка, в доказательство, что Он исцеляет не как раб, но как Господь, прикасается. Ибо рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистой; между тем, тело прокаженного от святой руки стало чистым. Христос пришел уврачевать не только тела, но и души. Как не возбранял Он есть неумытыми руками, так и здесь учит, что должно заботиться о душе и, оставив внешние телесные очищения, надлежит очищать душу и страшиться собственной душевной проказы, которая есть грех. Телесная проказа нимало не препятствует добродетели. Он Сам первый прикасается к прокаженному, и никто не обвиняет Его». Он нарушил букву Закона, который признавал прикосновения к прокаженному осквернением; но в то же время Он раскрыл дух Закона, по которому милость лучше жертвы. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]