[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** Итак, что же говорит сотник? **Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой**. Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, – ведь и ныне можно Его принимать, – послушаем и поревнуем, и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его самого. **Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой**. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только – повели. Так как Лука в повествовании о данном чуде со слугой сотника включает много другого, что, по-видимому, показывает разногласие, то нужно и это изъяснить вам. Итак, что говорит Лука? Сотник //«послал к Нему Иудейских старейшин просить Его»// придти [[new:lk:07:03|(Лук. 7:3)]]. Матфей же говорит, что он сам, придя, говорил: **«недостоин»**! Некоторые говорят, что это – разные лица, хотя они и много имеют сходного. О том говорится: //«любит народ наш и построил нам синагогу»// [[new:lk:07:05|(Лук. 7:5)]], а об этом сам Иисус говорит: //«и в Израиле не нашел Я такой веры»//. О том не сказано: //«многие придут с востока»//, – откуда вероятно, что он был иудей. Что же сказать нам на это? То, что такое решение легко; спрашивается только, истинно ли оно? Я думаю, что это одно и то же лицо. Но от чего же, скажет кто-либо, по свидетельству Матфея, он сказал: **«я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой»**; по свидетельству же Луки, послал за Христом, чтобы Он пришел? Мне кажется, что Лука указывает нам на лесть иудейскую, и на то, что люди, в несчастье будучи непостоянны, часто переменяют намерения. Весьма вероятно, что когда сотник хотел идти, иудеи воспрепятствовали, льстя ему и говоря: мы сходим и приведем Его. Смотри, и самая просьба их исполнена лести. //«Ибо любит»//, говорят, //«народ наш и построил нам синагогу»//; и не знают даже, за что нужно похвалить этого мужа. Им надлежало бы сказать, что он сам хотел придти и попросить, а мы воспрепятствовали, зная его несчастье и видя лежащее в доме тело, и, таким образом, надлежало бы представить величие его веры; но об этом они не говорят. По зависти они не хотели обнаружить веру этого мужа; но чтобы призывающего не почли за какого-либо великого человека, они решились лучше помрачить добродетель того, за которого пришли просить, нежели, обнаружив его веру, исполнить то, за чем пришли. Зависть легко может ослепить ум. Но ведущий тайное прославил его против их воли. А что это так, послушай, как сам Лука опять, изъясняя это, говорит: //«когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой»// [[new:lk:07:06|(Лук. 7:6)]]. Как скоро он освободился от докучливости иудеев, то посылает сказать: не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом. Если же Матфей повествует, что сотник сказал это не через друзей, но сам лично, то это не показывает никакого противоречия. Дело в том, оба ли евангелиста показали благорасположенность этого мужа и то, что он имел достойное мнение о Христе. Вероятно, что и сам он, после того как послал друзей, пришел и сказал то же. Если же Лука не упомянул об этом, а Матфей не упомянул о том, то произошло это не от их разногласия, но более оттого, что один восполнял то, что другой опускал. Смотри, как Лука обнаружил его веру и с другой стороны, сказав: //«отрок был болен при смерти»//. Это не повергло сотника в отчаяние и не лишило надежды; но он и в этом случае надеялся, что отрок его останется в живых. Если же, по словам Матфея, Христос сказал: //«и в Израиле не нашел Я такой веры»//, и тем показал, что он не был израильтянином, а Лука повествует, что он построил синагогу, то и здесь нет противоречия, поскольку можно было, и не будучи иудеем, построить синагогу и любить народ иудейский. Но ты не просто исследуй слова сотника, а прими во внимание еще его положение как египетского начальника, и тогда увидишь добродетель этого мужа. В самом деле, начальствующие бывают весьма надменны и не унижаются в самых несчастьях. Так, упоминаемый у Иоанна (царедворец) влечет Иисуса в дом, и говорит: //«приди»//, – отрок мой при смерти [[new:in:04:49|(Иоан. 4:49)]]; напротив, сотник не так поступил, но гораздо лучше, нежели и этот царедворец, и те, которые спустили одр сквозь кровлю. Он не домогается телесного присутствия, и не принес страждущего к врачу; а это и показывает, что сотник не низко о Нем думал, но имел богоприличное мнение, когда говорит: **«скажи только слово»**. И не с начала говорит: **«скажи слово»**, но сперва рассказывает только о болезни, так как по великому смиренномудрию не ожидал, чтобы Христос тотчас его послушал и пошел к нему в дом. Вот почему, когда услышал уже слова Его: //«Я, придя, исцелю его»//, тогда говорит: **«скажи слово»**. И болезнь не смущала его, но он и в несчастье любомудрствует, имея ввиду не столько здоровье отрока, сколько то, чтобы не показать в действиях своих чего-либо неблагоговейного. Хотя он и не настаивал, но Христос обещал. А он и при этом опасался, чтобы каким-либо образом не выйти из пределов собственного достоинства, и не обременить себя каким-либо тяжким поступком. Видишь ли его благоразумие? Посмотри на безумие иудеев, которые говорят: он достоин, чтобы Ты оказал ему милость. Надлежало бы прибегнуть к человеколюбию Иисуса, а они выставляют достоинство человека, сами не зная, с какой стороны должно выставить его. Напротив, сотник иначе поступил: он сознавал себя весьма недостойным не только благодеяния, но и того, чтобы принять Господа в дом. Потому-то, сказав: //«отрок мой лежит»//, не прибавил: **«скажи»**, опасаясь сделаться недостойным принятия дара, но рассказал только о своем несчастье. Когда же увидел милосердие Христово, то и в этом случае не настаивал, но соблюл приличную себе меру. А если бы кто спросил: для чего Христос взаимно не почтил его? – мы ответили бы, что Он, напротив, много почтил его: во-первых, тем, что изъявил согласие, как видно это особенно из того, что не пошел в дом; а во-вторых, тем, что ввел его в царство и предпочел всему народу иудейскому. За то, что Он признал себя недостойным даже принять Христа в дом, удостоился получить царство и блага, которыми наслаждается Авраам. Почему же, скажет кто-либо, прокаженный, показавший больше того, не был похвален? Он не сказал: **«скажи слово»**, но, – что гораздо более, – пожелай только, как то пророк говорит об Отце: //«творит все, что хочет»// [[old:ps:113:11|(Псал. 113:11)]]. Но и прокаженный был похвален. Когда Спаситель сказал: //«принеси дар, какой повелел Моисей, для свидетельства им»//, то этими словами выразил не иное что, как то, что ты обвинишь их, потому что ты уверовал. С другой стороны, не все равно было – уверовать иудею, и – тем, кто вне народа иудейского. А что сотник не был иудеем, это видно как из того, что он сотник, так и из сказанного о нем: //«и в Израиле не нашел Я такой веры»//. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника. <...> Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцелит отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами. //**Истина и Дух.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** Сколь сильна вера наша, столь великие и дары подает нам Бог; чем живее вера, тем большие исходатайствует она нам Божии дары: //все возможно верующему// [[new:mk:09:23|(Мк. 9,23)]]. //И выздоровел слуга его в тот час// [[new:mf:08:13|(Мф 8,13)]]. Так и душа наша исцеляется от грехов и страстей в то время, когда вера наша бывает самая твердая, искренняя, живая... когда око души, очищенное и просветленное слезами, зрит Бога как Спасителя милосердого, спасающего нас от грехов наших. Душа наша исцеляется в тот именно час, когда Господь речет нам слово: //иди, и, как ты веровал, да будет тебе//. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Августин ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** Когда Господь Иисус пообещал, что придет в дом сотника, чтобы излечить его слугу, тот ответил: **Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой**. Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство, чтобы Христос вошел не только в стены его дома, но и в его сердце. И он не сказал бы этого с такой верой и смирением, если бы не носил в сердце Того, Кого трепетал впустить в свой дом. Ведь не было бы большой пользы, если бы Господь Иисус вошел в его стены, но не был в его сердце. Ибо Учитель смирения и словом, и делом возлежал также в доме некоего надменного фарисея по имени Симон. Но хотя Он возлежал в его доме, в его сердце //Сын Человеческий не имел, где приклонить голову// [[new:mf:08:20|(Мф. 8:20)]]. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** См. Толкование на [[new:mf:08:05#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:5]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-10 **Сотник, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры** Если я, говорит, будучи рабом царя, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь приказывать смерти и болезням так, чтобы от одного они удалились, на другого же обратились, ибо телесные болезни суть воины и каратели у Бога. Поэтому Христос удивляется, говоря: "**Я и среди Израиля не нашел такой веры, какую нашел в этом язычнике**". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И отвещав сотник, рече (Ему): Господи, несмь достоин, до под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой ** **Несмь**, говорит, **достоин**, потому что Ты Бог; но, как всемогущий, скажи просто словом, что желаешь, и само слово станет делом. Видишь величие веры? Итак, Христос для того сказал: //Аз пришед исцелю его// [[new:mf:08:07|(Мф. 8:7)]], чтобы сотник сказал: **несмь достоин** и т. д., и чтобы всем открылась великая его вера. Если бы Христос не сказал того, то и сотник не сказал бы, конечно, этого, и осталось бы совершенно скрытою от следовавших столь великая вера мужа. Обрати внимание и на следующие слова сотника, доказывающие, что Он может (исцелить) и простым словом. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 8-9 **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** В этих словах сотник выражает, с одной стороны, свое смирение и недостоинство, как человека грешного и притом язычника; а с другой, свою веру в Иисуса Христа, для Которого довольно сказать только слово, и чудо исцеления совершится. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- Почему сотник считал себя недостойным, чтобы Господь вошел в дом его? По глубокому смирению и потому, что он был не иудей, а язычник. Сотник был язычник, но понимал суетность идолов, был расположен к иудейской вере и к вере во Христа. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** [[new:lk:07:06|(Лк. 7:6-7)]]. У Луки “недостоинство” сотника выставляется причиной не только того, что он не просит Христа придти в свой дом, но и того, что он сам не пришел ко Христу. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой** Что же делает сотник? Можно было ожидать, что он обрадуется такому неожиданному Гостю-Благодетелю. Но в смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве: **cотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой**. Поистине только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. «В то время, – говорит блаженный Августин, – когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». «Послушаем мы, намеревающиеся принять Христа, – увещевает святитель Златоуст, – и ныне можно Его принимать, – послушаем и поревнуем, и примем с таким же тщанием. Ведь когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его Самого». **«Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой!»** «О глас блаженного, научающего всех приступающих к причастию Божественных Тайн! – говорит архиепископ Никифор. – О глас святого, обличающего приобщающихся недостойно Тела и Крови Владыки Христа!..» «Смотри, – говорит святитель Златоуст, – сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. Он не сказал: помолись, призови Бога и умилостиви Его, **но скажи только слово**, только повели, **и выздоровеет слуга мой!** //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]