[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** После того, как Спаситель совершил многие чудеса, Он беседует с народом с большей уже свободой. Потом, чтобы кто не почел Его слова за лесть, но чтобы все знали, что сотник точно такого был расположения, говорит: **иди, и, как ты веровал, да будет тебе**. И дело, свидетельствующее о таком расположении его, тотчас последовало: «**и выздоровел слуга его в тот час**». То же случилось и с сирофиникиянкой, так как и ей Спаситель сказал: //о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час// [[new:mf:15:28|(Мф. 15:28)]]. И, однако, этому великому и чудному делу немало содействовал сотник, что и Христос, показывая, сказал: **«иди, и, как ты веровал, да будет тебе»**! Видишь ли, как исцеление отрока обнаружило и силу Христову, и веру сотника, и утвердило будущее? Или лучше, все это возвещало силу Христову, потому что Он не только исцелил тело отрока, но посредством чудес привлек и душу сотника к вере. Но ты взирай не на то только, что один уверовал, а другой исцелился, но и подивись скорости, которую показывая, евангелист говорит: **«и выздоровел слуга его в тот час»**, – как и о прокаженном сказал, что он тотчас очистился. Христос являл силу не только через исцеление, но и через то, что производил его нежданно и мгновенно. И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время совершения чудес часто предлагал учение о царствии, и всех привлекал к нему. Даже и тем, которым Он угрожал извержением, угрожал не для того, чтобы извергнуть, но чтобы, устрашив словами, привлечь к царствию. Если же отсюда иудеи не получали никакой пользы, то во всем виновны сами они и все страждущие их болезнью неверия. Всякому известно, что то же случилось не только с иудеями, но и с уверовавшими. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** У Бога нет насилия, но Ему всегда присуща благая воля. И поэтому Он всем дает благой совет, но в человека вложил свободу выбора, так же как и в ангелов (ибо ангелы разумны), чтобы те, кто повинуется, по справедливости обладали благом, которое, хотя дано Богом, сохранено ими самими... Но поскольку человеку изначально присуща свободная воля, как и Богу, по подобию Которого он создан, присуща свободная воля, то всегда ему дается совет соблюдать добро, что достигается через послушание Богу. И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: //По вере вашей да будет вам// [[new:mf:09:29|(Мф. 9:29)]], показывая, что вера принадлежит человеку, поскольку он имеет свою собственную волю. И еще: //Все возможно верующему// [[new:mk:09:23|(Мк. 9:23)]] и: **иди, как ты веровал, да будет тебе** [[new:mf:08:13|(Мф. 8:13)]]. //**Против ересей.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал Иисус сотнику: иди, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** Исцелив словом, Господь показал, что истину Он сказал и относительно изгнания иудеев. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе. И изцеле отрок его в той час** **И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе** Этим Христос показал, что весьма много способствует для совершения чуда вера нуждающегося в нем. **Якоже веровал еси**, говорит, **буди тебе**, т.е. так как ты веровал, что Я могу исцелить больного и не придя в твой дом, пусть будет так. **И изцеле отрок его в той час** Как о прокаженном евангелист сказал, что он //тотчас очистился// (см. [[new:mf:08:03|Мф. 8:3]]), так и теперь говорит, что больной **выздоровел в тот час**. А присоединил это для увеличения чудес, потому что Христос совершил не только чудесные дела, но и в самое короткое время показал Свое могущество. Некоторые говорят, что это был один сотник, а упоминаемый у Луки – другой ([[new:lk:07:02|Лк. 7, 2]] и след.), потому что у этого был расслаблен сын, а у того – раб; этот пришел ко Христу, а тот послал прежде старейшин иудейских, а потом своих друзей. Кроме того, тот не только не приглашал Христа в свой дом, но удерживал даже, когда Он хотел идти, а этот прежде чрез старейшин позвал, а потом чрез друзей отклонил. Но имея столько различия, они имеют и много сходства: оба они – сотники, живущие в Капернауме, печалящиеся о расслабленном, доказывающие свою веру одними и теми же словами и удостоенные одинакового благодеяния. Златоуст говорит, что это один и тот же сотник, упоминаемый у Матфея и у Луки. Лука для точности рассказал все подробности, кроме присутствия сотника. А Матфей для краткости опустил посольство старейшин и друзей, как не необходимые, но ясно отмечает только веру сотника, похвалу за нее и чудо над расслабленным. Нужно, однако, разрешить и кажущиеся, как сказано, различии. **Отроком** (παις) мы называем не только сына, но и раба. И имел он, говорит, и "рабы" (παιδας) и "рабыни" (παιδισκας). Что касается до того, что, по словам Матфея, сотник сам пришел ко Христу, а, по словам Луки, он послал к нему старейшин, а потом друзей, то нужно думать, что случилось и то, и другое. Прежде всего он послал старейшин, приглашая Христа прийти; затем, зная, что Он идет, и считая себя недостойным принять Его, послал друзей, чтобы отклонить Его и донести то, что сказал Лука. После этого, когда болезни сильнее мучили расслабленного (как сказал Лука, он уже хотел умирать), сотник, не перенося этого, побежал и сам позади друзей, надеясь, что сам он скорее упросит. После того как друзья сказали, что им было приказано, пока Христос отвечал то, что вписал Лука, вдруг приходит сотник, и прежде чем встретился с друзьями, увидев Христа и воспламенившись, опять умолял Его сначала, говоря: //Господи, отрок мой лежит в дому разслаблен// [[new:mf:08:06|(Мф. 8:6)]] и т. д. Затем Христос, желая больше открыть его веру, ответил: //Аз пришед исцелю его// [[new:mf:08:07|(Мф. 8:7)]]. Далее опять сотник прибавил: //Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши// [[new:mf:08:08|(Мф. 8:8)]], и т. д., как записал Матфей. Итак, очевидно, что Лука записал то, что случилось до прихода сотника, а что последовало затем, записал Матфей; и тем и другим показывается вера сотника и совершение чуда Иисусом. Так как Лука сказал, что посланные, возвратившись, нашли расслабленного раба здоровым, то нужно думать, что сотник, вполне убежденный в его выздоровлении, возвращался медленнее, а они, не доверяя, побежали вперед, потому что желали знать, выздоровел ли он. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** См. Толкование на [[new:mf:08:12#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:12]] ===== Троицкие листки ===== **И сказал Иисус сотнику: иди, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** И, похвалив веру сотника, Господь оправдал ее проявлением Своего всемогущества: **и сказал Иисус сотнику**: ты веруешь, что Я могу повелевать болезнями так же, как ты – своими подчиненными; веруешь, что могу одним словом Моим исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе:** иди, как ты веровал, да будет тебе**. И за всемогущим творческим будет тотчас последовало самое дело:** И выздоровел слуга его в тот час**. И благочестивый сотник, уверенный во всемогуществе слова Иисусова, не спешил, вероятно, в дом свой, так что его друзья, ранее его пришедшие в дом, нашли, как говорит евангелист Лука, слугу его уже выздоровевшим. «Христос, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – являл силу Свою не только через исцеление, но и через то, что совершал его нечаянно и мгновенно. А совершая чудеса, предлагал учение о Царствии и всех привлекал к этому Царствию»... . В глазах язычника раб не считался за человека: если он устарел или заболел, то его можно было продать, как безполезную вещь. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]